0
2364
Газета Интернет-версия

14.08.2007 00:00:00

Перспективы плавучих АТЭС

Тэги: атэс, атомная энергетика


атэс, атомная энергетика Подлодки превращаются в идеальный транспорт для АЭС.
Фото из альбома «Армия российская»

Зона децентрализованного энергоснабжения занимает около 2/3 территории России и характерна тем, что именно здесь проживают группы населения, малочисленные народы Севера, уровень жизни которых в значительной степени зависит от энергообеспечения поселков и соответствующих производств. С другой стороны, эта зона обладает уникальными запасами полезных ископаемых, добыча которых сдерживается или сворачивается из-за отсутствия инфраструктуры. Только на Чукотке залежи полезных ископаемых оцениваются в триллион долларов. По данным Мирового энергетического агентства (МЭА), запасы нефти в перспективных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока оцениваются в 14 млрд. тонн. Причем на большинстве месторождений добыча пока не ведется; регион дает сейчас менее 1% общероссийского объема добычи нефти. Очевидно, что для этой обширной территории с низкой плотностью населения решить проблему развития энергетики путем крупного сетевого строительства практически невозможно. В России имеется 50 регионов, где уже существует потребность в ТЭС малой мощности.

В этих условиях малая атомная энергетика может и должна стать основой создания децентрализованных систем энергообеспечения. Особенно это касается всех малоосвоенных районов России и мира – Крайнего Севера, Дальнего Востока, пустынь, океанических островов, а также сверхзаселенных мегаполисов. В России сегодня для использования малой атомной энергетики нового поколения перспективны Северный морской путь, Чукотка, БАМ, Приполярный Урал, нефтегазовые месторождения Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Северный морской путь получил свое наибольшее развитие с появлением атомных ледоколов. Создаваемая в настоящее время в Северодвинске плавучая АТЭС является важным этапом создания комплекса малых АТЭС на протяжении всего Пути. Для завоза топлива и грузов в северные регионы РФ ежегодно тратится более 3 млрд. руб. Только для завоза 250 тыс. тонн жидкого топлива в арктические районы Республики Саха (с учетом многозвенности схемы завоза) расходы достигают 1,2 млрд. руб. Использование атомных станций малой мощности (АС ММ) снимет проблему завоза топлива, а использование плавучих АТЭС ММ значительно облегчит проблему снятия станций с эксплуатации.

Напомним, что на заседании Собрания представителей северных территорий, прошедшего весной 2004 года в Салехарде, президент Владимир Путин подверг резкой критике идею переселения людей из районов Крайнего Севера. По его мнению, «...федеральные власти обязаны в первую очередь заниматься развитием инфраструктуры этих регионов, а северяне не должны чувствовать себя ущемленными, необходимо обеспечить им доступ ко всем благам цивилизации». Реализация проектов малой энергетики в удаленных и северных регионах России может существенным образом повлиять на оздоровление социально-экономической ситуации в них.

По заключению специалистов НТЦ «Курчатовский институт», необходимость строительства сети плавучих, наземных, подводных, подземных, передвижных и других типов АЭС ММ уже сегодня расценивается как фактор национальной безопасности России, которым нельзя пренебречь. Ситуация в России сложилась сейчас таким образом, что предприятия Государственного Российского центра атомного судостроения г. Северодвинска – единственные заводы России, сохранившие с 90-х годов в полной мере уникальные технологии монтажа корабельной спецэнергетики на базе ЯЭУ.

ПАТЭС с реакторами КЛТ-40С, строящаяся на ФГУП ПО «Севмашпредприятие» в Северодвинске, можно поставить только на морском побережье, а плавучие энергоблоки (ПЭБ) на базе реакторов типа АБВ-6 (эл. мощность 6–12 МВт), можно проводить в устья рек и далеко в глубь континента, по рекам, ближе к основным потребителям. Проект реактора АБВ-6 может быть доработан и отлицензирован в течение полутора-двух лет и в течение трех лет построен блок. По оценкам ОКБМ, на ближайшую перспективу потребность составит до 30 таких ПАТЭС.

Имеющаяся в настоящее время в Северодвинске инфраструктура может быть с максимальным эффектом использована при строительстве, эксплуатации, ремонте и утилизации ПАТЭС с РУ КЛТ-40с, строящейся на ПО «Севмашпредприятие», а также при строительстве других типов ПАТЭС (типа АБВ-6м и др.) на ФГУП МП «Звездочка».

Следует отметить, что филиалом концерна «Росэнергоатом», «Дирекцией строящихся плавучих атомных станций» разработана «Концепция генеральной схемы размещения АСММ на территории РФ». Специалисты ФГУП МП «Звездочка» считают реальным частичное использование имеемого производственного и технического потенциала для решения энергетических проблем Севера и отдаленных регионов России и участие предприятия в реализации проектов в рамках этой концепции. Речь идет о подготовке эксплуатационного персонала, технического обслуживания и эксплуатации ПАТЭС, участии в разработке базового проекта ПАТЭС с РУ АБВ-6м для серии плавучих станций, изготовлении и сдаче в эксплуатацию ПАТЭС с РУ АБВ-6м, участии в проектах по освоению мирового рынка опреснения, изготовление плавучих атомных опреснительных комплексов на базе плавучего энергоблока (ПЭБ) с РУ АБВ-6, участии в проектах концерна «Росэнергоатом» по строительству необходимого количества плавучих и наземных атомных станций с реакторами малой и средней мощности для выработки электроэнергии, тепла и опреснения морской воды, участии в проектах подводной электроэнергетики.

Северодвинск


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
814
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1490
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1329
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2501

Другие новости