0
16554
Газета Интернет-версия

10.10.2017 00:01:00

Газовые прайды Мозамбика

Артем Малов

Об авторе: Артем Борисович Малов – старший аналитик Энергетического центра бизнес-школы «Сколково».

Тэги: газ, мозамбик, спг, транспортировка


газ, мозамбик, спг, транспортировка Схема запасов природного газа в Мозамбике и вероятные пути прокладки газопровода. Схема предоставлена автором

В настоящее время ведется усиленная борьба за рынки сбыта газа в Азиатском регионе и, в частности, за Китай. Здесь пересекаются интересы многих стран, а с недавних пор – и Мозамбика. Когда где-то упоминается Мозамбик, воображение начинает рисовать образы африканской страны с протяженными белоснежными пляжами, зелеными пальмами и саванной. Однако малоизвестно, что за последние семь лет в государстве произошли открытия, способные при разумном использовании радикально трансформировать экономику и социальную структуру общества. Ключевой вопрос, как обычно: удастся ли этот разумный подход реализовать?

Мозамбик – одна из самых слаборазвитых стран мира, занимающая 120-е место по ВВП, который в 2016 году составил лишь 35 млрд долл. На ее территории ведется добыча минеральных ископаемых – например, алюминия компанией Mozal. Однако население численностью около 30 млн человек, с очень низкими доходами, в основном по старинке занимается земледелием.

Помимо алюминия, с 2004 года ведется и добыча природного газа южно-африканской компанией SASOL. Однако, несмотря на наличие собственной газодобычи, доступ населения к электричеству в Мозамбике составляет всего 25% (способно ли население за него платить – это отдельный вопрос). А основная часть добываемого на месторождениях Панде и Тимане в провинции Инхамбане газа (доказанные запасы – около 73 млрд куб. м) экспортируется по трубопроводу протяженностью 865 км и мощностью менее 0,5 млрд куб. м в год в Южную Африку с небольшим ответвлением на внутреннее потребление в районе столицы Мапуту. Данная сделка с SASOL до сих пор вызывает множество споров и негодования среди населения, потому что газ продается в Южную Африку по очень низкой цене. Тем не менее, несмотря на острую критику, в мае 2016 года компания SASOL начала новый проект рядом с разрабатываемыми лицензионными участками. Мозамбикцам оставалось только молча негодовать и продолжать удовлетворять свои энергетические нужды некоммерческой биомассой (то есть дровами и отходами).

Африканский газ

Все бы так и оставалось, если бы иностранные компании Anadarko и ENI не обнаружили гигантские запасы природного газа на глубоководном шельфе страны, что в один момент позволило ей занять 14-е место по запасам газа в мире. В 2010 году американская нефтегазовая компания Anadarko делает серию успешных открытий на глубоководном шельфе Индийского океана. Самое большое, на блоке 1, получило название Prosperidade. Впоследствии при оценочном бурении оказалось, что оно настолько крупное, что его границы уходят и на зону в соседнем блоке 4, где оператором является компания ENI (месторождение Mamba). В будущем эти компании объединят свои усилия по разработке данного газового комплекса.

В октябре 2011 года итальянская компания ENI также анонсировала открытие гигантского месторождения природного газа на блоке 4. Разведочная скважина Mamba South 1, пробуренная на морской глубине 1585 м в 40 км от побережья Кабо Дельгадо, вскрыла 212 м продуктивного газоносного пласта. Это была первая скважина на блоке 4. Результаты ее бурения превзошли все самые смелые ожидания. Позднее в 2012 году этой же компанией будет открыто месторождение Coral немного южнее.

В стране началась натуральная «газовая лихорадка». Всего за последние годы на территории Мозамбика уже открыто около 18 месторождений нефти и газа, но проблема в том, что поскольку они расположены на морских глубинах от 1500 до 2000 м и удалены от побережья, их раздельная разработка и эксплуатация не представляется экономически оправданной.

Изменение стоимости сбыта сжиженного природного газа в различных регионах мира и с различных местрождений (браунфилд – истощающиеся месторождения и гринфилд – новые).	График предоставлен автором
Изменение стоимости сбыта сжиженного природного газа в различных регионах мира и с различных местрождений (браунфилд – истощающиеся месторождения и гринфилд – новые). График предоставлен автором

Ниже представлена схема расположения основных месторождений. Как видно на схеме, самые крупные месторождения это Golfino, Mamba-Prosperidade (на схеме указано как Barquentine) и Coral, доказанные запасы которых в сумме составляют почти 2,8 трлн куб. м газа.

