0
12892
Газета Интернет-версия

08.10.2018 16:37:00

Ставка на ветроэнергетику

Участие РФ в крупнейших специализированных международных выставках и саммитах все заметнее

Тэги: ветроэнергетика, вэс, росатом, новавинд, виэ


ветроэнергетика, вэс, росатом, новавинд, виэ Ветряки стали привычной частью пейзажа немецких городов. Фото автора

В немецком Гамбурге состоялось главное событие индустрии ветроэнергетики за последние два года – Глобальный ветроэнергетический саммит – 2018 (Global Wind Summit). Он, в свою очередь, включал в себя сразу два крупных мероприятия: конференцию WindEurope и выставку WindEnergy. Оба они проходили параллельно с 25 по 28 сентября под крышей огромного выставочного центра Hamburg Messe und Congress. За четыре дня его посетило около 35 тыс. человек (не считая журналистов) из 100 стран.

Конференция объединила в себе более 50 сессий, на которых выступило более 500 специалистов. Они обсудили текущее состояние и перспективы ветроэнергетики в быстро меняющемся мире с точки зрения политики, бизнеса и технологий. А выставка раскинулась на площади в 65 тыс. кв. м и вместила стенды более 1400 компаний, которые рассредоточились по девяти просторным павильонам.

Важность события подчеркнул и председатель Российской ассоциации ветроиндустрии (РАВИ) Игорь Брызгунов, который присутствовал на саммите. Он отметил, что форум действительно глобальный: «Здесь собирается, наверное, большинство игроков ветроэнергетического рынка в мире. Сюда приезжают компании из Америки, Южной Америки, из Африки, но, конечно, основные игроки рынка – это европейские компании. Форум этот растет, поскольку ветроэнергетика приходит в разные страны, там появляются свои местные игроки, не везде организуется производство ветрогенераторов, но конкретно в России оно создается». Он выразил надежду, что со временем отечественных компаний на этом рынке будет становиться все больше, а их присутствие на таких мероприятиях станет заметнее.

Однако уже этой осенью в гамбургской выставке участвовали две российские компании: дивизион Росатома – АО «НоваВинд», а также небольшая DWF Lab из Подольска.

Ветряные заборы

DWF Lab подошла к созданию ветряков творчески и вместо традиционной башни с гондолой, ступицей и лопастями предлагает своего рода забор, на который крепится множество небольших крыльев на каретках, которые медленно перемещаются по линейным направляющим.

Электрический генератор вырабатывает ток, используя мощность движения каретки. При этом, чтобы наиболее оптимально использовать силу ветра, непрерывно регулируется угол установки крыла и скорость движения каретки. Несколько кареток с крыльями составляют единую аэродинамическую решетку. Чтобы избежать потерь на скос потока при небольшой скорости движения, рядом с одной такой решеткой ставится другая, которая движется в противоположном направлении. Она использует скос потока, который создается первой решеткой, и с его помощью создает дополнительную мощность. Компания отмечает, что такая установка не имеет крупногабаритных деталей, а ее модули легко помещаются в стандартный транспортный контейнер. Кроме того, в такой конструкции детали не подвергаются высокой нагрузке, что позволяет использовать при производстве недорогие материалы. Все это облегчает доставку, сборку и обслуживание.

Комплексный подход

«НоваВинд» сосредоточилась на технологиях, которые уже успели зарекомендовать себя на рынке как одни из наиболее производительных, эффективных и стабильных. Здесь речь уже идет о строительстве целых ветропарков на основе ветроэнергетических установок L100 (2,5 МВт), которые создаются по дизайну голландского партнера – Lagerwey.

На выставке «НоваВинд» и совместное российско-голландское предприятие RedWind представили проект по созданию ветроэлектростанций (ВЭС) общей мощностью 1 ГВт в РФ, а также программу локализации производства ветроустановок.

По словам официального представителя компании, площадка WindEnergy открывает широкие маркетинговые возможности для презентации будущего продукта, а также является хорошим инструментом для изучения передовых технологий со всего мира с точки зрения перспективы их локализации в России.

