24.03.2020 18:19:00

Контролируемый стресс поможет от облысения

Главная причина выпадения волос – неполадки с синтезом меланина

Тэги: биология, медицина, облысение, стресс

биология, медицина, облысение, стресс Волосяные фолликулы. Иллюстрация Physorg

Выдающийся ученый ХХ века, австриец Ганс Селье, перебравшийся в 1932 году в 25-летнем возрасте из Вены в Канаду, считается создателем учения о стрессе. Он увлек коллег идеей стресса, который был естественным следствием у людей, переживших давление ужасов Второй мировой войны. Слово «стресс» происходит от латинского strictus – зажатое в тисках, жестко ограниченное и плотно соединенное. В то время, когда о генах еще мало что знали, все объяснялось действием гормонов (что, впрочем, в ходу до сих пор), тем более что Селье демонстрировал в своих экспериментах увеличение желез после стрессовых воздействий на подопытных животных. Это вело к некрозу миокарда, то есть омертвению участков сердечной мышцы.

Человек всегда жил в стрессовых условиях, о чем свидетельствуют и мифы. Люди умирали и «уходили» в подземный Тартар, где река огня Флегетон течет из жарких глубин подземного царства. А были там и реки Стикс – ненависти, Ахерон – печали и боли, Леты – забвения и прощания с прежней жизнью. Все это можно было бы сегодня рассматривать как признаки расстройств, связанных со стрессами.

Немецкие ученые предпочитали пользоваться греческими словами, поэтому почки называли нефрон. Их французские коллеги предпочитали латынь, поэтому небольшие железки над почками они назвали эпинефроном, или адренальными железами, а выделяемое ими вещество – эпинефрином, или адреналином. Последний считается главным в определении реакции «беги–борись», то есть страха–агрессии. У животных и людей, переживших такое состояние, может развиваться долговременный стресс. Например, PTSD – Post-Traumatic Stress Disorder, сопровождаемый выбросом в кровь веществ, синтезируемых корковым слоем – cortex – надпочечников. Естественно, что эти вещества получили название кортизол и кортизон.

Нервная система делится на центральную и автономную, поддерживающую независимое сердцебиение и дыхание. Ведущей в последней является симпатическая, название которой связано с греческим словом «со-болезнование». Один из самых известных центров симпатической системы – солнечное сплетение. Механическое воздействие на его нейроны приводит к их чрезмерному возбуждению. Химическим проявлением этого процесса является аминокислота глютамин, содержащаяся в мясе, овощах и злаках, а также в пищевой добавке в соединении с натрием. Трафик ее, как и всякого нейромедиатора – трансмиттера нервного импульса, осуществляется в пузырьках-везикулах, «подаваемых» нервными отростками к синапсам, точкам межклеточного контакта.

Сотрудники Гетеборгского университета в Швеции создали новый биосенсор-амперметр, с помощью которого смогли измерить активность нервной клетки. Отчет об этом исследовании публикует журнал Chemical Neuroscience. Известно, что органика и протеины хорошо липнут к поверхности золота. Благодаря этому поверхность сенсора была покрыта монослоем фермента глютаман-оксигеназы (GluOx). Глютамат из везикулы взаимодействовал с энзимом, производившим перекись водорода, и амперметр регистрировал миллисекундные пики. Для сравнения: скорость реакции у человека составляет 120–150 миллисекунд. Анализ показал, что в каждой везикуле содержится до 8000 молекул глютамата. С помощью нового биосенсора могут решаться многие задачи.

Известно, что веточки симпатических нервов доходят буквально до каждого волосяного мешочка (фолликулы). В результате те также испытывают стрессовые воздействия. Фолликулы – это депо стволовых клеток кожи, деление которых дает будущие клетки дермы и эпидермиса, а также меланоциты, сннтезирующие красящий пигмент меланин, отсутствие которого выражено у альбиносов.

В Гарварде воздействовали на лабораторных мышей самыми разными способами, чтобы вызвать стрессовую реакцию в результате чрезмерной активации симпатической системы. Выяснилось при этом, что главными являются не стрессовые гормоны, а то, что гиперактивация пагубным образом действует на нишу, в которой покоятся будущие меланоциты. Она истощается и больше не может производить клетки, синтезирующие меланин (мыши обретают камуфляжную окраску из черных и седых пятен). Ученые непродолжительно подавляли размножение меланоцитов, в результате чего мыши не седели.

Возможно, что через несколько лет в Гарварде начнут «загребать» миллиарды на восстановлении шевелюр и окраса волос. Статья гарвардцев в журнале Nature называется «Гиперактивация симпатических нервов ведет к деплеции меланоцитных стволовых клеток».