0
4765
Газета НГ-Политика Интернет-версия

04.10.2016 00:01:15

Хакатоны в помощь

Сергей Голубев

Об авторе: Сергей Викторович Голубев – кандидат социологических наук, генеральный директор Фонда социальных инвестиций.

Тэги: хакатоны, социальный бизнес, бизнес


хакатоны, социальный бизнес, бизнес Иногда один маленький соцпроект притягивает к себе множество других, не менее общественно важных. Фото Depositphotos/PhotoXPress.ru

Несмотря на большой интерес к данной тематике, до настоящего момента нет общепринятого определения социального предпринимательства. В настоящий момент проводятся процедуры согласования законопроекта, которым данное понятие планируется ввести уже на законодательном уровне. В международной практике чаще используется термин «социальное предприятие», который обозначает организации, деятельность которых ориентирована на решение социальной или экологической проблемы как основной цели. Отнесение к социальным предприятиям происходит, в частности, на основе следующих критериев:

– что они делают (производят товары или услуги для решения социальных проблем);

– как они это делают (нанимают сотрудников из незащищенных слоев населения или из кризисных местных сообществ или осуществляют закупки товаров и услуг у этих сообществ);

– почему они это делают (полученный доход в основном реинвестируется в развитие организации).

При этом не существует единых организационно-правовых форм для социально-предпринимательских проектов. Они могут реализовываться в формах как коммерческих, так и некоммерческих организаций. В значительном числе случаев один проект формализуется как несколько организаций. Это позволяет максимально использовать все преимущества каждого типа организаций, прежде всего возможности привлекать финансирование из различных источников – от грантов и пожертвований для некоммерческих организаций до инвестиций и займов, доступных коммерческим предприятиям. Есть и совсем сложные образования, например Деленси Стрит (Delency Street Foundation) – некоммерческая организация, занимающаяся реабилитацией бывших заключенных, учредила 12 типов бизнесов, которые обеспечивают стабильное финансирование ее деятельности, а также являются площадками для профессиональной подготовки ее резидентов.

В мировой практике неоднократно делались попытки ввести специальные формы для обозначения организаций, приоритетом которых является достижение социально значимых целей, однако ни одну из них нельзя считать идеальной для организационного оформления социально-предпринимательских проектов. Основным преимуществом специальных форм обычно является наличие обязательных требований по оценке всех управленческих решений с точки зрения социального и экологического воздействия, а не только с позиции достижения финансовых результатов. Это обеспечивает юридическую защиту управленческой команде в случаях, если приоритет социальной миссии не позволил им достичь запланированных коммерческих результатов, а также создает дополнительные конкурентные преимущества, позиционируя компанию как новый вид бизнеса, предусмотренного законом, от деятельности которого получают преимущества не только акционеры, но и общество в целом. Однако недостаточно проработанное правовое регулирование, отсутствие дополнительных льгот и преференций, а также дополнительные обязательства по предоставлению публичной отчетности ограничивает их распространение среди предпринимателей, предпочитающих более привычные формы.

Отсутствие однозначного определения социального предпринимательства и недостаточное распространение специальных организационных форм создают сложности для оценки масштабов данного сектора и его вклада в развитие экономики. Имеющиеся на настоящий день оценки являются в большинстве своем экспертными или основаны на данных объединений социальных предпринимателей, таких как Social Enterprise Alliance, B-Corporation и другие.

Однако даже эти ограниченные данные показывают быстрое развитие сферы социального предпринимательства и его значительный вклад в экономику и социальное развитие стран. Например, в Великобритании, по данным Британского совета, в 2011 году работало 90 тыс. социальных предпринимателей, ими было создано около 1 млн рабочих мест, оборот составил 70 млрд фунтов стерлингов в год. Вклад социальных предпринимателей в ВВП оценивался на уровне 18,5 млрд фунтов стерлингов, что составляло около 5% ВВП страны. Эти показатели примерно в 2 раза превышают данные 2005 года, что свидетельствует о том, что сектор социальных предпринимателей активно развивается.

