0
2999
Газета Интернет-версия

13.03.2007 00:00:00

За изменения климата заплатят пассажиры

Тэги: климат, авиация, квоты, димас, киотский протокол


климат, авиация, квоты, димас, киотский протокол Уровень выбросов международным авиатранспортом в ЕС растет быстрее, чем в любом другом секторе.
Фото Артема Чернова (НГ-Фото)

В конце декабря Европейская комиссия подтвердила свои твердые намерения бороться с изменением климата, предложив перевести гражданскую авиацию на Европейскую систему торговли квотами на выброс загрязняющих веществ в окружающую среду (EU ETS) с целью регулирования уровня этих выбросов, вызывающих парниковый эффект. Данное решение было поддержано Советом Европы и Европейским парламентом.

Дело в том, что уровень выбросов загрязняющих веществ международным авиационным транспортом в ЕС растет быстрее, чем в любом другом секторе. Это, с точки зрения Комиссии ЕС, может помешать успехам сообщества в сокращении общего объема выбросов газов, вызывающих парниковый эффект. Перевод гражданской авиации на Систему EU ETS является экономически эффективным способом контроля за выбросами в данном секторе и позволяет реализовать подход, принятый Международной организацией гражданской авиации (ИКАО). Предлагаемая директива с 2011 года будет касаться выбросов загрязняющих веществ, возникающих в результате полетов внутри ЕС, а с 2012 года ≈ всех полетов, имеющих пунктом отправления или назначения аэропорты ЕС. Предусматриваемые требования предполагается применять как к операторам воздушных судов стран ЕС, так и к иностранным операторам. Подобно промышленным компаниям, которые уже включены в Систему EU ETS, авиакомпании смогут продавать избыточные квоты в случае сокращения уровня своих выбросов и должны будут покупать дополнительные квоты в случае его повышения. Ожидается, что повышение стоимости билетов в результате перевода авиации на данную систему будет достаточно ограниченным, в значительной степени ниже, чем повышение, которое имело место в последние годы вследствие изменения цен на нефть.

Комиссар по вопросам охраны окружающей среды Ставрос Димас в этой связи отмечает, что «авиация тоже должна внести достойный вклад в реализацию наших усилий по сокращению выбросов газов, вызывающих парниковый эффект. Комиссия продолжит работу с нашими международными партнерами по достижению целей глобального соглашения по авиации. Перевод авиации на Европейскую систему торговли квотами на выброс загрязняющих веществ является экономически эффективным решением, которое окажет благоприятное воздействие на окружающую среду и позволит обеспечить равное отношение ко всем авиакомпаниям».

Рост уровня выбросов загрязняющих веществ в авиации

Как известно, выбросы загрязняющих веществ, возникающие в результате внутренних полетов, регулируются требованиями, установленными Киотским протоколом, которые, однако, не касаются международной авиации. Кроме того, затраты на реактивное топливо для международных рейсов исторически освобождаются от налогообложения. В двусторонние соглашения о воздушном транспорте между государствами – членами ЕС и третьими странами вносятся изменения, которые позволят фискальным органам получить такую возможность, однако для ее реализации потребуется время.

В настоящее время на выбросы загрязняющих веществ от авиации приходится около 3% общего объема выбросов газов, вызывающих парниковый эффект в ЕС, однако их уровень повышается быстрыми темпами (на 87% с 1990 года), поскольку перелеты становятся дешевле, а затраты, связанные с охраной окружающей среды, при этом не учитываются. Например, в результате полета из Лондона в Нью-Йорк и обратно возникает приблизительно такой же уровень выбросов загрязняющих веществ, как когда среднестатистический гражданин в ЕС отапливает свой дом в течение целого года.

Быстрый рост уровня выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду в авиации контрастирует с успехами множества других секторов экономики по его сокращению.

