0
1843
Газета Интернет-версия

11.12.2018 18:24:00

Сергей Королев и его «Ракетный полет в стратосфере»

Как создавалась одна из основополагающих для отечественного ракетостроения книг

Тэги: королев, космос, литература


269-15-5_t.jpg

Редкий случай, когда известна точная дата выхода в свет книги – 10 декабря 1934 года, «Ракетный полет в стратосфере». Первая книга выдающегося советского ученого, организатора науки, главного конструктора, основоположника практической космонавтики Сергея Павловича Королева (1906–1966) фактически останется и его единственной книгой. Были, конечно, статьи в газетах, журналах, сборниках… Но книга – первая и последняя. 

Малоформатная популярная книжка «Ракетный полет в стратосфере» была написана в очень интересное для Королева время. Впрочем, не только для него – для всей будущей отечественной космонавтики.

В 1923 году Королев еще строил планеры, в 1931-м – уже конструирует ракетопланы… Дело в том, что в 1931 году по инициативе инженера Фридриха Артуровича Цандера (1887–1933) создается Группа изучения реактивного движения, легендарная ГИРД. Королев, работавший в то время в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ), наряду с Цандером сразу становится «мотором» ГИРД. Работы ведутся настолько интенсивно и успешно, что привлекают внимание заместителя председателя Революционного совета, начальника вооружений Рабоче-крестьянской Красной армии Михаила Николаевича Тухачевского. Он начинает пробивать идею создания единого ракетного центра на базе ГИРД – Реактивного института. 31 октября 1933 года Совет труда и обороны принял решение о создании Реактивного НИИ. Заместителем начальника назначается С.П. Королев. Это покровительство выдающегося советского военачальника, как и мещанское происхождение, очень скоро трагически отзовется в судьбе Королева…

31 марта 1934 года в Ленинграде открылась Всесоюзная конференция по изучению стратосферы. Оргкомитет конференции возглавлял физик, академик Сергей Иванович Вавилов. Открывая конференцию, Вавилов отметил: «Конференции нужно вынести решение о наиболее рациональных конструкциях стратостатов, о перспективах стратопланирования и ракетных полетах…» Фактически книга С.П. Королева – это расширенный и доработанный вариант его доклада на конференции. Даже название доклада перекликается с названием книги – «Полет реактивных аппаратов в стратосфере». Да и в самом тексте книги Королев несколько раз ссылается на результаты, доложенные на этой конференции.

Из издательской аннотации книги: «Автор инженер-летчик С.П. Королев в своем труде обрисовывает значение борьбы за достижение больших высот полета и характеризует возможности реактивных летательных аппаратов как важнейшего средства к достижению этой цели. В труде разбираются опыты, производившиеся с ракетными летательными аппаратами; впервые в нашей литературе излагается схема современного реактивного мотора и указываются вопросы, разрешение которых позволит осуществить реактивный полет в стратосфере».

Вопросы, которые упоминаются в этой аннотации, как раз разбирались во многих докладах на конференции в Ленинграде. Скажем, воздействие ионизирующего излучения и влияние на организм больших ускорений.

Эта небольшая по объему книжечка сыграла очень важную роль в становлении самой идеологии космических, в том числе межпланетных,   полетов. Королев приводит четкую систематизацию основных схем ракетных двигателей в зависимости от применяемого топлива:

«1) ракетные двигатели на твердом топливе, содержащем в себе и горючее вещество, и необходимый для горения кислород;

2) ракетные двигатели на жидком топливе и жидком окислителе;

3) воздушные ракетные двигатели, работающие на твердом, жидком или газообразном топливе и берущие нужный для горения кислород из окружающего воздуха».

В итоге он приходит к однозначному выводу: «Современный самолет, с его кажущимися нам громадными скоростями, так же непригоден для установки ракетных моторов. Достаточно посмотреть на разобранные в предыдущем изложении примеры ракетного планера и высотного самолета и сравнить их с составной ракетой Оберта и др. В первом случае – неуклюжий тяжелый взлет перегруженного аппарата, полет в течение коротких минут на практически ничтожной высоте и затем посадка туда, куда придется, так как мотор остановлен из-за израсходования всего горючего. В другом случае – мгновенный легкий взлет, скорости во много сотен метров в секунду и громаднейшие высоты.