Он рассказал, что в данный момент идет строительство первого ветропарка компании. Расположится комплекс в Шовгеновском и Гиагинском районах Адыгеи, а его мощность составит 150 МВт. «На сегодняшний день это самый крупный ветропарк в России. На площадке ведется строительство дорог от федеральной трассы. На территории строительного городка установлен штаб строительства, вагоны-бытовки и пост лабораторного контроля. Начаты работы по устройству фундаментов. На объекте работают буровые установки. В непосредственной близости от площадки строительства организовано производство буроналивных свай», – сообщили в «НоваВинде».

Одновременно с реализацией проекта Адыгейской ВЭС ведется работа по подготовке других площадок к инвестиционной фазе. Так, в Ставропольском крае уже получены технические условия на присоединение к электрическим сетям и начинается установка ветроизмерительных комплексов. Там должна появиться ВЭС мощностью более 200 МВт. Продолжаются работы и в Краснодарском крае, а в Ростовской области начинаются ветроизмерения.

Новые горизонты

Надо сказать, что Россия совсем недавно начала активно осваивать ветроэнергетические технологии. Но, по мнению председателя РАВИ, уже взят очень хороший темп. Да и стартовая позиция удобная, можно оценить мировой опыт, наработки и адаптировать их под себя. «У нас очень хорошо сделано законодательство, очень серьезная поддержка финансовая, но в обмен на эту финансовую поддержку государство требует создать индустрию в стране. И, на мой взгляд, это очень удачный подход, поскольку у нас в стране уже организованы производства лопастей, гондол и производстводятся башни. И одна из компаний вообще создает полностью производство турбин», – заявил Игорь Брызгунов в кулуарах саммита. Он напомнил, что Vestas открыл производство лопастей в Ульяновской области и гондол в Нижнем Новгороде, Siemens Gamesa занимается производством гондол в Ленинградской области, а «НоваВинд» создает полное производство ветрогенераторов в Волгодонске.

Брызгунов подчеркнул, что, несмотря на установку законодателей выходить на локализацию производства в 65%, игроки рынка вполне могут обеспечивать и 85%. Ведь из 65%, на которые сейчас ориентируемся, 21% – это проектные работы, монтаж и тому подобное, а 44% относятся непосредственно к железу. Между тем отечественные компании, по расчетам главы РАВИ, способны производить еще больше компонентов внутри страны и к 2026 году достичь 85% локализации. А вот выход на 100% кажется не таким очевидным, потому что при современных взаимоотношениях бизнеса разных стран, так или иначе, в производство включается какой-то импортный элемент.

Несмотря на постепенное создание в России все более привлекательных условий для развития ветроэнергетики, некоторые нормативы излишне усложняют процесс. «Не все нормативные требования соответствуют распределенному объекту генерации. Ведь раньше у нас все объекты генерации были локальными, обнесены забором. В ветроэнергетике посложнее сейчас, поскольку объект распределенный, и если идти просто по требованиям, условно говоря, старым, то ветропарк, который располагается на громадной территории, надо обносить забором, пускать собак, ставить проходную, а дороги внутри должны быть асфальтированы и т.д. Сейчас это удается обходить пока еще временными нормами компаниям, которые этим занимаются. Но они работают над тем, чтобы законодательно эти нормативные требования были сняты», – отметил Брызгунов.

Как бы то ни было, ставка на возобновляемую энергетику верная. Для государства ветропарки – это не просто объект генерации, а еще и развитие новых технологий, создание дополнительных рабочих мест, рост заказов на оборудование. Ветроэнергетика в России развивается в первую очередь не как альтернатива традиционным источникам энергии, а как площадка для освоения высокотехнологичной продукции. Как сказал Брызгунов, «мы купили билет в поезд, и его потом не придется догонять».

Бизнесу внедрение ВИЭ тоже выгодно, и не только с экономической точки зрения. Председатель РАВИ в связи с этим привел такой пример: «Росатомом в этой части великолепное решение было сделано. То есть имидж корпорации озеленился, и плюс производственные мощности будут работать на новую продукцию. Это вообще перестройка, мне кажется». Тем более у компаний намечаются хорошие перспективы поставлять ветроустановки не только на многообещающий российский рынок, но и за рубеж, в первую очередь в Казахстан и Белоруссию.

