0
9883
Газета Интернет-версия

16.05.2017 00:01:00

"Северный поток-2" как тест европейского единства

Тэги: северный поток2, газ, газопровод, газпром, ес


северный поток2, газ, газопровод, газпром, ес Северные маршруты газоснабжения позволят Европе, несмотря на все политические штормы, получать энергию из России. Джеймс Эдуард Херви Макдональд. Облака и ветер. 1920

11 апреля 2017 года после проведения международного тендера Nord Stream 2 AG подписала контракт на прокладку морского трубопровода по маршруту газопровода «Северный поток-2» через Балтийское море. Партнером компании станет швейцарская фирма Allseas. Она будет проводить работы по морским трубопроводам для обеих линий в 2018 и 2019 годах. Allseas будет использовать три трубоукладочных судна – Pioneering Spirit, Solitaire и Audacia.

Использование динамически расположенных трубоукладочных судов, способных выполнять точное маневрирование без анкеров, должно обеспечить дополнительную защиту окружающей среды и безопасность в переполненном Балтийском море. Фирма Allseas ранее прокладывала части трубопровода «Северный поток» в Финском заливе.

Договор следует букве о намерениях, согласованной между обеими сторонами в декабре прошлого года. В настоящее время продолжаются и другие тендеры, в том числе тендер на трубоукладку в России и Германии.

Компания Nord Stream 2 сообщила в пресс-релизе, что проект прокладки второй нитки газопровода из России в Германию продолжается, как и планировалось, включая проектирование, закупки, исследования, оценки воздействия на окружающую среду и разрешения. В общей сложности около 200 компаний из 20 стран участвуют в реализации проекта «Северный поток-2» для обеспечения долгосрочной надежности поставок в Европе. 

В этой связи заслуживает внимания интервью Марио Мерен, одного из участников проекта главы ведущей немецкой нефтегазовой компании Wintershall, немецкой деловой газете Handelsblatt. Отвечая на вопрос журналиста, что, мол, убеждения о значении российского газа разделяют не все европейцы и что в особенности восточные европейцы опасаются господства «Газпрома» на рынке, он ответил: «Для меня это как дежавю. Уже во время строительства «Северного потока-1» Польша опасалась быть отрезанной от европейского газового рынка и подверженной возможному давлению, поскольку газ больше не будет поступать по ее территории. Мы создали дополнительные мощности в Германии, чтобы при необходимости обеспечивать Польшу с Запада. И что произошло? Ничего. До сегодняшнего дня эти мощности практически не использовались. Для «Газпрома» отсутствие поставок через Польшу было бы нецелесообразно и с экономической точки зрения. Ведь в Белоруссии трубопровод принадлежит самой компании. Я не знаю, почему Польша боится, что будет получать слишком мало газа. А нам, европейцам, также необходимо не терять из виду свои собственные интересы. Для нас хорошо, когда газ поступает к нам различными маршрутами, тогда у нас не будет проблем, если один трубопровод выйдет из строя. Польшу и Украину в первую очередь беспокоит тот факт, что они будут получать меньше транзитных сборов. Однако мы не можем считаться с этим. Мы принципиально транспортируем газ самым прямым и малозатратным путем из Сибири к потребителям в Северную Европу. Транспортировка газа – это не подспорье для консолидации бюджета третьих государств».

По мнению Марио Мерена, «у Европы однозначно есть потребность в дополнительных объемах импорта газа. В конечном счете уровень добычи в 

Выступление главы немецкой нефтегазовой компании Wintershall Марио Мерена с обоснованием полезности для Европы «Северного потока-2» на годовой пресс-конференции в Касселе.	Фото предоставлено пресс-службой Wintershall
Выступление главы немецкой нефтегазовой компании Wintershall Марио Мерена с обоснованием полезности для Европы «Северного потока-2» на годовой пресс-конференции в Касселе. Фото предоставлено пресс-службой Wintershall

Северном море снижается. Поэтому нам, европейцам, необходимо осваивать все источники, из которых мы можем получать энергоносители. Это газ, поступающий по трубопроводам из России, из Норвегии или даже из Северной Африки, а также сниженный газ – СПГ из-за океана. Тогда рынок может свободно решать, какой газ в итоге будет закупаться. Однако я убежден, что российскому газу нет альтернативы в плане цены. Природный газ из России выдерживает любую конкуренцию!»

Проект удвоения мощностей газопровода «Северный поток» грозит стать яблоком раздора в Евросоюзе. Эксперты из трех стран обсуждали в Берлине возможные последствия его реализации. В этой связи в недавно опубликованной работе «Северный поток-2» – попытка политического и экономического упорядочивания» авторы берлинского фонда «Наука и политика» Кай-Олаф Ланг и Кирстен Вестфаль отмечают, что и активное обсуждение проекта прокладки трубы происходит в многоуровневом контенте.  ЕС в связи с этим проектом поставлен перед вопросом, сможет ли сообщество в случае строительства газопровода быть в состоянии выдержать тройной тест. Во-первых, тест, связанный с возможностью применения правил Евросоюза, которые действуют для условий внутреннего рынка. В работе отмечается, что эти правила не могут быть ни смягчены, ни обойдены даже из политических соображений. Во-вторых, тест, связанный с внешнеполитическими проблемами и проблемами безопасности применительно к Украине, позицию которой, по мнению авторов, нельзя игнорировать. И в-третьих, тест на преодоление пропасти, которая благодаря этому проекту становится все глубже между странами сообщества по отношению к России и проведению европейской энергетической политики. Поскольку последнее может привести к фрагментации энергорынка и ставке отдельных стран сообщества на проведение национальной энергетической политики и политики в вопросах энергобезопасности.  

