0
3269
Газета Интернет-версия

09.10.2007 00:00:00

Битва за «Сахалин-2»

Сергей Голубчиков

Об авторе: Сергей Николаевич Голубчиков - кандидат географических наук, заведующий отделом экологии журнала президиума РАН "Энергия: экономика, техника, экология".

Тэги: сахалин2, газпром


сахалин-2, газпром В случае экологической катастрофы инвесторы будут стремиться минимизировать плату за нанесенный ущерб.
Евгений Савченко. «Острова сознания». Картина из коллекции художника

18 апреля 2007 года ОАО «Газпром» и акционеры компании «Сахалинская энергия» (Royal Dutch/Shell plc, Mitsui & Co. Ltd, Mitsui & Co. Ltd и Mitsubishi Corporation), являющейся оператором проекта «Сахалин-2», подписали соглашение о купле-продаже, в соответствии с которым «Газпром» приобрел за 7,45 млрд. долл. 50% плюс одну акцию «Сахалинской энергии». Другая государственная компания «Роснефть» помимо проекта «Сахалин-1» взяла под свой контроль сахалинские проекты «второй волны», такие как Венинский блок «Сахалина-3», и пригласила ВР в проекты «Сахалин-4» и «Сахалин-5» на роль младшего партнера с 49%.

Таким образом, состав игроков в нефтегазовом секторе Сахалина радикально обновился – идет процесс огосударствления в секторе добычи и транспортировки углеводородов и ограничения роли в нем иностранных компаний. Но разработка сахалинских месторождений, как показал опыт последних 15 лет, – весьма дорогое удовольствие из-за серьезных экологических затрат, необходимости считаться с природоохранными требованиями общественности и коренного населения. Смогут ли новые акционеры справиться с этими трудностями?

Для кого разрабатывается Сахалин

Разработка сахалинских месторождений началась в 1994 году, причем без положительного заключения государственной экологической экспертизы. Стоимость проекта «Сахалина-1» оценивалась первоначально в 12,3 млрд. долл., он является совместным предприятием Exxon Mobil Corp., India Oil and Natural Gas Corp., «Роснефть» и «Сахалинморнефтегаз». Согласно первой фазе проекта добыча газа составит 8 млрд. куб. м (на это потребуется 4,3 млрд. долл. из суммарных инвестиций по проекту). По проекту «Сахалин-2» (первоначальные инвестиции – 8,5 млрд. долл.) углеводороды Лунского и Пильтун-Астохского месторождений (извлекаемые запасы – 150 млн. т нефти и 500 млрд. куб. м газа) по транссахалинскому трубопроводу будут поступать на юг острова Сахалин, где на берегу залива Анива возводится первый в России завод по сжижению природного газа мощностью 13,2 млрд. куб. м/год. Его продукция будет поставляться в Японию и Южную Корею.

Однако освоение сахалинских месторождений на основании Закона «О соглашениях о разделе продукции» 1995 года не создало новых рабочих мест для местного населения и не принесло ожидаемых доходов в областной бюджет. Прошло уже 15 лет с освоения сахалинских месторождений нефти и газа, но остров до сих пор отапливается в основном углем, главная ТЭЦ-1 (город Южно-Сахалинск) не модернизирована, а 2 млн. т сахалинской нефти ежегодно уходит в Японию и Корею. Уровень газификации Сахалинской области природным газом составляет 9%. С приходом ОАО «Газпром» в проект «Сахалин-2» в качестве ведущего акционера ситуация стала меняться. Для реализации инвестиционных проектов на востоке страны ОАО «Газпром» создало организацию-заказчика «Газпром инвест Восток». ОАО «Газпром» назначено правительством РФ координатором деятельности «Программы создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта на рынки Китая и других стран АТР» (одобрена правительством РФ 15 июня 2007 года).

ОАО «Газпром» разработаны основные положения Генеральной схемы газоснабжения и газификации Дальневосточного федерального округа. Компания подписала с администрацией Сахалинской области Договор о газификации региона. Однако для этих целей будет использоваться газ с месторождений, разрабатываемых по проекту «Сахалин-1», а не с экспортного «Сахалин-2». На прошедшей в сентябре 2007 года в Южно-Сахалинске международной конференции «Сахалин: нефть и газ-2007» делегацией «Газпрома» было заявлено, что «на среднесрочную перспективу (как минимум до 2015 года) газ проекта «Сахалин-1» будет являться единственным источником для удовлетворения потребности в газе потребителей Хабаровского, Приморского краев, Сахалинской области, Еврейской АО». Так что газификация российского Дальнего Востока начнется не скоро – ведь в ориентированном на экспорт нефти проекте «Сахалин-1» главную роль играет не «Газпром», а «Роснефть».

Обязательства инвесторов

Разработка месторождений по проекту «Сахалин-2» обязывает зарубежного инвестора направлять капитал не только на освоение недр, но и на создание инфраструктуры, строительство вахтовых поселков и, как обязательное условие, – на соблюдение экологической безопасности при нефтедобыче. При этом добытое сырье должно делиться пополам. Таким образом, Россия получает полностью оборудованное, работающее месторождение и налог, инвестор платит со своей доли добычи налог, который инвестор платит как пользователь недр (роялти). При реализации проекта «Сахалин-2» в 1990-х годах было нарушено главное условие Закона «О СРП» – сохранение 70% комплектации объектов отечественным оборудованием, что гарантировало бы значительное увеличение рабочих мест в различных отраслях российской промышленности, а также использование не менее 80% услуг российских подрядчиков. На самом деле при строительстве вахтового поселка все оборудование и комплектующие вплоть до песка завозилось из США. Свои финансовые интересы удовлетворили предприятия Канады, Швеции, Кореи и даже княжество Монако.