Если не принимать никаких мер, рост уровня выбросов загрязняющих веществ в результате полетов, совершаемых из аэропортов ЕС, к 2012 году сведет на нет более четверти восьмипроцентного сокращения уровня выбросов, которого 15 государств ЕС должны достичь в соответствии с требованиями Киотского протокола. К 2020 году выбросы от авиации могут увеличиться по сравнению с существующим уровнем в два раза.

Предлагаемая директива

Директива предусматривает равное отношение ко всем авиакомпаниям независимо от того, находятся ли они в ЕС или за его пределами. С 2011 года будут охвачены все внутренние и международные рейсы между аэропортами ЕС, а с 2012 года сфера действия будет расширена и охватит все международные полеты, прибывающие или отправляющиеся из аэропортов ЕС. По оценкам, к 2020 году можно будет сократить уровень выбросов CO2 на 46% по сравнению с обычным ходом деятельности или на 183 миллиона тонн ежегодно, что эквивалентно, например, уровню выбросов газов, вызывающих парниковый эффект, из всех источников в Австрии, умноженному на два. Как известно самолеты сжигают громадные количества топлива, потребляя при этом кислород и выбрасывая тонны СО2. Один реактивный самолет на пути из Европы во Флориду «производит» на каждого пассажира столько двуокиси углерода, сколько средний автомобилист за целый год.

Для ограничения быстрых темпов роста выбросов загрязняющих веществ в авиации общее количество доступных квот на выбросы будет ограничиваться значением среднего уровня выбросов за 2004–2006 гг. Некоторые квоты будут продаваться на торгах государствами – членами ЕС, однако подавляющее большинство будет выдаваться бесплатно исходя из гармонизированного эталона эффективности, отражающего долю перевозок, исторически приходящуюся на каждого оператора.

Для сокращения административных затрат директива не коснется самых легких самолетов, а каждого оператора будет контролировать только одно государство – член ЕС.

Директива является частью комплексного подхода к решению проблемы выбросов загрязняющих веществ в авиации, который также включает дополнительные исследования в области экологически чистых технологий и совершенствование управления воздушным перевозками.

В вопросе вовлечения авиакомпаний в торговлю правами на выбросы между Комиссией ЕС и авиакомпаниями имеются определенные расхождения. По данной теме существует, в частности, официальное мнение двух немецких организаций, связанных с авиацией: федерального союза воздухоплавательной и космической промышленности – Bundesverband der deutschen Luft-und Raumfahrtindustrie (BDLI) и федерального союза германских авиакомпаний – Bundesverband der deutschen Fluggesellschaften (BDF). Оба союза в принципе не возражают против вовлечения авиакомпаний в торговлю правами на выбросы, но не считают эту проблему приоритетной. Для начала, полагают они, было бы неплохо ввести единые общеевропейские нормы безопасности – Single European Sky, расширить инфраструктуру аэропортов, начать исследования в сфере оптимизирования конструкции самолетов под углом зрения охраны окружающей среды. Ведь только уменьшение очереди ожидающих взлета самолетов в аэропортах сократит вредные выбросы до 12%.

Опасения вовлечения авиакомпаний в торговлю правами на выбросы связаны в основном с тем, что это удорожит полеты для пассажиров. Кроме того, если Комиссия ЕС ограничится только территорией Европы и соответственно авиакомпаниями, летающими в европейском небе, то это ухудшит конкурентоспособность европейских компаний по сравнению с другими. Поэтому союзы авиаперевозчиков требуют не ограничивать данную тему рамками ЕС, а создать международную, глобальную систему торговли квотами для авиации.

Надо сказать, что российские авиаперевозчики пока никак не реагируют на планы Комиссии ЕС. Запрошенные нами Аэрофлот и Трансаэро, которые активно летают в Европу, обошли полным молчанием данную тему. Как видно, пока гром не грянет┘

Источник: Федеральное ведомство по охране окружающей среды Германии

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
1150
Нелюбовь к букве «р»

Нелюбовь к букве «р»

Александр Хорт

Пародия на произведения Евгения Водолазкина и Леонида Юзефовича

0
813
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
395
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
551

Другие новости