0
1981
Газета Интернет-версия

14.08.2007 00:00:00

Поиск врагов

Сергей Правосудов

Об авторе: Сергей Александрович Правосудов - директор Института национальной энергетики.

Тэги: евросоюз, энергобезопасность


Еврокомиссия подготовила новые правила регулирования энергетического рынка. Одним из ключевых моментов этого документа является запрет на участие компаний из третьих стран в покупке активов европейских компаний в случае их реструктуризации. В общем виде эти предложения уже получили одобрение депутатов Европарламента.

Дробить или сохранить

Очевидно, что, когда дело дойдет до детализации положений, которые нужно будет исполнять всем странам – членам ЕС, обсуждение будет весьма не простым. Дело в том, что ключевые страны Европейского союза – Германия, Франция и Италия – выступают против реструктуризации энергетических компаний, на которой настаивает Еврокомиссия. Напомним, что речь идет о выделении из состава энергетических корпораций мощностей по транспортировке газа и электроэнергии. Еврокомиссия считает, что таким образом можно улучшить конкуренцию на рынке, что приведет к снижению цен на газ и электричество.

Однако крупнейшие европейские компании, такие как E.ON, Gaz de France и ENI, не согласны с таким подходом. Они считают, что снижение цен на газ может произойти в результате увеличения поставок голубого топлива из третьих стран, так как ресурсная база Европы быстро истощается. Европейские бизнесмены уверены, что выделение из их компаний транспортных активов не принесет ожидаемого чиновниками результата, так как от перемены слагаемых сумма не меняется.

Характерно, что E.ON, Gaz de France и ENI в последнее время стремительно укрупняются, поглощая слабые компании из других европейских стран. При этом им удалось убедить Еврокомиссию отказаться от попыток запретить подписание долгосрочных контрактов на поставку газа из третьих стран. Теперь европейские корпорации чувствует себя достаточно уверенно, имея договоры с «Газпромом» на 20–30 лет вперед.

Доступ на энергорынок

Понимая, что запрет на покупку активов в либеральной Европе выглядит как очень уж драконовская мера, представители Еврокомиссии оставили себе лазейку. В их новых предложениях говорится, что компании из третьих стран смогут приобретать мощности в ЕС в том случае, если предоставят европейским компаниям доступ на свои рынки. Именно таким обменом в последнее время и занялся «Газпром».

Сначала российская корпорация создала на паритетных началах с немецкой фирмой Wintershall (дочернее предприятие BASF) СП «Ачимгаз» для освоения ачимовских залежей Уренгойского месторождения. Затем договорилась с Wintershall и E.ON о совместной разработке Южно-Русского месторождения. В обмен на доступ к ресурсам европейские компании поделились с «Газпромом» своими активами в Европе и Северной Африке. Кроме того, в партнерстве с итальянскими ENI и Enel ОАО «Газпром» будет развивать газовые компании «Арктикгаз» и «Уренгойл», ранее принадлежавшие ЮКОСу. Освоением Штокмановского месторождения российская корпорация займется вместе с французской Total. 

Что касается российского электроэнергетического рынка, то здесь себя активно проявила Enel, которая уже владеет рядом генерирующих активов. О больших планах по покупке электростанций в России заявили и руководители E.ON.

Таким образом, даже если предложения Еврокомиссии пройдут, то российские компании не должны попасть под ограничения, так как они делятся своими активами с европейскими концернами. Наверное, европейцам хотелось бы получить больше того, что им предлагают в России, но тогда им нужно подумать о том, что они смогут предложить взамен. Напомним, что переговоры об участии иностранцев в освоении гигантского Штокмановского месторождения в Баренцевом море продолжаются. «Газпром» останется здесь единственным недропользователем, но зарубежные фирмы смогут поучаствовать в работе компании-оператора и заработать на подрядных услугах.

Кому достанутся газопроводы

Однако не стоит сбрасывать со счетов планы Еврокомиссии по раздроблению европейских газовых гигантов. Пока по этому пути пошла только голландская компания Gasunie, которая разделилась на N.V.Nederlandse Gasunie (владеет инфраструктурой по транспортировке и хранению газа) и Gasunie Trade & Supply B.V. (занимается добычей, закупками и сбытом газа). Причем первая из них стала на 100% принадлежать правительству Нидерландов, чтобы обеспечить равный доступ к ее инфраструктуре всем компаниям.

Представители Еврокомиссии надеются создать монополию покупателя газа. Они предлагают странам – членам ЕС отказаться от своих полномочий по ведению самостоятельной энергетической политики в пользу Еврокомиссии. А компании, для того чтобы ими было легче управлять из Брюсселя, разделить на трубопроводные и сбытовые. Пока министры энергетики ведущих стран ЕС не поддерживают эту инициативу.

Поэтому чиновники из Брюсселя пытаются привлечь на свою сторону руководителей государств Восточной Европы, энергоактивы которых в основном уже распределены между крупными европейскими корпорациями. Недавно еврокомиссар по вопросам конкуренции Неели Крус во время визита в Эстонию заявила, что если план реформирования энергетики ЕС будет принят, то «Газпрому» придется продать свои распределительные сети в Восточной Европе. Российской корпорации принадлежат крупные пакеты акций в компаниях, занимающихся распределением и доставкой энергоресурсов, в частности – в эстонской Eesti Gaas (37% акций), латвийской Latvijas Gaze (34%) и литовской Lietuvos Dujos (37,1%). В Германии «Газпром» инвестирует в строительство газопроводов через СП WINGAS, а в Болгарии через Overgas. Российская компания совместно с немецкими BASF и E.ON (последним принадлежит по 24,5% акций) планирует построить трансбалтийский газопровод Nord Stream.

Таким образом, получив отпор от сильнейших государств Европы, представители Еврокомиссии рассчитывают на поддержку со стороны бывших членов социалистического блока, апеллируя к их антироссийским настроениям. Однако здесь они сталкиваются с той же проблемой, что и раньше. Крупным акционером газовых компаний стран Балтии является не только «Газпром», но и E.ON. Этот же концерн примет участие в строительстве Nord Stream. Поэтому вряд ли представители Еврокомиссии добьются существенного успеха. Скорее всего им придется согласиться на схему, которую предлагает E.ON: компания делает более прозрачными и самостоятельными свои газотранспортные подразделения, не меняя их структуру собственности. Кстати, аналогичную политику проводит и «Газпром».

Брюссельские чиновники мечтают снизить зависимость Европы от зарубежных поставщиков энергоносителей, поэтому поощряют использование альтернативных видов топлива. Например, они требуют от компаний, продающих природный газ в качестве моторного топлива, добавлять в него так называемый биогаз (получается из фекалий крупного рогатого скота). Но пока адекватной замены углеводородному сырью в мире нет.

Очевидно, что противостояние Еврокомиссии и крупных энергетических компаний, поддерживаемых национальными правительствами, в ближайшее время продолжится. Вероятнее всего, процесс пойдет в сторону дальнейшего укрупнения европейских корпораций. Вслед за этим Еврокомиссия откажется от своих планов по их разделению, ограничившись улучшением прозрачности их работы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
663
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1346
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1182
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2245

Другие новости