0
3564
Газета Интернет-версия

13.10.2015 00:01:00

Морские перевозки на голубом топливе

Александр Фролов

Об авторе: Александр Сергеевич Фролов – заместитель генерального директора Института национальной энергетики.

Тэги: газомоторное топливо, спг, природный газ, транспорт


газомоторное топливо, спг, природный газ, транспорт Ряд стран активно переводят автобусы на более экологически безопасное топливо. Фото Reuters

Количество газобаллонных автомобилей (ГБА) в мире растет весьма обнадеживающими темпами. Так, в 2010 году на всей планете насчитывалось 11,3 млн ГБА, работающих на компримированном природном газе (КПГ), а в текущем году, по данным NGV Communications Group, их количество практически достигло 22,5 млн. Основными центрами роста газомоторной отрасли стали Азия и Южная Америка. В России на фоне экономического кризиса развитие газомоторной отрасли становится особенно актуальным, так как позволит сэкономить значительные бюджетные средства.

Лига чемпионов

Список главных игроков газомоторного рынка практически не изменился за последние пять лет: Пакистан (2,5 млн ГБА в 2010 году и 3,7 млн в 2015-м), Аргентина (1,9 в и 2,5 млн соответственно), Бразилия (1,65 в 2010-м и 1,8 в 2015-м). Но стоит обратить особое внимание на Индию, Иран и Китай.

Индия интересна тем, что, обладая парком в 700 тыс. ГБА в 2010 году, эта страна к настоящему моменту увеличила этот показатель до 1,8 млн. Иран к настоящему моменту занимает первое место по количеству газобаллонных автомобилей, увеличив их количество с 2 млн в 2010-м до более 4 млн в 2015-м. Для него газомоторное топливо стало отличным подспорьем в условиях санкционного дефицита нефтеперерабатывающих мощностей при избытке запасов природного газа. 

Что касается Китая, то здесь назрел экологический кризис. В начале прошлого года только три города достигли установленных стандартов качества воздуха, а в 71 городе выбросы в атмосферу оказалось выше нормы. Около 19% страны – 1,81 млн км – были охвачены смогом. «Чистыми» оказались лишь Лхаса (Тибетский АР), Хайкоу (крупнейший город популярной у туристов южной провинции Хайнань) и Чжоушань (Восточный Китай). А наиболее загрязненными – Пекин, Тяньцзин, провинция Хэбэй, дельта реки Чжуцзян и дельта реки Янцзы. Эти регионы занимают всего 8% площади страны, но потребляют 43% угля, то есть примерно 844 млн т в нефтяном эквиваленте. Это больше, чем совокупное потребление угля Индии и США. Связаны такие объемы с тем, что в Пекине, Тяньцзине и провинции Хэбэй производится 55% китайской металлургической продукции, 40% бетона, 52% бензина и дизельного топлива. По словам замминистра охраны окружающей среды КНР У Сяоцина, основными источниками загрязнения атмосферы являются сжигание угля, промышленность, моторный транспорт, дорожная и строительная пыль.

Поднебесная видит путь к выходу из сложившейся экологической ситуации в сокращении потребления угля и переходе на альтернативные моторные топлива. Предполагается, что 2 млрд куб. м природного газа позволяют уменьшить потребление угля на 

3 млн т. Ради этого заключаются контракты на поставку голубого топлива, в том числе и с нашей страной. Китай планирует нарастить потребление газа с прошлогодних 185,5 млрд до 420 млрд куб. м к 2020 году.

Автобусы и такси, составляющие всего 1,7% от общего количества автотранспортных средств КНР (1,7 млн), расходуют 27% топлива (а значит, и выбрасывают в атмосферу 27% выхлопных газов). На этой категории транспортных средств и сосредоточились китайские власти, желающие улучшить атмосферу городов.

В Поднебесной в 2010 году количество ГБА, по данным Национальной газомоторной ассоциации, составляло 500 тыс., в середине 2013-го – 1,58 млн, а к сегодняшнему дню их количество практически достигло 4 млн. За тот же период количество автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) в Китае увеличилось с 1,65 тыс. до 6,5 тыс. Еще 2,9 тыс. АГНКС строится.

Для Китая эта отрасль имеет и чисто экономическое значение – создание новых рабочих мест и завоевание иностранных рынков. Среди прочего в начале августа в Китае началось сооружение первого в мире ролкера (судна для перевозки автомобилей, грузового транспорта, ж/д вагонов и т.п.), способного работать на сжиженном природном газе (СПГ) и традиционном судовом топливе. Предположительно, оно будет использоваться в Северном и Балтийском морях. А китайская компания ENN объявила об открытии в Великобритании новой СПГ-станции для заправки газом грузовых транспортных средств. Растет экспорт газобаллонной техники.

