0
3188
Газета Интернет-версия

05.04.2017 00:01:00

Диалог с мусульманами как миссия

Тэги: роман силантьев, миссионеры, ислам, исламисты, ваххабиты, салафиты, рпц


5-14-1.jpg

Ислам. Пособие для православных миссионеров. 

– Екатеринбург, 2016. – 464 с.


В издательстве Миссионерского отдела Екатеринбургской епархии РПЦ вышла книга «Ислам. Пособие для православных миссионеров». Авторы книги – российский исламовед Роман Силантьев и муфтий Фарид Салман (Хайдаров). В работе над книгой также принимал участие Валиулла Якупов – заместитель муфтия Татарстана, основатель и многолетний руководитель действующего в Казани центра исламской культуры «Иман». Имя Якупова в книге выделено траурной рамкой: просветитель Поволжья был убит террористом 19 июля 2012 года.

Пособие, как видно из содержания, не предназначено для православной прозелитской деятельности среди мусульман. В главе «Православный взгляд на вероучение ислама» говорится, что христиане отказываются от прозелитизма, понимая под этим вовлечение в свою веру нечестными средствами, а «Миссионерская концепция Русской православной церкви» конкретизирует эти средства как обман, подкуп, давление и насилие, что для православных христиан категорически неприемлемо. «Не прозелитизм, а чистое и честное свидетельство о вере лежит в основе нашей проповеди истины православия, – указывают авторы. – Так свидетельствовал и святитель Николай Мистик халифу аль-Муктадиру, равным образом и халифы, которые писали византийским императорам, не стеснялись говорить о своей религии». Выше идет краткий, но достаточно содержательный рассказ о долгих взаимоотношениях жившего в X веке патриарха Константинопольского Николая Мистика (бывшего краткое время регентом при малолетнем базилевсе Константине Багрянородном) с багдадским халифом Абуль-Фадлем Джафаром аль-Муктадиром. Эти взаимоотношения, выразившиеся в переписке патриарха Николая Мистика с владыкой державы Аббасидов, приводятся здесь как пример практического христианско-мусульманского диалога того времени. Несмотря на значительный разрыв с XXI веком, этот эпистолярный памятник Средневековья вполне отвечает актуальной повестке взаимоотношений между православием и исламом в России и за ее пределами. Это обозначают и авторы пособия: «Сейчас как никогда актуальна тема глобализации, диктующей и агрессивно навязывающей всем свои правила и представления. В сфере межрелигиозного диалога идеологи глобализации также навязывают идею... будто бы ради мира и взаимопонимания необходимо отказаться от честного диалога о нашей вере и нашей истории, замалчивая все, что нас отличает, и говоря лишь о том, что у нас похожее».

Последующую историю православной миссии в мусульманском мире авторы книги представляют как логическое продолжение межрелигиозного диалога, основы которого положили Николай Мистик и византийский святой VII–VIII веков Иоанн Дамаскин. Довольно хорошо известно, что Дамаскин, знаменитый как борец с иконоборческой ересью и уважаемый при дворе халифа полемист с мусульманами, был по рождению сирийским арабом по имени Мансур аль-Таглиби. Знание Дамаскином арабского языка и обычаев делало его миссию среди мусульман более продуктивной. Авторы пособия, повествуя о наиболее плодотворных периодах русской духовной миссии в мусульманских сообществах, отмечают, что добрые плоды были обеспечены тем, что миссионеры знали язык и культуру своих собеседников. Как примеры приводятся святитель Варсонофий Казанский (XVI век), проповедовавший среди поволжских татар на их родном языке, и живший три века спустя после Варсонофия Николай Ильминский – просветитель кряшенского народа, разработавший кряшенский алфавит и докладывавший о положении кряшен в своих письмах обер-прокурору Святейшего синода Константину Победоносцеву.

Отметим, что авторы пособия почему-то обошли многовековую историю кряшенского христианства, идущую, если верить некоторым арабским и персидским источникам, с XI века, а самих кряшен назвали «православными татарами». Православная миссия среди татар и кряшенское христианство – это разные историко-культурные явления с  отличающимся по протяженности временным периодом. Сводить их в один феномен так же некорректно, как и называть кряшенский язык татарским, и наоборот. Впрочем, составители  пособия в беседе с автором материала указали, что их детище не претендует на непогрешимость. Указывая на очевидные плюсы книги (отсутствие жесткой антиисламской полемики, актуальная информация о мусульманах России и бывшего СССР, практические советы по распознанию ваххабитов и т.д.), авторы признают и минусы. А именно – достаточно поверхностное изложение, где опущены многие важные факты и явления, отсутствие информации об общей истории ислама и всех его основных течениях, спорная с точки зрения изучения структура пособия. Из недочетов стоит вычленить то, что древнейшее на Кавказе христианское государство Кавказская Албания географически привязано к нынешнему Азербайджану, а не к Южному Дагестану, где располагался исторический центр Кавказской Албании – Дербент.

Книга обладает и важными достоинствами. Она больше практическая, чем теоретическая, и содержит информацию, актуальную в свете необходимого ныне совместного христианско-мусульманского ответа на деструктивные политические вызовы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
1027
Нелюбовь к букве «р»

Нелюбовь к букве «р»

Александр Хорт

Пародия на произведения Евгения Водолазкина и Леонида Юзефовича

0
726
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
348
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
481

Другие новости