0
20933
Газета Интернет-версия

10.02.2020 17:22:00

Москва готовится к реализации Парижского соглашения

Правительство дало себе три года на оценку ситуации и выработку конкретных мер

Тэги: климат, парижское соглашение, глобальное потепление, минэкономразвития, медведев, парниковый эффект, погода


климат, парижское соглашение, глобальное потепление, минэкономразвития, медведев, парниковый эффект, погода РФ начинает развивать альтернативную энергетику. На фото ветропарк компании Fortum. Фото PhotoXPress.ru

Утверждение российским правительством (правда, старым составом, уже ушедшим в отставку) Национального плана мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата вызвало различные отклики в стране. Само Министерство экономического развития, разработавшее этот план, следующим образом формулирует его цели.

Национальный план разработан Минэкономразвития России в рамках реализации Парижского соглашения по климату, которое направлено на укрепление глобального реагирования на угрозу изменения климата, в том числе посредством повышения способности адаптироваться к неблагоприятным воздействиям изменения климата.

Первый этап адаптации экономики России к изменениям климата направлен на реализацию до 2022 года организационных и нормативно-правовых мер и содержит три основных блока:

1) федеральный блок, включающий организационное, нормативно-правовое, методическое, информационное и научное обеспечение;

2) отраслевой блок, предусматривающий утверждение ведомственных планов адаптации в климатозависимых секторах экономики (топливно-энергетический комплекс, сельское хозяйство, транспорт, строительство и жилищно-коммунальное хозяйство, природопользование и др.);

3) региональный блок, в рамках которого будут уточнены документы стратегического планирования субъектов Российской Федерации и утверждены региональные планы адаптации.

Приоритетными задачами Минэкономразвития России на 2020 год в рамках реализации Национального плана являются:

– подготовка предложений по формированию отдельной рабочей группы по вопросам адаптации к изменениям климата при Правительственной комиссии по вопросам природопользования и охраны окружающей среды и нормативно-правовых актов, направленных на уточнение полномочий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области адаптации к изменению климата;

– определение системы целевых показателей достижения федеральных, отраслевых и региональных целей адаптации и утверждение методических рекомендаций по оценке климатических рисков и формированию отраслевых, региональных и корпоративных планов адаптации к изменению климата.

Итоги реализации Национального плана с оценкой эффективности и достаточности реализуемых мероприятий станут основой для подготовки второго этапа адаптации к изменениям климата на период до 2025 года.

С точки зрения Всемирного фонда дикой природы (WWF) в документе определены федеральные организационные и нормативно-правовые меры на 2020–2022 годы, порядок разработки отраслевых и региональных планов, информационное и научное обеспечение работ. За три года нужно будет лучше разобраться с ситуацией и приступить ко второму этапу адаптации – конкретным мерам в различных отраслях экономики, лесном и сельском хозяйстве, охране природы и здравоохранении.План предусматривает создание соответствующей организационно-правовой структуры на федеральном уровне, разработку к концу 2021 года отраслевых планов, а также широкий спектр действий по информационному и научному обеспечению работ.«Документ очень нужный и своевременный, его появление – веление времени: в России за последние 15–20 лет в два раза выросло число опасных метеорологических явлений, и веление науки, – комментирует директор программы «Климат и энергетика» Всемирного фонда дикой природы (WWF) Алексей Кокорин. – Работы российских ученых и последние международные доклады с их участием однозначно говорят о ведущей роли человека в изменениях климата в масштабе XXI века. А раз так, то само не пройдет, надо адаптироваться всерьез и надолго».Во вводной части плана перечислены главные отрицательные последствия ожидаемых для России изменений климата: риски для здоровья, риск более сильных и частых засух, экстремальных осадков и наводнений, повышение пожароопасности лесов, деградация вечной мерзлоты, нарушение экологического равновесия и вытеснение одних видов другими, расход электроэнергии на кондиционирование.