Население Мозамбика испытало настоящий шок и трепет, когда осознало, что в их прекрасной, но экономически неразвитой стране Anadarko и ENI обнаружили гигантские запасы природного газа. Ожидания были так высоки, что все приготовились немедленно получить дешевый газ в собственные дома и моментально улучшить свое материальное состояние. Газеты наперебой стали рассказывать о грядущей газовой революции и модернизации экономики. О том, что люди теперь смогут учиться по ночам, а днем им будут предоставлены высокооплачиваемые рабочие места. Бизнесмены, в свою очередь, надеялись расширить свой бизнес и наладить поставки всех необходимых материалов и оборудования для газовой промышленности. Впрочем, как обычно, эти ожидания оказались завышены.

После того как иностранные компании в 2012–2014 годах озвучили свои планы, стало понятно, что они не готовы вкладывать большие инвестиции в экономику страны, а собираются разрабатывать месторождения с помощью плавучих заводов по сжижению газа и отправлять газ на экспорт. В свою очередь, заводы, которые являются высокотехнологичными комбинациями баржи и комплекса по сжижению газа, должны управляться только высококвалифицированным опытным персоналом, которого в Мозамбике еще просто не существует. Да и поставлять такое оборудование могут только две-три компании в мире – точно не мозамбикские. Все, на что мог рассчитывать бизнес в Мозамбике, это предоставление несложных сервисных услуг – таких как общепит, охрана и безопасность, бухучет, сертификация, логистика и т.д.

Когда пришло осознание, что местному населению особо негде применить свои навыки в высокотехнологичном производстве, а за газ оно вряд ли сможет платить рыночную цену, правительство решило включить в законодательство понятие «местное содержание». 

Законодательные заморочки

Местное содержание – это четко оговоренная доля товаров или услуг, которые компании, разрабатывающие проект, обязаны закупать у местных производителей внутри страны. Местной считается компания, если больше половины от ее капитала принадлежит гражданину Мозамбика. Данные законодательные инициативы сначала были включены в общий закон о добыче нефти, но в июле 2017-го было объявлено, что в парламент был представлен отдельный закон о местном содержании, делающий эти требования обязательными и вводящий наказание за их нарушение. Подобная инициатива, безусловно, поможет создать прочную правовую базу для развития местной экономики и поддержки населения: компания будет уже обязана предоставлять определенное количество рабочих мест местному населению и закупать товары услуги. Вся необходимая подготовка рабочей силы, организация тренингов и обучения, организация закупок определенных товаров внутри страны, создание инфраструктуры – все это станет головной болью добывающих компаний.

В свою очередь, обсуждение местного содержания вызвало другую волну проблем в обществе. Дело в том, что все месторождения газа находятся на севере страны, практически на границе с Танзанией (см. схему расположения), а столица страны находится на юге на границе с Южной Африкой. Такое географическое положение создает ряд новых социально-экономических вопросов. Например, как распределять дополнительные поступления в местный бюджет и дополнительную выгоду, если добыча газа ведется только в северной части страны? В этом случае выигрывали бы только северные территории. Отчасти это и вызвало интерес многих вооруженных групп взять под контроль северные провинции, о чем может свидетельствовать увеличение количества столкновений сил оппозиционеров с правительственными войсками.

Помимо местного содержания правительство Мозамбика справедливо решило, что часть газа должна быть реализована на внутреннем рынке, а Министерство минеральных ресурсов и энергетики начало выявление компаний, которые могут быть заинтересованы в развитии промышленных проектов с использованием газа – например таких, как производство удобрений или строительство газовых электростанций для выработки электроэнергии. В частности, Норвежскому Yara Intenational было выделено 80–90 куб. м в сутки газа для производства 1,2–1,3 млн т удобрений в год. А проект Royal Dutch Shell Gas to Liquid (GTL) прямо на территории СПГ-завода будет производить 38 млн барр. в сутки жидких топлив, таких как нафта и керосин.

Совсем недавно, 31 июля 2017 года, после длительных согласований Anadarko Petroleum Corporation объявила о том, что она заключила два соглашения с правительством Мозамбика по нескольким документам, вместе известными как «морские концессии», которые позволят компании проектировать, строить и эксплуатировать морские объекты для производства СПГ в северном Мозамбике. Это сильно приближает компанию к принятию заключительного решения об инвестировании (FID). Первоначально это будет СПГ завод, состоящий из двух очередей по производству СПГ общей мощностью 12 млн т в год, принимающий газ с месторождения Golfinho/Atum, расположенного в пределах блока 1 (Anadarko является оператором этого проекта с 26,5% участия, также доли в нем имеют Empresa Nacional de Hidrocarbonetos E.P. (ENH) – 15%, Mitsui E&P Мозамбик Area1 Ltd. – 20%, ONGC Videsh Ltd. – 16%, Bharat PetroResources Ltd. – 10%, PTT Exploration & Production Plc – 8,5% и Oil India Ltd. – 4%). Здесь отмечу, что Empresa Nacional de Hidrocarbonetos (ENH) – это государственная нефтяная компания, которая представляет правительство Мозамбика в нефтегазовых и инфраструктурных проектах. Согласно закону ENH участвует в качестве заинтересованного лица в нефтяных операциях и производстве, а также в проектах по разведке углеводородов.

