25.12.2018 17:46:00

Необычный космический объект находится в 52 тысячах светолет от Солнца

Обнаружен самый «медленный» пульсар

Тэги: астрономия, звезды, пульсар

астрономия, звезды, пульсар Бинарная система черных дыр с джетами, периодически меняющими направление, в результате чего слева внизу образовалось «поле»-lobe (во врезке показан наклон оси джета с синим кругом круговой прецессии). Иллюстрация Physorg

Английские астрономы проанализировали радиокарту в диапазоне 5 ГГц, обнаружив при этом мощное истечение струй (джетов) в ядре отдаленной галактики. На представленном в журнале Monthly Notes изображении, охватывающем около 5 млн световых лет, они увидели две черные дыры, вращающиеся вокруг друг друга. Возраст полученной «картинки» оценивается в 10 млрд лет. Ученые полагают, что эта бинарная система черных дыр близка к своему слиянию и это грозит мощным всплеском гравитационного излучения, впервые зарегистрированного три года назад с помощью лазерной обсерватории LIGO.

Но тогда лазерный гравитометр зафиксировал вспышку после слияния не особенно массивных черных дыр и, к сожалению, не может фиксировать катаклизм с супермассивными дырами. А гравитация очень важна для астрофизиков, поскольку ее волны позволят точнее определять расширение Вселенной и расстояние до убегающих галактик. Эдвин Хаббл, в честь которого был назван первый орбитальный телескоп, заявил 90 лет назад, что галактики убегают от Млечного Пути, в результате чего возникает красное смещение (Red Shift). Историки науки полагают, что именно эта экспансия пространства является одним из главных свидетельств случившегося некогда Большого взрыва. Впрочем, недавно появилась гипотеза, что колыбелью Вселенной стала гигантская черная дыра.

Но англичан больше волнует выявленная ими прецессия джетов, срывающихся с полюсов дыр, по которым и определяют их положение в пространстве. Прецессией называется круговое движение оси волчка или юлы, возникающее при попытке повалить вращающийся объект (в норме ручка юлы или ось гироскопа занимают строго перпендикулярное положение). Ученые полагают, что выявленная ими прецессия струй вызвана взаимным влиянием сближающихся друг с другом дыр на джеты, которые у одиночных дыр уходят строго по оси ее вращения.

Вопрос прецессии струй не столь академичен, как может показаться на первый взгляд. Дело в том, что джеты формируются разогретыми до миллионов градусов слоями газового диска, образующегося вокруг черной дыры. Мощное нагревание вследствие внутреннего трения слоев газа препятствует звездообразованию, поскольку звезды формируются из уплотнений холодных газов. А постоянное смещение струй-джетов вследствие прецессии приводит как раз к нагреву большего объема межзвездного газа, что препятствует рождению звезд. Это, по всей видимости, и объясняет не слишком эффективное формирование новых звезд в галактиках в наблюдаемых сегодня пределах.

Порадовала и команда астрономов из Амстердамского и Манчестерского университетов. Совместными усилиями им удалось открыть самый долгоживущий пульсар, о чем они и сообщили в журнале Astrophysical J. Пульсирующие нейтронные звезды образуются после выгорания недр звезд, в результате чего возникает гравитационный коллапс и остатки звездных масс «собираются» в объем диаметром всего 20 км! Первый пульсар в 1967 году открыла Джоселин Белл.

На сегодня самым быстро вращающимся пульсаром является «излучатель», период вращения которого составляет 1,4 миллисекунды (в 100 раз меньше скорости реакции обычного человека). Рекордсмен посылает импульсы 716 раз в секунду, или 43 000 в минуту!

До открытия англичан и голландцев самый «ленивый» пульсар имел период обращения 8,5 сек. Новый же пульсар, излучающий где-то в созвездии Кассиопеи и удаленный от Земли на 52 000 световых лет, посылает свои радиоимпульсы лишь каждые 23,5 сек. Интересно, что длительность его «свечения» составляет 200 миллисекунд, что в 140 раз дольше периода вращения самого быстрого пульсара.

Можно добавить, что новый рекордсмен вращается в 15 000 раз медленнее самого быстрого. Возраст «медляка» ученые оценили примерно в 14 млн лет.

статьи по теме