Отстающий Запад

Положение Соединенных Штатов на газомоторной карте мира обратно пропорционально тому вниманию, которое им оказывается в СМИ. За пять лет количество автотранспорта, работающего на КПГ, в Штатах увеличилось со 100 тыс. до 150 тыс. Предполагалось, что развитие газомоторной отрасли позволит США расширить внутренний рынок газа, косвенно поддержав «сланцевую» добычу. Но заметных успехов не последовало. По данным Министерства энергетики США, лишь 0,12% (примерно 904 млн куб. м) потребляемого Штатами природного газа используется на транспорте.

Ситуация в странах Европы также не вызывает особого оптимизма. Если не считать Италию, то во всех странах Европы количество ГБА едва достигает 269 тыс. Италия стоит особняком – здесь количество газобаллонных автомобилей выросло с 677 тыс. в 2010 году до 885,3 тыс. в 2015-м. Интересно, кстати, что Германия, обладающая собственным парком ГБА в 98 тыс. машин, лишь немногим уступает Италии по количеству АГНКС: в Италии – 1060, а в Германии – 921. Природный газ в Европе охотно осваивают судоходные компании. Ведь с 1 января 2015 года для Балтийского и Северного морей действуют новые экологические требования (содержание серы в судовом жидком топливе не должно превышать 0,1%). Интересно, что в начале 2015 года впервые в мире судно, работающее на природном газе, совершило переход протяженностью 13 тыс. морских миль (24 тыс. км) по маршруту Чжанцзяган (Китай) – Берген (Норвегия). 

Основной движитель

 Общее количество АГНКС в России к настоящему моменту приближается к 300. Из них 205 принадлежат Группе «Газпром», собственно, являющейся основным движителем газификации транспорта. Объем реализации природного газа через газпромовские заправки по итогам 2014 года достиг 404,8 млн куб. м (рост на 7,4%), а к концу 2015 года этот показатель должен составить 440 млн куб. м. В текущем году «Газпром» запланировал ввод в эксплуатацию 25 заправочных комплексов, а в 2016 году – 40.

Произошла очевидная пробуксовка с реализацией государственных газомоторных планов, озвученных в конце 2013 – начале 2014 годов. Процесс идет с более низким, чем первоначально ожидалось, темпом. Связано это с тем, что участникам процесса пришлось углубиться в дебри законотворчества, так как существовавшая на тот момент нормативно-правовая база делала развитие газозаправочной инфраструктуры крайне затратным и фактически слабо реализуемым. 

Больше техники

С 2012 до 2014 года объем продаж газобаллонной техники в России вырос почти в 4 раза – с 559 (в том числе 536 – отечественного производства) до 2170 (2045 – отечественного производства). Работают договоренности с автопроизводителями о включении ГБА в ассортимент выпускаемой техники. «КамАЗ» в апреле 2015 года открыл в Набережных Челнах производственную линию по выпуску газобаллонного транспорта мощностью до 8 тыс. единиц 50 различных моделей автомобильной техники.

Перевод техники на природный газ поддерживается государственными субсидиями. В конце лета правительство определило размер помощи 23 регионам на приобретение автобусов и коммунальной техники, работающей на газе,  3 млрд руб. Распределение идет в рамках госпрограммы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Наибольший размер субсидий предусмотрен для Татарстана – 554 млн руб., Крыма – 365 млн руб. и Башкортостана – 322,4 млн руб.

До 2020 года общероссийский объем инвестиций в рынок газомоторного топлива должен составить более 140 млрд руб.: 45 млрд пойдут на развитие инфраструктуры (470 объектов), а 95 млрд – на закупку ГБА (более 32 тыс. ед. газобаллонной техники).

На пространстве Евразийского экономического союза развивается производство техники, работающей на газе. Основными производителями сейчас являются ОАО «КАМАЗ», Группа ГАЗ и ОАО «Минский автомобильный завод». Не хватает пока оборудования для газозаправочной инфраструктуры. Из последних робких шагов, сделанных в нужном направлении, можно назвать презентацию летом этого года газобаллонной LADA Largus CNG, сделанную АВТОВАЗом. Начать серийное производство ГБА производитель из Тольятти грозится как минимум с 2012 года.

Но не только автотранспорт осваивает газомоторное топливо. РЖД получило наконец долгожданный маневровый газотепловоз производства АО «Брянский машиностроительный завод», работающий на СПГ. А Объединенная судостроительная корпорация в ближайшее время планирует заключить с «Совкомфлотом» соглашение о строительстве танкеров, работающих на природном газе.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
363
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
404
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
578
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
488

Другие новости