0
6595
Газета Интернет-версия

14.12.2017 00:01:05

Ленин в Доме Пашкова

Тэги: премия, книги, литература, проза, ленин, пелевин, революция, война, роман, большая книга, русский букер, премия нонконформизм


премия, книги, литература, проза, ленин, пелевин, революция, война, роман, большая книга, русский букер, премия нонконформизм Почти полный состав «короткого списка»: Шамиль Идиатуллин, Андрей Рубанов, Михаил Гиголашвили, Сергей Шаргунов, Сергей Самсонов, Игорь Малышев, Лев Данилкин и Алексей Сальников. Фото Екатерины Богдановой

Литературный сезон-2017 подходит к концу. Традиционно под занавес календарного года назвали победителей такие премиальные мастодонты, как «Русский Букер» и «Большая книга». Букеровские итоги на сей раз нам особенно приятны: в прошлом номере (см. «НГ-EL» от 07.12.17) мы уже поздравили победительницу премии, художника и прозаика Александру Николаенко, чей роман «Убить Бобрыкина» за полгода до взятия «Букера» получил премию «НГ» «Нонконформизм» в номинации «Нонконформизм-поступок». Еще раз поздравляем Александру!

Что касается «Большой книги», церемония награждения традиционно прошла в Доме Пашкова. Победители проходившего в Интернете читательского голосования были объявлены заранее: первого места удостоилась книга Сергея Шаргунова «Катаев. Погоня за вечной весной», на втором месте – «Ленин. Пантократор солнечных пылинок» Льва Данилкина, на третьем – «Город Брежнев» Шамиля Идиатуллина.

Прежде чем рассказать о решении жюри, напомним в алфавитном порядке, кто в этом году был в списке «большекнижных» финалистов.

Михаил Гиголашвили в 2010 году уже попадал в шорт-лист премии с романом «Чертово колесо» и занял третье место в читательском голосовании. На этот раз он вышел в финал с историческим романом «Тайный год» о двух неделях 1575 года, когда Иван Грозный вдруг удалился в Александровскую слободу молиться, оставив на престоле крещеного татарина Симеона Бекбулатовича. Одни романные сутки сменяются следующими, и перед читателем проплывают подробные картины – вот Грозный видит вещие сны и сатанинские знаки, вот трапезничает, вот одевается, вот принимает опиум, вот ведет политическую переписку. Вопрос в романе о средневековом прошлом тем не менее поднимается вполне сегодняшний: быть ли русскому царю милостивым, цивилизованным и гуманным или пить кровь и душить народ кандалами? Дай ответ! Не дает ответа…

Уже упомянутый Лев Данилкин тоже не новичок «Большой книги»: в 2007-м становился финалистом с художественной биографией писателя Александра Проханова «Человек с яйцом». Теперь его героем стал Владимир Ильич Ленин. В год 100-летия революции такой выбор главного персонажа вполне разумен: повышает читательский интерес и увеличивает шансы на победу. Что и произошло: помимо «золота» от жюри (но об этом ниже) «серебра» в читательском голосовании «Большой книги» Данилкин вошел в число лауреатов ежегодного Национального конкурса «Книга года» в номинации «Проза года». О «Ленине» много говорили и спорили, но жаль, что большинство рецензентов слишком зацикливаются на собственном идейном отношении к вождю пролетариата и смакованию живого данилкинского языка предпочитают размышления на тему: а не слишком ли автор симпатизирует своему кровавому герою? (рецензию на «Ленина…» см. в «НГ-EL» от 22.06.17).

Шамиль Идиатуллин – автор «Города Брежнева». В «НГ-EL» от 23.11.17 напечатана рецензия на этот роман – «утопию из советского прошлого», фантазию на тему счастливого советского детства.

Игорь Малышев с повестью «Номах. Искры большого пожара» успел отметиться и в финале «Русского Букера». Название – это, конечно, анаграмма. Безумный романтик Нестор Махно, крестьяне-анархисты, ружья и сабли, дикая горечь и кровавый экстаз Гражданской войны («Свежий арбузный дух раздавленной травы мешался с запахом крови и смерти, и от этой смеси по затылку прокатывалась волна мурашек»). Изуверства, пытки и казни перемежаются светлыми картинами идеологической пасторали и номаховского рая на земле. Еще одна книга в копилку переосмысления российской истории. Да и с событиями в Украине перекликается.

Виктора Пелевина можно смело отнести к «большекнижным» ветеранам. Впервые он попал в шорт-лист еще 10 лет назад с романом «Ампир V», завоевавшим также «бронзу» в читательском голосовании. В 2010-м роман «Т» принес Виктору Олеговичу звание финалиста, первое место по версии читателей и третье место по версии жюри. В 2015-м Пелевин снова стал шорт-листером за роман «Любовь к трем цукербринам». И вот – новый выход в финал с романом «Лампа Мафусаила, или Крайняя битва чекистов с масонами», в котором злободневная российская действительность пульсирует и бьется в миазмах мистики, конспирологических теорий и прочей пелевинской эклектики. И все это в формате семейной саги, что, кстати,  еще один тренд в текущей литературе. 