В России концепция социального предпринимательства активно развивается с 2012 года по инициативе Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов, хотя отдельные проекты по поддержке социальных предпринимателей реализовались и ранее. Например, фонд «Наше будущее» уже с начала нулевых годов предоставляет финансовую поддержку предпринимательским проектам со значимым социальным эффектом в виде льготных займов. По оценкам, в России насчитывается более 55 тыс. социальных предпринимателей. Однако под социальным предпринимательством в большинстве случаев понимается практически любая деятельность в социальной сфере – от детских парикмахерских и досуговых центров до благотворительных магазинов и проектов по социализации и трудоустройству инвалидов. Безусловно, все эти проекты вносят вклад в развитие общества, повышая качество жизни людей, в том числе в отдаленных населенных пунктах. Однако в большом числе случаев не имеют четко сформулированной социальной миссии, основанной на глубоком изучении проблематики их социальной группы, их бизнес использует стандартные бизнес-модели и предлагает распространенные продукты и услуги. В этой ситуации очень сложно выделить отличительные черты социального предпринимательства и обосновать причины, по которым этим проектам должна оказываться специальная поддержка.

Министерство экономического развития при создании правил выделения субсидий более четко определило социальных предпринимателей, отнеся к ним предпринимательские проекты, которые обеспечивают трудоустройство представителей социально незащищенных групп граждан (инвалидов, пенсионеров, детей-сирот, выпускников детских домов) и бывших заключенных, а также предоставление им социальных сервисов. Хотя перечень сервисов, перечисленных в приказе министерства, настолько широк, что под него подходит практически любая деятельность в социальной сфере.

Если говорить про инфраструктуру поддержки социальных инноваций в России, то до настоящего времени уровень ее развития является достаточно низким. На федеральном уровне нет института, который бы комплексно занимался развитием социальных инноваций в России – искал новые эффективные социальные технологии, тиражировал их в различных регионах на базе коммерческих и некоммерческих организаций, разрабатывал новые инструменты поддержки масштабных социально значимых проектов, развивал инфраструктуру поддержки социальных инноваций. Сейчас данный функционал частично выполняют Агентство стратегических инициатив и два департамента Министерства экономического развития Российской Федерации. Однако в связи с большим числом задач, возложенных на эти ведомства, интенсивность работы по данному направлению недостаточно высока.

По оценкам, в России насчитывается более 55 тысяч социальных предпринимателей. 	Фото Depositphotos/PhotoXPress.ru
По оценкам, в России насчитывается более 55 тысяч социальных предпринимателей. Фото Depositphotos/PhotoXPress.ru

Основными объектами инфраструктуры в субъектах являются Центры инноваций социальной сферы (ЦИСС). Создание этих организаций софинансируется из федерального бюджета в рамках программы поддержки малого и среднего предпринимательства, и соответственно приоритет их деятельности – коммерческие организации. При этом в отсутствие жестких требований по реализации именно акселерационных программ, являющихся наиболее эффективным инструментом выращивания социальных предпринимателей, в своей деятельности ЦИСС большинства регионов ориентируются на разовые обучающие семинары. Исключением являются центры в Омской области, ХМАО и некоторых других регионах. Помимо государственных инициатив по развитию инфраструктуры социальных инноваций в это направление инвестируют и крупные коммерческие структуры. Наиболее комплексная работа проводится компанией РУСАЛ, которая создала в своих регионах присутствия Центры инноваций социальной сферы, и компанией «Металлоинвест», которая на регулярной основе проводит в г. Новотроицке Оренбургской области акселерационную программу по развитию предпринимательства.

Что касается финансовой поддержки, то на государственном уровне принято решение о предоставлении социальным предпринимателям, зарегистрированным в форме коммерческих организаций, субсидии в размере до 1,5 млн руб. в рамках программ по развитию предпринимательства. При этом федеральные субсидии для оказания этой меры поддержки получает ограниченное число регионов, поскольку в отсутствие федерального регулирования там не до конца понимают, кто такие социальные предприниматели и есть ли такие потенциальные получатели в их регионе.