Компания ENI решила пойти по другому пути для своего проекта Coral South FLNG с вариантом добычи и сжижения газа с помощью плавучего СПГ-завода (FLNG), который должен быть запущен в эксплуатацию в 2022 году. Контракт на проектирование и строительство (EPC) был официально присужден консорциуму, состоящему из Technip, JGC и Samsung Heavy Industries. Кроме того, ExxonMobil согласилась приобрести у ENI 25-процентную долю в блоке 4. ENI ведет проект Coral South FLNG и все операции по добыче, а ExxonMobil будет вести строительство и эксплуатацию установок по сжижению на суше. План строительства наземной инфраструктуры СПГ включает два резервуара для хранения объемом 180 тыс. куб. м, хранилище конденсата, морскую пристань и прочую инфраструктуру. Она может обойтись достаточно дорого, включая переселение местного населения. План разработки ENI для Coral предусматривает бурение шести подводных скважин, строительство плавучего СПГ-завода, а для совместной с Anadarko разработки Mamba-Prosperidade – будущую установку для сжижения на суше.

Газотранспортный коридор

Помимо проектов по сжижению газа, производству удобрений и строительству объектов генерации планируется еще и глобальный газотранспортный проект: строительство газопровода, связывающего северную часть Мозамбика и город Сасолбург в Южной Африке, протяженностью около 2600 км и мощностью около 10 млрд куб. м в год. Стоимость транспорта газа, по расчетам Энергетического центра бизнес-школы «Сколково», получается относительно высокая и составляет примерно 3 долл. за миллион БТЕ (британских тепловых единиц). Также планируется, что часть этого газа будет поступать в отдаленные районы мозамбикской провинции Тете.

Несмотря на снижение мировых цен, возможность экспорта СПГ из Мозамбика демонстрирует хороший потенциал. По оценкам Энергетического центра бизнес-школы «Сколково», стоимость сжижения СПГ находится в районе 5,4 долл. за миллион БТЕ, стоимость добычи самого газа равна примерно 2,1 долл., а если добавить ориентировочную стоимость морского транспорта в Азию – еще 1,5 долл., то в итоге мы получим полные затраты на уровне 9 долл. за миллион БТЕ – это заметно ниже, чем, например, у новых австралийских проектов. Здесь надо отметить, что общая стоимость для наземного СПГ-завода мощностью 12 млн т в год, по разным оценкам, составляет более 15 млрд долл., что равно 1333 долл. за тонну производственной мощности, что определяет этот проект как находящийся в средней категории по затратам. Согласно данным IGU World Gas LNG Report – 2016 Edition, средневзвешенная стоимость сжижения газа для новых проектов, анонсированных к строительству в 2016–2021 годах, равна 1611 долл. за тонну. Для 2008–2015 года средняя стоимость сжижения составляла 1180 долл. за тонну. Налицо тенденция к увеличению средневзвешенной стоимости проектов в мире, и Anadarko с ENI придется сильно постараться с контролем затрат для успешного соперничества с другими игроками.

Конечно, сейчас СПГ-проекты имеют все большее стратегическое значение для многих стран, и их продукция будет еще более востребована в будущем. Спрос на СПГ в мире будет расти, по разным оценкам, на 3–4% в год, и в 2025 году планируемых мощностей заводов может не хватить, что, вероятно, подтолкнет цены на газ вверх и улучшит экономику СПГ-проектов. Впрочем, все будет зависеть от принимаемых инвестрешений по строительству новых заводов, количество которых сейчас в условиях переизбытка предложения несколько снизилось.

Правительство Мозамбика проделало долгую и кропотливую работу, формируя с нуля законодательство по недропользованию для газовых месторождений. Иногда, может быть, даже слишком долгую, но тем не менее хорошую. Обсуждая и взаимодействуя с компаниями, пытаясь не упустить свои интересы и в то же время не упустить самих инвесторов, правительство смогло сформировать законодательную основу, сделавшую добычу и, что важнее, утилизацию природного газа возможными, одновременно придав импульс для инвестиций в экономику, развития бизнес-сообществ и сертификации, создания рабочих мест для местного населения. В свою очередь, очень важно было не переусердствовать с применением законодательства по местному содержанию, которое могло ударить и по срокам исполнения проектов, и по их стоимости. Несомненно, обязывал и отрицательный опыт при заключении контрактов в прошлом, но сейчас есть ощущение, что все сделано правильно. В любом случае все будет зависеть от принятия финального инвестиционного решения по строительству завода в ближайшее время, что позволит нам оценить будущее подобных проектов и их влияние на экономику.



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
831
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
976
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1362
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1098

Другие новости