Что же тревожит европейских соседей России? По мнению уже названного выше Марио Мерена, Польша и Украина  обеспекоены в первую очередь возможным снижением сборов за транзит газа.

Немецкое информагентство Deutsche Welle (DW) отмечает, что удвоение мощности проложенного по дну Балтийского моря из России в Германию газопровода с 55 млрд до 110 млрд куб. м в год, по оценке многих экспертов, сделает излишним транзит российского газа в Европу через Польшу и Украину. Шеф концерна Wintershall, принимающего участие в реализации этого проекта, не считает нужным считаться с опасениями этих стран.

На самом деле перспектива лишиться 2 млрд евро, которые ежегодно получает Украина от России за прокачку ее газа, не единственная причина, по которой Киев возражает против «Северного потока-2».

Исполнительный директор украинского центра глобальных исследований «Стратегия XXI» Андрей Чубик вообще называет эту причину не главной: «Мы и без этих 2 млрд проживем, были времена и труднее». Но речь, по его словам, идет о технической балансировке всей газотранспортной системы и ее режима. Это и внутренняя перекачка газа между его производителями и потребителями, и транзит, причем не только в Евросоюз, но и в Молдавию, Турцию и на Балканский полуостров. «Поддерживать всю эту взаимосвязанную систему в рабочем состоянии будет очень сложно, если уровень транзита сократится, допустим, до 20 млрд куб. м в год», – пояснил Андрей Чубик в интервью DW. Если же транзит газа из России в Евросоюз вовсе прекратится, продолжал он, то часть этой системы будет законсервирована, а часть разобрана. А это будет означать, что Украина выходит из общеевропейской газовой системы и переходит на автономную.

«Это возможно, это сейчас прорабатывается, – говорит Чубик. – «Укртрансгаз» начал проводить технические оценки соответствующих решений, намечать, какие и где надо будет закрыть газоперекачивающие станции, какие законсервировать трубы». Но главная проблема, по его мнению, в том, что «в самом Евросоюзе никто не просчитывает, как все это отразится на других рынках».

С точки зрения и Киева, и Варшавы, «Газпром» проектом удвоения североевропейского газопровода выполняет политическую волю Кремля, который преследует цель укрепить доминирующие позиции России на газовом рынке Европы, дестабилизировать Украину и внести раскол в ряды Евросоюза.

Представитель польского МИДа Марта Бабич, в частности, указывает на перспективу почти полной зависимости в будущем Германии от одного-единственного поставщика природного газа по одному-единственному маршруту – через Балтику. По ее словам, новый проект «Газпрома» противоречит также политике ЕС в отношении Украины. Как же так, возмущается она, Брюссель, с одной стороны, оказывает финансовую помощь Киеву, а с другой – мирится с предстоящей утратой Украиной сборов в бюджет за газовый транзит.

С чисто же экономической точки зрения, считает Марта Бабич, «Северный поток-2» не логичен. По прогнозу самой Еврокомиссии, потребление газа в странах ЕС – благодаря повышению энергоэффективности и прогрессу альтернативной энергетики – будет сокращаться, но уже сейчас, по ее данным, примерно 40% имеющейся инфраструктуры прокачки газа из России в Европу простаивает.

А если спрос, вопреки прогнозам, все же возрастет, то модернизация украинской газотранспортной системы, заявила Бабич, была бы на порядок дешевле, чем прокладка еще двух ниток газопровода через Балтику.

Берлин и ЕС вынуждены играть по правилам

И Андрей Чубик, и Марта Бабич, выступая на публичной дискуссии в Фонде Бёлля, призывали немецкое правительство воспользоваться своим влиянием и не допустить реализации проекта «Северный поток-2».

Кирстен Вестфаль заявила агентству, что «Германия – правовое государство, и правительство не может по политическим соображениям менять юридические правила игры. И порядок в этом случае такой же, каким был при выдаче разрешения на первый «Северный поток». Не может из-за России менять правовые рамки и Евросоюз. В противном случае его тут же обвинят в двойных стандартах. «Я не вижу никаких существующих юридических рычагов, с помощью которых можно было бы остановить проект «Северный поток-2», – сказала Кирстен Вестфаль в интервью DW. – Но даже при всех политических возражениях я считаю важным поддерживать с Россией экономические связи – этот канал диалога – с тем, чтобы повысить порог дальнейшего ухудшения в отношениях ЕС с Россией».

