11.09.2018 18:44:00

Человек начал думать руками, а не головой

В основе развития языка у Homo sapience лежали наскальные рисунки в пещерах

Тэги: человек, история, антропология

193-11-1_t.jpg
Восточноиспанские наскальные изображения.
Живопись ущелья Вальторга.
Фото из книги У. Брей, Д. Трамп
«Археологический словарь», 1990

Геродот писал в «Истории», что один из египетских фараонов будто бы поместил с рожденья в изолированных покоях двух близнецов, запретив слуге разговаривать с ними. Через два года близнецы произнесли слово «бекос», означавшее «хлеб». Вполне возможно, что дети могли развить звуковую «сигнализацию» и жесты для общения друг с другом, а также наносить на стены знаки и символы, из которых развились рисунки и рисунчатое письмо. Впрочем, Дарья Забелина из Арканзасского университета (США) показала, что «креативщики» отнюдь не опережают обычных людей с точки зрения когнитивного, или умственного контроля несущественной информации. Статья об этом опубликована в журнале Neuroscience.

У геродотовских близнецов не проверяли их способность к пению, являющемуся языком «бессловесных» птиц, изданию криков, спектром которых владеют шимпанзе. Столь грубый подход к проведению экспериментов на людях характерен для времени, когда Платон был уверен, что мы видим благодаря свету, исходящему из глаз, и что за общение отвечает язык во рту. Лишь в ХIХ веке, когда Иван Сеченов доказал, что «рука учит мозг», врачи обратили внимание на содержимое черепной коробки.

Поль Брока, известный французский врач и анатом, один из основателей антропологии, столкнулся в своей практике с пациентом Луи Леборном. Этот дуэлянт получил удар клинком в левый висок и в силу этого потерял способность говорить при сохранении способности понимать язык. Вскоре немец Карл Вернике подтвердил данные Брока, локализовав центр языкового восприятия в височной доле. Так выяснилось, что за язык отвечают две области левого полушария мозга. Кстати, это подтвердилось в случаях Ленина и Сталина, утерявших речь после поражений этих областей.

Специалисты Массачусетского технологического института произвели в 2017 году небольшую сенсацию, заявив, что в основе развития языка лежали… настенные рисунки, с помощью которых обитатели пещер общались друг с другом. Статья в журнале MIT News: Frontiers in Psychology называлась «Гипотеза о связи доисторических рисунков в пещерах с символическим мышлением и происхождением языка». Авторы идеи развития языка на основе рисунков делают особый упор на их символизм, то есть возможность передавать отвлеченные образы, действия и отношения. Мы и сегодня пользуемся изображением сердца, например, в предложении «Я – «сердце» – Москва».

Можно напомнить, что греческое слово «символ» имеет корень со значением «метать, бросать, передавать смысл» и т.д. Греки полагали, что это следы громов и молний, которые метал Зевс с неба.

Сегодня мы знаем, что мозг закладывается в утробе матери явно избыточным, то есть с толстой корой, в которой много нервных клеток. Проблема, однако, в том, что клеток-то много, но мало связей между ними. Поэтому в подростковом возрасте, начиная с пяти лет, идет элиминация нейронов, а их материал направляется организмом на увеличение количества нейронных отростков и формирование на них синапсов – точек межклеточных контактов. Процесс истончения коры при взрослении нейробиологи в деталях изучили с помощью современных томографов.

В том же Массачусетском технологическом институте и соседнем с ним Гарварде рассмотрели, как устроена в мозге память и что является ее переключателем. Известно, что за формирование памяти и ее извлечение отвечают нейроны гиппокампа, или извилины морского конька, лежащей на основании височной доли. Непосредственно клетки памяти локализуются в так называемой зубчатой извилине (DG – Dentatus Gyrus), нейроны которой посылают отростки к клеткам аммонова рога (Cornu Ammoni). А уже они «рассылают» связи к миндалине (Amygdala) в глубине гиппокампа и к нервным клеткам предлобной коры (PFC – PreFrontal Cortex). Последние отвечают не только за сохранность памяти, но и ее стабилизацию и селекцию того, что следует «хранить вечно» или побыстрее забыть.

Оказалось, что переключателем состояний является ген, кодирующий синтез внутриклеточного белка актина, взаимодействующего с протеином, организующим цитоскелет. Оба поддерживают форму клетки и очень важны для роста нервных отростков и формирования синапсов. Комплекс необходим для нормального обучения, формирования павловского рефлекса у животных. Снижение его уровня в клетках «зубчатки» увеличивает число связей с нейронами аммонова рога. Повышение уровня актинового комплекса реактивировало память и страх у мышей.

Обычно мыши живут два года. Ученые посмотрели, что происходит в мозге мышей возрастом 17 месяцев, то есть у очень «пожилых» грызунов. Оказалось, что у них повышена активность нейронов аммонова рога, которая не «гасится» сигналами из зубчатой извилины. Подавление актинового гена восстанавливало связи между структурами гиппокампа и восстанавливало способность к обучению.

Молодежь часто недовольна тем, что родители, не говоря уже о бабушках и дедушках, не могут овладеть гаджетами и девайсами. В свете полученных данных это становится вполне объяснимым.

Вольфганг Гете говорил, что овладение иностранным языком помогает лучше понять свой родной. Память важна и при овладении иностранными языками, что естественно. Вопрос только в том, где она локализуется и функционирует. Именно это совсем неожиданно и показало исследование с помощью функционального магниторезонансного томографа. Выяснилось, что для языковой функции мозга важно и… правое полушарие. Это способно поколебать уверенность многих, воспитанных на неврологических «догматах» полуторавековой давности.