Вместе с тем для того, чтобы социальное предпринимательство в России действительно стало реальным инструментом решения социальных проблем территорий, необходимо на федеральном и региональном уровне создание комплексной системы поддержки и развития, которая бы включала следующие элементы.

Во-первых, институт развития социального предпринимательства, основными направлениями деятельности которого должны стать:

– поиск технологий решения социальных проблем в субъектах РФ, оценка их эффективности и разработка механизмов тиражирования на другие территории;

– поиск эффективных и применимых для условий РФ технологий решения социальных проблем за рубежом и реализация проектов по их адаптации на территории России;

– совершенствование законодательства с целью внедрения социальных инноваций;

– разработка инструментов финансовой и нефинансовой поддержки социального предпринимательства на государственном и региональном уровне;

– содействие в развитии инфраструктуры поддержки на региональном и муниципальном уровне.

Значимыми направлениями деятельности этого института также может стать федеральный акселератор для социальных предпринимателей, который собирает наиболее перспективные проекты со всей страны, и Фонд социальных инвестиций, предоставляющий финансовую поддержку наиболее перспективным и масштабируемым проектам.

Во-вторых, на региональном и муниципальном уровне необходима реализация комплексных программ, которые должны включать:

– работу по вовлечению в социальное проектирование различных групп населения, начиная со школьников и заканчивая активными людьми старшего возраста;

– создание инфраструктуры поддержки социального предпринимательства, запуская на базе центров инноваций социальной сферы и ресурсных центров СО НКО специализированных акселерационных программ для социальных предпринимателей;

– развитие финансовых и нефинансовых инструментов поддержки социально-предпринимательских проектов, в том числе в рамках партнерских программ с крупным бизнесом, присутствующим на территории;

– создание специализированных коворкинговых пространств для социальных предпринимателей, которые могут работать как на базе бюджетных учреждений (например, читальных залов библиотек), так и на первых этажах новостроек;

– развитие кадрового потенциала организаций, реализующих социально значимые проекты как в партнерстве с учреждениями профессионального образования путем запуска программ долгосрочных студенческих стажировок, так и привлечения к работе с проектами интеллектуальных волонтеров – сотрудников консалтинговых компаний и крупных корпораций.

Это далеко не весь спектр мероприятий, которые могут реализовываться регионами и муниципалитетами в рамках действующего законодательства без значительного увеличения финансирования социальной сферы. Большинство технологий, которые лежат в основе этой деятельности, отработаны Фондом социальных инвестиций или нашими партнерскими организациями.

Основной программой фонда является акселерационная программа для социальных предпринимателей «Социальные инновации» по выращиванию социальных стартапов ранних стадий. Программа реализуется в партнерстве с краудфандинговой платформой Planeta.ru. Среди выпускников программы проект Altourism, направленный на развитие сообществ малых городов путем участия в проектах гражданских инициатив альтуристов – жителей мегаполисов, vOICe– проект по производству приборов для суррогатного зрения, которые позволяют незрячим людям видеть образы окружающего мира, семейный центр «Улей» – инкубатор проектов в сфере детского досуга и другие. В 2015 году нами также была отработана технология акселерации для некоммерческих организаций в рамках проекта «Инкубатор СО НКО», реализованного Агентством социальных инвестиций и инноваций на средства субсидии из бюджета Москвы, полученной по результатам конкурса, проводимого Комитетом общественных связей Москвы.

Также фондом отработана технология разработки и реализации комплексных муниципальных программ по развитию социального предпринимательства совместно с Пермским фондом поддержки предпринимательства, технология социальных хакатонов – мозговых штурмов с экспертами и интеллектуальными волонтерами по решению задач социально значимых проектов. В 2017 году запускается проект по развитию технологии социальных квестов – краткосрочных программ по вовлечению в социальное проектирование гражданских активистов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
404
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
392
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
594
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
344

Другие новости