2-10-1350.jpg
Момент ратификации Россией Парижского
соглашения, которую реализовал премьер
Дмитрий Медведев. Фото со страницы
Дмитрия Медведева в «ВКонтакте»
Отмечены и позитивные моменты: экономия на отоплении, улучшение условий прохода судов в арктических морях, условий сельского хозяйства в ряде регионов, рост продуктивности лесов.«В документе совершенно верно говорится об отрицательных последствиях, но лишь возможных положительных эффектах, – замечает Алексей Кокорин. – Отрицательные действуют сами, и, как мы видим, уже довольно сильно, а позитивными еще надо суметь воспользоваться, там тоже немало подводных камней и негативных обратных связей. Например, увеличение климатически обусловленного прироста лесов не должно сойти на нет из-за пожаров и экологически неграмотных рубок». WWF России приветствует утверждение плана и отмечает принципиальную важность строго научного подхода к вопросу. Очень позитивно, что в план включена подготовка к концу 2022 года Третьего оценочного доклада об изменениях климата и их последствиях на территории Российской Федерации, включающего оценки уязвимости и сценарии адаптации. Он должен стать научной основой работ по второму этапу – в 2023–2025 годах и на дальнейшую перспективу. В то же время WWF подчеркивает, что есть предел того, к чему может приспособиться природа России и ее жители. Нельзя забывать и о снижении выбросов парниковых газов, прежде всего в энергетике, а также об охране наших лесов, направленной на сохранение их пока еще высокой способности поглощать СО2. У WWF России уже есть опыт анализа изменений климата и прогноза на будущее при создании особо охраняемых природных территорий (ООПТ) в арктических регионах России. Теперь всего через два года должна быть завершена разработка всеобъемлющего Отраслевого плана адаптации в сфере природопользования, реализация которого должна повлечь должный учет проблем адаптации при создании ООПТ. Есть у WWF России и практические наработки в просвещении и образовании по климатической тематике, которые могут помочь Минпросвещению и Минобрнауки России в предусмотренном планом включении знаний об изменении климата, адаптации человека и экономики в федеральные стандарты общего и среднего профессионального образования. 

Субъектам Федерации рекомендуется организовать работу по адаптации к изменениям климата и в 2022 году утвердить свои региональные планы. Они должны ежегодно отправлять в Минэкономразвития России отчеты о реализации мероприятий. Предусмотрено, что Минприроды России, Росгидромет и другие ведомства уже к концу 2020 года разработают Типовой паспорт климатической безопасности территории субъекта Российской Федерации. «Именно с такого подхода, с подготовки однотипных региональных климатических паспортов, WWF России начинал работы по анализу климатических проблем и адаптации 20 лет назад, были подготовлены паспорта Алтае-Саянского экорегиона, Таймыра, Кольского полуострова и Чукотки. Тогда эта инициатива не получила государственной поддержки, теперь она становится реальностью», – говорит Алексей Кокорин. «Утверждение плана сразу после принятия Россией Парижского соглашения, с одной стороны, случайно: соглашение не требует плана, а с другой стороны, символично, – добавляет эколог. – Это характеризует рост понимания климатических проблем, их серьезности и долгосрочности, понимания необходимости действовать».

Другое мнение высказал эксперт по климату Александр Перов, руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности. По его мнению, план по адаптации к изменению климата является ничего не значащей формальностью. Перов напомнил, что в конце декабря правительство РФ утвердило внесенный Минэкономразвития Национальный план мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата на период до 2022 года. Он был подготовлен в рамках реализации Парижского соглашения по климату. Новость о принятии данного документа вызвала весьма позитивный отзыв со стороны «проклиматически» настроенных экспертов. Они расценили его как важный шаг на пути снижения последствий от опасных климатических изменений.

В связи с принятием Национального плана возникает вопрос: как этот шаг отразится на российской экономике, в особенности на энергетике? Такой интерес вполне закономерен. Это связано, во-первых, с тем, что участие России в Парижском соглашении зачастую вызывало и продолжает вызывать опасения в связи с возможными негативными социально-экономическими последствиями. Естественно, что в Национальном плане, который является неотъемлемым компонентом «парижского процесса», критики участия России в Парижском соглашении могут усматривать скрытые угрозы для экономики страны и ее топливно-энергетического комплекса.

Во-вторых, от Национального плана ждут решения тех проблем, с которыми якобы столкнется Россия из-за последствий изменений климата. К примеру, в 2019 году замминистра по Дальнему Востоку и развитию Арктики Александр Крутиков заявил, что наша страна каждый год теряет от 50 млрд до 150 млрд руб. из-за таяния вечной мерзлоты. Правда, откуда появились такие суммы, чиновник не уточнил.