Андрей Рубанов тоже не впервые штурмует премиальный пьедестал: в 2012-м попадал в шорт-лист со сборником рассказов «Стыдные подвиги». Его роман «Патриот», вышедший в финал этого года, в октябре уже получил премию «Ясная Поляна». Хотя не все читатели и критики оценили произведение о лишнем человеке нашего времени – бизнесмене Сергее Знаеве – столь высоко, посчитав, что в «Патриоте» автор заявил, но не раскрыл ряд тем, что персонажи грешат карикатурностью и однобокостью, а финал и вовсе не удался.

Роман «Петровы в гриппе и вокруг него» Алексея Сальникова стал единственным произведением, которое к моменту появления в финале премии не вышло отдельным изданием, а было напечатано в прошлогоднем журнале «Волга». Определение поэзии как лучших слов в лучшем порядке относится и к роману Сальникова: за простой, слишком вроде бы многословной историей о простых людях скрывается нечто фантасмагорическое, даже хтоническое… «На первых свиданиях Петрова думала, что ей подогнали какого-то аутиста, Петрова не сильно любила поговорить, но ее новый дружок говорил еще меньше, а те немногие слова, что она произносила, пропускал мимо ушей. Они молча гуляли в парке, молча сидели в кино, похрустывая попкорном, молча сидели в пиццерии<...> «Господи, какой ты жалкий», – хотелось иногда сказать Петровой, но через год она с удивлением обнаружила, что уже замужем за этим человеком, что этот человек сует ей какие-то цветы на праздники<...> и им<...> не скучно друг с другом…»

Роман «Соколиный рубеж» Сергея Самсонова – одна из самых оригинальных и действительно больших (во всех смыслах) книг финального списка. Это особый взгляд на Великую Отечественную войну. История о противостоянии двух летчиков-асов (отчасти она напоминает фантастический танковый поединок из романа Ильи Бояшова «Танкист, или «Белый тигр») разворачивается как масштабное метафизическое полотно. В 2015 году роман принес автору звание лауреата премии «Дебют».

Алексей Слаповский был финалистом «Большой книги» в 2007-м (роман «Синдром феникса») и 2011-м («Большая книга перемен»), сейчас в шорт-листе оказалась «Неизвестность. Роман века, 1917–2017». Актуальная тема «1917 год» подана автором в форме вымышленного архива нескольких поколений одной семьи. Семейная сага местами интересна, но в целом не отличается от множества собратьев (или сосестер) по жанру.

И, наконец, Сергей Шаргунов и его импрессионистская биография «Катаев. Погоня за вечной весной». Рецензия на нее печаталась в «НГ-EL» от 03.08.17.

А вот что происходило позавчера вечером в Доме Пашкова… Церемония вручения была организована в революционном стиле – в соответствии с юбилеем. Гостей на входе  встречал красноармеец с винтовкой и пристегнутым штыком. Сориентироваться внутри помогали девушки в кожанках и красных косынках. Ведущим на сцене помогал сам Ленин. Точнее, актер в его костюме – в кепке и жилетке. Правда, борода была несколько больше, чем у «вождя пролетариата». Поскольку он грассировал, разобрать его слова было почти невозможно, но общее состояние комизма и праздника создавалось. А вместо Виктора Пелевина, который, конечно, на церемонию не пришел, красноармеец вынес на сцену картонного двойника.

После награждения победителей народного голосования на сцену пригласили режиссера Владимира Грамматикова. Он должен был назвать лауреата в номинации «За вклад в русскую литературу». Когда на экране появились кадры из его фильма «Шла собака по роялю», многие уже обо всем догадались. А когда их сменили кадры из «Мимино» и «Джентльменов удачи», все стало совсем уж ясно. Награду и букет получила писательница Виктория Токарева – автор или соавтор сценариев всех этих картин.

Для объявления лауреата, занявшего третье место, на сцену вышел советник президента РФ по культуре Владимир Толстой. Он сказал, что не будет долго томить, и назвал имя: Шамиль Идиатуллин.

Президент Российского книжного союза Сергей Степашин, напротив, потянул время. Он назвал действо с Лениным сомнительным, сказал, что Михаил Сеславинский вообще прочтет лекцию о современном положении книжной отрасли, и, наконец, огласил лауреата, занявшего второе место. Им стал Сергей Шаргунов.

Руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский действительно сказал пару слов о книгах и чтении. Оказывается, в первом полугодии 2017-го было издано книг на 20% больше, чем в первом полугодии 2016-го, число нечитающих уменьшилось на 12%, а читающих выросло на 15%. И еще: Россия снова заняла первое место в мире по числу читающих четвероклассников. В прошлом году она уступила его Сингапуру… Ну а первую премию «Большой книги» получил Лев Данилкин.

Поздравляем победителей с престижной и весьма существенной в денежном плане наградой. И с тем, что, судя по словам Сеславинского, их книги есть кому читать сегодня и в будущем. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
862
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
1010
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1402
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1132

Другие новости