В 2008 году в заливе Анива вступит в строй завод по сжижению природного газа вместе с нефтяным терминалом и 805-метровым отгрузочным причалом. Порт ежегодно будет принимать 160 метановозов ледового класса и 100 нефтеналивных танкеров типа «Афамакс». Сейчас – пик строительных работ второй фазы комплексной разработки нефтегазовых месторождений по проекту «Сахалин-2», в них участвуют 25 тыс. человек (из них 70% – российские граждане). В июле 2007 года с судостроительной верфи «Самсунг Хэви Индастриз» (Южная Корея) была доставлена к берегам Сахалина и установлена нефтяная платформа ПА-Б («Пильун-Астохская-Б») весом 28 тыс. т. На Лунском месторождении завершается установка платформы, способной осуществлять добычу 17 млрд. куб. м природного газа в год. Размах работ серьезный, а их темп – ускоренный. Будут ли при этом выполняться в полной мере природо-

охранные мероприятия? Ведь в случае экологической аварии или катастрофы инвесторы будут стремиться минимизировать плату за нанесенный ущерб. По мнению директора российского представительства Всемирного фонда защиты дикой природы Игоря Честина, компания будет рассчитывать ущерб по минимально возможному сценарию, в то время как российское законодательство требует, чтобы эти расчеты проводились исходя из максимально возможного экологического ущерба. А это примерно в 10–20 раз больше того, на что рассчитывает компания. Возникает и такой вопрос: будут ли компании-учредители «Сахалинской энергии» в полной мере платить за нанесенный ущерб или ограничатся косметическими природоохранными мерами?

Проверка Росприроднадзора в 2007 году показала, что экосистемам острова и прибрежным акваториям был нанесен серьезный экологический ущерб, сумма которого составила (по разным расчетам) от 10 до 50 млрд. долл. В результате в прошлом году у «Сахалинской энергии» Росприроднадзором была отозвана лицензия до тех пор, пока не будут выполнены все 70 рекомендаций по плану природоохранных мероприятий. Однако подрядчики выплатили штрафы на сумму лишь 5 млн. долл. (самый крупный штраф заплатило «СМУ-4» по протоколу о нарушениях лесопользования). Не возмещен ущерб, нанесенный морским экосистемам в заливе Анива, где при строительстве берегового причала было перемещено с последующей отсыпкой на морское дно свыше 1 млн. т породы. Еще в 2005 году против реализации второй фазы проекта «Сахалин-2», при котором будут нарушены местообитания серых китов, выступил Международный фонд защиты диких животных. В том же году коренных жителей Корсаковского района Сахалина, права которых на традиционное природопользование были нарушены вследствие строительства объектов инфраструктуры, обратились с письмом в Европейский банк реконструкции и развития, в котором просили принять во внимание «их требования и возмущение при определении условий предоставления кредитов на осуществление проекта «Сахалин-2». После этого обращения, учитывая и мнение организаций – защитников китов, ЕБРР провел собственную экологическую экспертизу второй фазы проекта «Сахалин-2» и отказал «Сахалинской энергии» в дальнейших инвестициях. Известно, что этот банк – один из наиболее требовательных в мире финансовых структур к заемщикам кредитов в отношении соблюдения экологических требований. Выход ЕБРР из проекта «Сахалин-2» стало знаковым событием и для других иностранных инвесторов, что и расчистило дорогу российскому «Газпрому». Однако это никак не отразилось на выполнении строителями природоохранных требований, что и показала проверка в июле 2007 года наиболее сложных горных участков трассы трубопроводов проекта «Сахалин-2» в Макаровском районе, проведенная Комитетом природных ресурсов Сахалинской области, управлением Росприроднадзора по Сахалинской области и общественной организацией «Экологическая вахта Сахалина» совместно с представителями компании «Сахалинская энергия». Обследование участков переходов через нерестовую реку Кринка и ее притоков, а также ручей Петровский выявило, что на водных объектах не выполняются противооползневые и противоэрозионные мероприятия. Из-за отсутствия береговых укреплений разжиженный грунт сползает со строительных площадок прямо в русла рек, что приводит к загрязнению воды и нерестилищ лососей в период хода горбуши на нерест.

Благодаря решительным действиям общественных организаций острова и прежде всего «Экологической вахты Сахалина» Росприроднадзор вынудил акционеров «Сахалинской энергии» считаться с природоохранными требованиями, что повлекло более чем двукратное увеличение стоимости проекта – до 22 млрд. долл. Удорожание проекта по экологическим соображениям отложило бы разделение прибыли между «Сахалинской энергией» и государством, на что обратила внимание Счетная палата РФ (в лице ее аудитора Сергея Абрамова). Поэтому, на мой взгляд, и было принято компромиссное решение – в число акционеров «Сахалинской энергии» входит с контрольным пакетом акций государственная компания ОАО «Газпром», а иностранные акционеры не будут повышать стоимость проекта (по крайней мере вдвое). Так многолетние экологические требования защитников Сахалина стали существенным моментом в огосударствлении сектора добычи углеводородов на Дальнем Востоке и оттеснении от него иностранного капитала. Все это свидетельствует о том, что идет нарастающий процесс формирования на Дальнем Востоке новой нефтегазовой провинции, которая придет на смену западносибирской и станет главным источником развития стран Восточной Азии.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
1092
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
1302
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1768
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1458

Другие новости