Под особым ударом в свете вероятных угроз от глобального потепления оказалась нефтегазовая отрасль. Основная добыча российской нефти и газа ведется в зоне вечной мерзлоты, которая, как считается, уже начала таять из-за глобального потепления. Соответственно, от Национального плана ожидают в том числе активизации деятельности по модернизации энергетической инфраструктуры, что должно, по идее, позволить минимизировать негативные последствия климатических изменений для российской энергетики. И подобные меры там действительно предусмотрены: согласно Национальному плану, в третьем квартале 2021 года должен появиться утвержденный отраслевой план адаптации к изменениям климата в сфере топливно-энергетического комплекса.

Между тем внимательное изучение Национального плана вряд ли оставляет поводы для оптимизма. Документ этот не стоит всерьез оценивать с точки зрения выявления тех или иных последствий для российской экономики и энергетики. Особого смысла в этом нет.

Для такой скептической точки зрения есть несколько причин. Прежде всего данный документ является по большому счету фикцией и обычной чиновничьей отпиской. Его принятие просто формальность. Еще в 2016 году правительство приняло План реализации комплекса мер по совершенствованию госрегулирования выбросов парниковых газов. В числе прочих мер он предусматривал и разработку проекта Национального плана адаптации к неблагоприятным изменениям климата. И сделать это надо было еще в июле 2018 года.

Но несмотря на то что работа над Национальным планом затянулась на целых полтора года, ее итогом стало лишь перечисление организационных мероприятий, главные из которых – подготовка отраслевых, а также региональных планов адаптации к изменениям климата. Сам по себе документ не закладывает стратегических ориентиров, не указывает конкретные направления деятельности и потому не может служить основой для формирования соответствующей нормативно-правовой базы. Кроме того, он может помочь разве что сформировать смутное представление о том, каким все-таки образом будет формироваться госполитика по адаптации к последствиям глобального изменения климата. По большому счету все это Национальный план откладывает на потом, а точнее, на последний квартал 2022 года. Именно тогда ожидается появление проекта так называемого Национального плана мероприятий второго этапа адаптации к изменениям климата на период до 2025 года.

В этом отношении весьма показательно, что в числе первых мер текущего Национального плана указана подготовка предложений по формированию рабочей группы по вопросам адаптации к изменениям климата. То есть это как раз и есть тот первоочередной и необходимый шаг, с которого, по идее, и должна была начинаться деятельность по подготовке полноценного Национального плана по адаптации. Такая ситуация лишний раз подчеркивает формальность текущей версии плана.

Для сравнения, в принятой в 2013 году Национальной стратегии КНР по адаптации к изменению климата приведены четкие принципы и предлагаются некоторые конкретные цели по адаптации. Кроме того, там перечислен широкий спектр мер по их достижению, в том числе касающихся финансовых аспектов. Другой пример: в подготовленной в 2014 году Стратегии и Плане действий Республики Молдова по адаптации к изменению климата до 2020 года подробно расписаны три конкретные цели с перечнем действий по их реализации. Вплоть до того, что в качестве меры по адаптации в сельскохозяйственном секторе на местном уровне предлагается улучшать системы вентиляции и кондиционирования животноводческих ферм.

Таким образом, и без того принятый со значительной задержкой нынешний документ представляет собой лишь повод для переноса сроков принятия полноценного Национального плана по адаптации на очередные два года. Впрочем, есть сомнения, что в 2022 году мы подобный документ увидим. Стремительные политические изменения, с которых начался 2020 год, делают климатическую повестку на ближайшее время просто неактуальной. Они ее кладут в долгий ящик, притом что и до этого российские власти не отличались на климатическом поприще особой расторопностью. Поэтому вряд ли сейчас стоит устраивать «танцы с бубнами» вокруг Национального плана, пытаясь разгадать в нем предначертанную его создателями судьбу российской энергетики. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


По жизни хвост нести трубою

По жизни хвост нести трубою

Максим Валюх

Стихи про снежный апрель, разовые розы и ожидание мая

0
1000
Леса поддерживают климатический баланс

Леса поддерживают климатический баланс

Олег Никифоров

Россия предпринимает усилия по достижению целей Парижского соглашения

0
3479
На планету надвигается похолодание

На планету надвигается похолодание

Олег Никифоров

Система течений в Атлантическом океане может нарушиться в ближайшие десятилетия

0
18777
Неуловимый Джо немоторизованной мобильности

Неуловимый Джо немоторизованной мобильности

Сергей Шелмаков

Для качественного содержания велопешеходной инфраструктуры зимой нужно перейти к тотальной механизации

0
6273

Другие новости