8-13-5_t.jpg
Один из многочисленных павильонов выставки WindEnergy 2018. 
Фото автора 

Перспективные рынки

Потенциал нашего рынка как для поставок и внедрения технологий, так и для производства видят и зарубежные эксперты. Неудивительно, что на конференции отдельная сессия была посвящена России и Саудовской Аравии. Организаторы сами охарактеризовали эти две страны как наиболее крупные из новых рынков. У РФ огромные территории с хорошим доступом к энергии ветра, при этом общая мощность ветроустановок мала, а значит, есть куда расти. И согласно материалам саммита, рост этот будет скорым и мощным.

На сессии Россия была представлена не только экспертами, но и губернатором Ульяновской области Сергеем Морозовым. Задачу регион ставит весьма амбициозную – до 2030 года выйти на получение трети электроэнергии за счет возобновляемых источников энергии (ВИЭ). К этому времени должно быть введено не менее 1 ГВт мощностей ветрогенерации. «Мы построили и ввели в эксплуатацию в начале 2018 года первый в стране ветропарк мощностью 35 МВт и сразу же приступили к строительству второго ветропарка, его мощность составит 50 МВт», – рассказал Морозов о текущей ситуации. Этот парк на 50 МВт строят совместными усилиями Роснано, российская «дочка» финской Fortum и правительство Ульяновской области. Объект должен начать вырабатывать энергию уже в первой половине 2019 года. Ну а в ближайшие 3–5 лет власти региона надеются построить не менее семи ветропарков общей мощностью примерно 250 МВт.

Тем не менее, чтобы выйти на 30% генерации за счет ВИЭ, одного ветра мало. Губернатор отметил, что область обращает внимание и на другие источники: «Мы проводим работу и по другим направлениям возобновляемой энергетики: солнечная генерация, малая гидроэнергетика, производство энергии из твердых бытовых и промышленных отходов, рынок промышленных накопителей и водородная энергетика».

Еще одним перспективным направлением Ульяновская область считает микрогенерацию. Правительство субъекта даже готовит руководству страны предложения по устранению барьеров и введению мер поддержки в этом сегменте. «Мы предлагаем поддержать производство оборудования для частной микрогенерации, субсидировать покупку и установку такого оборудования гражданам, разработать механизм, который обеспечит покупку государственными электросетевыми компаниями излишков электричества, произведенных гражданами за счет оборудования для микрогенерации по выгодным для граждан тарифам, а самое главное, предлагаем увеличить критерий микрогенерации с сегодняшних 15 МВт до уровня не менее 30 МВт среднегодовой выдаваемой мощности», – заявил Морозов, выступая на конференции.

Старый Свет

Однако Евросоюз в плане внедрения ВИЭ ушел далеко вперед. Если верить свежему отчету ассоциации европейской энергетики WindEurope ветроэнергетика блока твердо стоит на пути к достижению показателя ежегодного прироста мощности в 17 ГВт к 2022 году. Но, чтобы не сбиться с курса, необходима дополнительная настройка регулирующих норм. Учитывая 86,9 ГВт мощностей, которые должны быть введены с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года, а также прошлогодний рекорд в 20,5 ГВт, Европа достигнет 258 ГВт общей мощности ветряков. За этот период на ЕС придется четверть от мирового ввода ветроэнергетических мощностей. Но есть и проблемы. Например, получать разрешения на новые ветропарки становится все сложнее, и это тормозит принятие инвестрешений. Более того, некоторые страны аналитики обвиняют в серьезных просчетах. Среди провинившихся Германия, которая плохо справилась со своими первыми аукционами по береговой ветроэнергетике, и Франция, где возникла краткосрочная проблема с выдачей разрешений. И там, и там теперь будет заметное снижение роста.

В ассоциации подчеркивают, если сейчас сила ветра – ведущий источник энергии в ЕС среди возобновляемых, то после 2030 года она опередит абсолютно все типы энергоресурсов. В 2030–2050 годах ветряная энергетика сможет прибавлять по 20 ГВт мощностей ежегодно и к 2050 году обеспечит 36% европейской генерации. К такому выводу приходят эксперты ассоциации еще в одном опубликованном во время саммита докладе. Но такие цифры отрасль покажет, только если следовать сценарию электрификации, который соответствует целям Парижского соглашения по климату. Согласно этому варианту развития событий, доля электроэнергии в общем энергопотреблении к 2050 году должна увеличиться с текущих 24 до 62%, притом что 78% этого электричества будет поступать из возобновляемых источников.