В то же время и она сомневается в экономической целесообразности этого проекта. Мы многого пока не знаем, говорит Вестфаль, например, каким будет в Европе спрос на газ, какие меры будут здесь принимать во имя защиты климата, как будет развиваться альтернативная энергетика, каких средств потребует модернизация украинского транзита.

Напомним, что первый раз о проекте «Северный поток-2» заговорили в 2015 году. Для правительства ФРГ это было неприятным сюрпризом. Время для расширения германо-российских торгово-экономических связей – вскоре после присоединения Крыма к РФ и в разгар конфликта на востоке Украины – было неподходящим. Из уст представителей правительства ФРГ, в частности занимавшего в то время пост министра экономики и энергетики Зигмара Габриэля, звучали критические голоса.

Теперь позиция официального Берлина такова: это чисто коммерческий проект, который, разумеется, должен соответствовать немецким и европейским юридическим нормам, но решение – за участниками консорциума. Так ответила на вопрос корреспондента DW официальный представитель Минэкономики ФРГ Беате Барон. Возможно, официальный Берлин нашел бы при желании возможность помешать реализации этого проекта. Но такого желания у него нет. По оценке Кирстен Вестфаль, немецкое правительство придерживается в отношении России двойной стратегии.

Сохраняя режим санкций, оно продолжает оказывать нажим на Россию в ответ на исходящую от нее угрозу безопасности на Европейском континенте, но при этом старается не перегнуть палку, не загонять Москву в угол. Германия, указывает эксперт, заинтересована в мире и стабильности, в том числе в самой России, которая нуждается в доходах от экспорта энергоносителей, поэтому не в интересах Берлина атаковать «Северный поток-2».

Под этим углом зрения важен не только американский, но и европейский политический фактор. В Германии наиболее рьяным сторонником американизации газового рынка является профессор Клаудия Кемферт – один из наиболее известных в Германии специалистов по энергетическим вопросам. Она возглавляет отдел энергетики, транспорта и экологии Немецкого института экономических исследований (DIW) в Берлине. Для понимания ее позиции представляет интерес ее недавнее интервью тому же агентству DW, где речь шла главным образом о снабжении Евросоюза газом, в том числе и российским.

Еврокомиссия представила 16 февраля обширный пакет мер по повышению энергетической безопасности ЕС. Там в центре внимания находились как раз поставки газа. Как бы вы определили основные цели этого набора документов?

– Евросоюзу необходимо диверсифицировать источники и пути доставки газа, оптимизировать инфраструктуру в Европе и в условиях геополитических конфликтов снизить риски газовых поставок из России, от которых некоторые государства ЕС все еще очень сильно зависят. Речь прежде всего о странах Юго-Восточной Европы, которые больше всего пострадали бы в случае конфликта России с Украиной и прекращения транзита через эту страну. Но крайне важно также энергосбережение и развитие возобновляемых источников. Так что программа комплексная.

Оптимизация инфраструктуры – это прежде всего прокладка газопроводов-интерконнекторов, соединяющих национальные газотранспортные системы различных стран ЕС в единое целое?

– Это, несомненно, один из важных элементов пакета. В прошлом газ тек с востока на запад. Теперь создаются предпосылки для того, чтобы он, наоборот, поставлялся с запада на восток, чему Россия всегда противилась.

Когда речь идет о поставках с западного направления, имеется в виду прежде всего сжиженный природный газ. В западноевропейских странах ЕС уже действуют многочисленные мощности для регазификации СПГ, но они сильно недозагружены. Тем не менее пакет предполагает строительство новых терминалов. Разумно ли это? Как вы оцениваете перспективы СПГ в Европе?

– Перспективы СПГ в Европе весьма хорошие, это подтверждают все смоделированные нами сценарии. СПГ будет играть одну из центральных ролей в будущем снабжении Европы газом. Не только потому, что Америка добывает все больше газа методом фрекинга, но и потому, что все больше государств производят теперь СПГ. Да, терминалы пока недозагружены, но и газопроводы ведь тоже. Европа намерена впредь покупать меньше газа в России, поэтому значение и загрузка регазификационных терминалов будут расти.

Вы говорите, что ЕС хочет сократить закупки газа в России, в то же время «Газпром» и его европейские партнеры собираются проложить в Германию газопровод «Северный поток-2», исходя при этом из того, что Евросоюз увеличит импорт российского газа. Каковы шансы на успех этого проекта?

– Этот проект появился потому, что «Газпром» собирается резко сократить или полностью прекратить поставки газа через Украину. Поэтому это политический проект. В Европе к нему относятся очень критично. И потому, что опасаются нарушения европейских законов, как было в свое время с «Южным потоком», и потому, что стоит задача сократить закупки газа в России.

Однако единства в этом вопросе в Евросоюзе нет. Причем наибольший интерес к проекту проявляет именно Германия.

– Да, Германия активно его продвигает, однако все больше оказывается в этом вопросе в изоляции. К тому же непонятно, нужен ли нам вообще такой газопровод. Однозначного ответа пока нет.

Это интервью свидетельствует о непростых вариантах газоснабжения Европы, которые во многом будут определяться политическими решениями и в Старом, и в Новом Свете.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
1116
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1761
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1616
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
3032

Другие новости