0
2716
Газета НГ-Политика Интернет-версия

04.09.2007 00:00:00

Электоральная стратегия – драйв

Дмитрий Орлов

Об авторе: Дмитрий Орлов - генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций, кандидат исторических наук.

Тэги: единая россия, молодежь


единая россия, молодежь Кто сказал, что молодежь аполитична?

Молодежь делает выбор в пользу «Единой России». Да, абсентеизм молодых (18–35 лет) граждан России по-прежнему довольно высок: по данным Института социологии РАН (ИС), 49% из них не участвуют в политической жизни. Однако на поле политически активной части молодежи игра, кажется, уже сделана: 32,7% поддерживают «Единую Россию», а 49%, по данным фонда «Общественное мнение» (ФОМ), допускают для себя возможность проголосовать за нее. Отрыв от других партий – гигантский. Вопреки сложившимся стереотипам СПС и «Яблоко» поддерживают, по данным ИС, лишь по 1,5% молодых избирателей. А КПРФ и «Справедливую Россию» позитивно оценивают лишь 1,7% и 3,6% молодых и активных, хотя среди избирателей более старшего возраста в пользу этих партий высказываются 9 и 6,7% опрошенных.

При этом усиливает известность и популярность «Молодая гвардия Единой России» (МГЕР). Согласно опросу ФОМ 17% россиян и 24% молодежи уже знают МГЕР, а 6% респондентов положительно относятся к этой организации. Ни одна из молодежных организаций других парламентских партий не пользуется хотя бы сопоставимой общественной и молодежной поддержкой.

Почему так происходит? По данным ФОМ, 36% молодых граждан страны считают, что цели «Единой России» соответствуют интересам молодежи. Востребованы у молодого избирателя и консервативные ценности партии. По данным ИС, 70% молодежи уверены, что Россия нуждается прежде всего в стабильности, а реформы должны стать результатом не шока, а эволюции. 64% думают, что без укрепления государственной власти невозможно говорить о возрождении мощи и величия страны. 67% допускают существенное различие в доходах в зависимости от квалификации и предприимчивости. За демократию – 60% опрошенных. Пересечем эти множества – и получим избирателя «Единой России».

Но дело не только в целях и ценностях. Дело в мощной системе вовлечения молодежи в политический процесс, вершина которой – 20-процентная квота для молодых кандидатов в партийных списках. Эта квота, которую многие аналитики оценивали как популистский шаг, довольно строго выдерживалась на выборах в региональные законодательные собрания. Решением руководства «Единой России» молодежная квота сохранится и на ближайших парламентских выборах. Кроме того, избирателям от 18 до 35 импонирует появившаяся не так давно энергичная молодежная электоральная стратегия партии.

«Большие» партии – те, что имеют многотысячное членство, разветвленную региональную структуру, серьезный аппарат и мощную сеть активистов (в нашей стране это «Единая Россия» и Коммунистическая партия), – часто считают инертными. Такая логика вполне объяснима: многие программные положения и технологические решения должны «созреть». То есть быть генерированы партийной элитой, а затем дойти по партийной вертикали до парторганизаций – или пройти обратный путь, от партийных масс к руководству. Инертность, в свою очередь, диктует традиционные методы работы с населением и опору на традиционного избирателя.

Так ли все это на самом деле? Может быть, иногда и так. Тем не менее, считает член Совета Федерации, координатор «Единой России» по молодежной политике Андрей Турчак, консервативная идеология партии отнюдь не означает консервативных методов работы с людьми. Благодаря активности «Единой России» в работе с отдельными группами избирателей некоторые «аксиомы» – например, о том, что крупные партии обеспечивают себе преимущество в основном на общей низкой явке, когда решающими становятся голоса селян и жителей небольших населенных пунктов, – оказались опровергнутыми. Уже на региональных выборах в октябре 2006 и марте 2007 года «Единая Россия» сделала ставку на дополнительную мобилизацию электората – прежде всего молодежного. И не прогадала.

Дело не только в том, что в регионах, где работал проект «Фактор Гвардии» (а это не были «легкие» регионы – совсем наоборот), результат «Единой России» улучшился как минимум на 3–5%. И не в том, что были созданы и весьма эффективно работали молодежные избирательные штабы партии.

Полагаю, главное, что изменило и продолжает менять ситуацию в пользу «Единой России» в молодежной среде, – новый стиль. Новый язык. Новое послание к новому, молодому избирателю. Новые технологии, от использования интернета до граффити. Драйв, одним словом.

На политическом поле новое поколение выбирает «Единую Россию».
Фото Петра Данилина

По-моему, это самая лучшая электоральная стратегия. Будучи выточенным на станках «Политзавода», послание к молодому избирателю достигает своей цели и бумерангом возвращается в «большую» партию, обновляя ее. Нередко молодые политики и технологи нащупывают нерв кампании, способный изменить и настроения основной части избирателей (так было в Санкт-Петербурге, когда небольшие, но заметные антифашистские акции «Молодой гвардии Единой России» и молодых единороссов вызвали изменение настроений пожилых людей в пользу партии).

Относительно небольшой и совсем не затратный (не считать же существенными затратами деньги на бумагу и принтер!) проект «Кадры «Единой России» в Псковской области стал, пожалуй, наиболее ярким примером эффективной электоральной мобилизации. Анкеты, распространенные в областных вузах и колледжах, призывали студентов стать членами партийного кадрового резерва. Нужно было заполнить их и отдать представителям местного отделения партии. Кто сказал, что молодежь аполитична? Кто сказал, что в Пскове у молодых избирателей нет своей позиции? Ребята принесли тысячи анкет только в одной Псковской области. Партия получила реальный кадровый резерв, с которым можно работать. И – мощный приток молодежи. И – серьезную дополнительную электоральную мобилизацию.

Сопричастность – значит поддержка. Неудивительно, что сегодня, по существу, этот же проект реализуется в общенациональном масштабе, прежде всего в программе «Профессиональная команда страны», патронируемой лидером партии Борисом Грызловым. Неудивительно, что его копируют другие партии, прежде всего «Справедливая Россия».

Копирайт на избирательных технологиях не поставишь. Поэтому и методы, и стиль работы «Единой России» с молодежью пытаются воспроизвести практически все молодежные партийные структуры. Но жесткость, энергию, напор, драйв, отличающие любой оригинальный избирательный проект, при копировании не воспроизведешь. Они или есть, или их нет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
868
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
941
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1209
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
855

Другие новости