В то же время, по подсчетам аналитиков, с увеличением доли ветроэнергии в балансе она будет становиться дешевле. Средний объем инвестиций, который необходим для установки 1 МВт мощности, на суше сократится на 30% – до 1,1 млн евро к 2050 году, а в море – на 23%, до 2,2 млн евро. Электрификация на основе возобновляемых источников энергии – ключевой фактор декарбонизации энергосистемы Евросоюза. Она позволит значительно сократить зависимость от импортируемого топлива, а также повысить качество жизни благодаря ограничению загрязнения воздуха и уменьшению счетов за электроэнергию, резюмируют авторы доклада.

Но есть и другой, менее оптимистичный сценарий развития событий. Он реализуется в том случае, если необходимые изменения в регулировании будут ускорены, а вот выполнить обязательства по Парижскому соглашению не получится. Тогда доля электричества к 2050 году увеличится только на 51%, а выбросы парниковых газов, связанные с энергетикой, сократятся только на 74% по сравнению с 1990 годом, против 90% при более благоприятном сценарии. Сила ветра в такой ситуации займет лишь 33% в общем балансе.

Ассоциация предупреждает, чтобы декарбонизировать экономики Европы, необходимо активно внедрять ВИЭ во все сферы, связанные с потреблением энергии. Доля зеленого электричества должна серьезно увеличиться в отоплении, транспорте и производственных процессах. Сценарий, где выполняются условия Парижского соглашения, подразумевает, что роль электричества в промышленности вырастет к 2050 году до 86%, электрификация коммерческих строений поднимется до 78%, а домовладений – до 59%.

Проблема хранения

При таком росте значения электричества в энергобалансе все острее встает вопрос, как сохранять этот ресурс. К сожалению, решить эту проблему в промышленных масштабах не представляется возможным. «Что делать, если ветра нет длительное время – от одной до трех недель? Не стоит и думать, что батареи когда-нибудь помогут справиться с сезонностью», – заметил во время конференции основатель исследовательской компании Bloomberg New Energy Finance Майкл Либрих. Тем не менее участники дискуссии пришли к выводу, что за мировой рынок батарей все же необходимо бороться. Если Европа не будет развивать технологии хранения, этот кусок пирога уйдет к активно растущим азиатским игрокам. «Давайте не допустим повторения ситуации с солнечными панелями», – призвал собравшихся глава производителя батарей SAFT Гислан Лекюйе.

Тон рынку литий-ионных батарей задают электромобили. Сегодня его рост обеспечивают преимущественно азиатские производители во главе с китайскими. Лекюйе заявил, что для поддержания конкурентоспособности необходим доступ к бюджетам, которые сравнимы с теми, что имеют производители электромобилей. А значит, надо объединятся и создавать новых лидеров рынка. Год назад компанию Saft приобрела Total, и был запущен проект по созданию твердотельных батарей (этот вариант аккумулятора требует меньше материала и позволяет сократить затраты). Но даже с такой поддержкой, признается Лекюйе, вопрос финансирования по-прежнему стоит на первом месте, потому что разработка стоит очень больших денег.     

Гамбург–Москва


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Приливные электростанции набирают вес

Приливные электростанции набирают вес

Светлана Милова

Энергоснабжение Фарерских островов обеспечивается энергией океана

0
7648
Великобритания ставит на атомные станции и возобновляемые источники

Великобритания ставит на атомные станции и возобновляемые источники

Михаил Стрелец

Официальный Лондон меняет политику энергетической безопасности

0
4984
Энергозатраты в интерьере военно-экономических реалий

Энергозатраты в интерьере военно-экономических реалий

Михаил Стрелец

Когда рост приближается к критическим отметкам

0
15182
Поможет ли биотопливо решить проблемы теплоснабжения

Поможет ли биотопливо решить проблемы теплоснабжения

Михаил Аким

Эффективность современных котлов на пеллетах достигает 90%

0
12926

Другие новости