Отсюда можно сделать два вывода.

Первый – это необходимость и целесообразность применения ракет, сразу развивающих достаточные скорости и испытывающих поэтому весьма значительные ускорения. Это – задача сегодняшнего дня.

Второй – полет человека в таких аппаратах в настоящее время еще невозможен. Повторяем еще раз, что в данном случае имеется в виду не подъем, а полет по некоторому заданному маршруту с работающим мотором».

Увы, Королеву не дали продолжить заниматься ни задачами сегодняшнего дня, ни дня завтрашнего… В СССР разворачивается кампания борьбы с врагами народа и шпионами. Одно из самых громких дел – «заговор военных». Среди фигурантов – Тухачевский.

Обратим внимание на такую деталь: книжку «Ракетный полет в стратосфере» выпустило именно Государственное военное издательство. Ничего удивительного, что через год после ареста и расстрела Тухачевского 27 июня 1938 года арестовывают и Королева с другими сотрудниками Реактивного института. Королеву предъявлено обвинение во вредительстве. Он шел по первой, расстрельной категории. 27 сентября 1938 года ему вынесен приговор: десять лет исправительно-трудовых лагерей, пять лет поражения в правах. После Бутырской тюрьмы в Москве – Колыма, работа на золотом прииске…

А в это время, в 1939 году, успешно проходят испытания крылатой ракеты по проекту Сергея Павловича; дальность полета рекордная по тому времени – 50 км. Тогда же разработаны два ракетоплана с жидкостными реактивными двигателями – тоже конструкции Королева.

В 1940 году Королеву сокращают срок до восьми лет и отправляют в московскую спецтюрьму – ЦКБ-29, так называемую шарашку. Там он встречается с отбывающим срок руководителем своего дипломного проекта Андреем Николаевичем Туполевым и под его руководством работает над созданием бомбардировщиков Пе-2 и Ту-2. В 1942 году Королева переводят в другое КБ тюремного типа – ОКБ-16 при Казанском авиазаводе № 16.

В начале 1943 года он был назначен главным конструктором группы реактивных установок. Королев подчеркивает катастрофическую нехватку людей. Ворошиловы и Буденные не могли бы выиграть войну у Германии – одной из наиболее технически развитых в то время стран. (По злой иронии судьбы книге С.П. Королева «Ракетный полет в стратосфере» предпослан эпиграф: «Кто силен в воздухе, тот в наше время вообще силен. К. Ворошилов».)

В июле 1944 года по личному указанию И.В. Сталина Сергей Павлович Королев досрочно освобожден из заключения со снятием судимости, но без реабилитации.

А реабилитируют Королева только в 1955 году…

Но все это будет несколько позже – и тюремные издевательства, и признание, и слава главного конструктора ракетной техники в Советском Союзе. А книгу свою Сергей Павлович Королев в 1934 году заканчивал так:

«Мы уверены, что в самом недалеком будущем ракетное летание широко разовьется и займет подобающее место в системе социалистической техники. Ярким примером тому может служить авиация, достигшая в СССР такого широкого размаха и успехов. Ракетное летание, несомненно, может претендовать в своей области применения вряд ли на меньшее, что со временем должно стать привычным и заслуженным».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


НАТО признает космос одной из сфер военной деятельности, но не станут размещать там оружие

НАТО признает космос одной из сфер военной деятельности, но не станут размещать там оружие

  

0
288
Илон Маск ищет справедливости между NASA и Роскосмосом

Илон Маск ищет справедливости между NASA и Роскосмосом

Анатолий Комраков

Новые американские корабли оказались дороже старых "Союзов"

0
18933
По космическим щам. Сказ о щедрых и полезных новогодних подарках от "Роскосмоса"

По космическим щам. Сказ о щедрых и полезных новогодних подарках от "Роскосмоса"

Фалет

0
2171
Вся правда о детях

Вся правда о детях

Михаил Бойко

Реальная история Юли с планеты Ю

0
1631

Другие новости

Загрузка...
24smi.org