26.02.2019 14:45:00

Стрела времени. Научный календарь, март 2019

Март

• 1564 – выпущена первая печатная книга Московского печатного двора (организован царем Иваном Федоровичем в 1533 году).

• 1869 – 17 февраля по ст. ст. считается датой открытия Дмитрием Ивановичем Менделеевым периодического закона химических элементов. Ученый в этот день завершил разработку таблицы «Опыт системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве». Оттиски «Опыта системы…» с названиями на русском и французском языках он разослал многим отечественным и зарубежным ученым. «Опыт системы…» был лишь прообразом периодической системы, так как в нем еще не отразилось четкое понятие периодов; атомные веса нескольких элементов были неправильными, и поэтому эти элементы попадали на не соответствующие им по свойствам места (например, уран).

• 1896 – Анри Беккерель обнаружил излучение солью урана невидимых лучей с сильной проникающей способностью. Так было открыто явление радиоактивности.

• 1921 – создана первая в России научно-исследовательская и опытно-конструкторская  организация – Газодинамическая лаборатория. Ее деятельность была посвящена разработке ракетных снарядов на бездымном порохе, ставших прообразами снарядов в гвардейском реактивном миномете «катюша», а также жидкостных ракетных двигателей.

• 1983 – выпущен первый компакт-диск (CD). Первым в мире аудио-CD стал альбом американского исполнителя Билли Джоэла «52nd Street», подготовленный звукозаписывающей компанией Sony Music. Успех к новому носителю пришел практически сразу после его появления. Только в США в 1983 году было продано 30 тыс. CD-проигрывателей и 800 тыс. музыкальных компакт-дисков.

• 1969 – состоялся первый полет опытного сверхзвукового пассажирского самолета «Конкорд» (Англия, Франция).

• 1863 – создана Национальная академия наук США.

• 1907 – родился Владимир Иосифович Векслер (ум. 1966). В 1945 году он обосновал принцип работы ускорителей заряженных частиц («принцип автофазировки»). Данный принцип позволяет обеспечивать в ускорителях элементарных частиц синхронность между частотой обращения ускоряемой частицы и частотой изменения ускоряющего электрического поля. С учетом этого принципа работают современные синхрофазотроны на сотни миллионов и миллиардов электрон-вольт.

• 1961 – впервые в мире ракетой В-1000, входившей в состав экспериментального комплекса противоракетной обороны, созданного генеральным конструктором Григорием Кисунько, перехвачен в верхних слоях атмосферы головной боевой блок баллистической ракеты. У ракеты была небывалая по тем временам средняя скорость – 1000 м/с. Пуск В-1000 производился по команде ЭВМ. На высоте 25 км по команде с Земли был произведен подрыв осколочно-фугасной части противоракеты, после чего, по данным кинофоторегистрации, головная часть баллистической ракеты Р-12 начала разваливаться на куски. Проведенное испытание свидетельствовало о том, что впервые в отечественной и мировой практике продемонстрировано поражение средствами ПВО головной части баллистической ракеты.

• 1987 – на советской астрофизической станции «Астрон» начались регулярные наблюдения за вспыхнувшей в конце февраля 1987 года в Большом Магеллановом облаке (ближайшей к Земле галактике) сверхновой звезды. В Государственном астрономическом институте им. П.К. Штернберга впервые получена полная картина жизни звезд – до, во время и после ее взрыва; впервые зафиксирован мощный поток нейтрино из-за пределов нашей галактики и зарегистрирована первая гравитационная волна, пришедшая из глубин Вселенной.

• 1876 – британский изобретатель Александр Белл запатентовал телефон. Он получил патент США № 174465, описывающий «метод и аппарат… для передачи речи и других звуков по телеграфу… с помощью электрических волн».

• 1894 – в Санкт-Петербурге начал работать первый в России Опытовый судостроительный бассейн Морского министерства. Он был создан по инициативе Д.И. Менделеева. Ныне – Крыловский государственный научный центр (ЦНИИ имени академика А.Н. Крылова).

• 1941 – создан Летно-исследовательский институт (ЛИИ) им. М.М. Громова. Михаил Михайлович Громов, шеф-пилот ЦАГИ, Герой Советского Союза, был первым начальником ЛИИ. По его инициативе в ЛИИ была создана школа летчиков-испытателей.

• 1986 – впервые в истории космонавтики получены изображения ядра кометы Галлея. Их сделали телевизионные системы автоматических межпланетных станций «Вега». Получены данные о структуре кометного ядра и механизмах образования комы и хвоста кометы.

• 1987 – на сессии Общего собрания АН СССР (проходила до 12 марта) приняты постановления о создании Дальневосточного и Уральского отделений АН СССР.

42-16-2_a.jpg
Академик Валерий Иванович
Шумаков. Фото из архива
«НГ-науки»

1987 – произведена первая в нашей стране трансплантация сердца. Ее выполнил академик Валерий Иванович Шумаков, имя которого сейчас носит Научный центр трансплантологии и искусственных органов. В 2016 году в РФ было проведено 1703 операции по пересадке сердец, почек и прочих органов (это на 15% больше, чем в 2015 году). Трансплантаций сердца – больше 200. Однако необходимо как минимум тысяча ежегодно. Нуждающихся же в пересадке почки в десятки раз больше, чем в пересадке сердца.

2001 – в Санкт-Петербурге в «Литературном кафе» на Невском запущен первый российский интернет-киоск – специальным образом оборудованный компьютер, аналог телефона-автомата, предназначенный для доступа граждан в Интернет в общественных местах с использованием специальных карточек.

1938 – принято постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР «Об обязательном изучении русского языка в школах национальных республик и областей».