0
6513
Газета Интернет-версия

21.02.2018 00:01:00

Хулиганская игра джентльменов

О роли традиции в регби и о российской действительности

Павел Скрыльников

Об авторе: Павел Андреевич Скрыльников – обозреватель «НГР».

Тэги: регби, мгу, воронеж, скифы, англия, новая зеландия, южная африка, all blacks, saracens, springboks, хака, зулу, мапи, александр оболенский, маори, традиции


регби, мгу, воронеж, скифы, англия, новая зеландия, южная африка, all blacks, saracens, springboks, хака, зулу, мапи, александр оболенский, маори, традиции Ставя себе на службу шаманские ритуалы, команды и сами становятся похожи на первобытные племена. Фото Reuters

Судьба регби в СССР складывалась тяжело. Хотя уже в 1934 году прошел первый чемпионат Москвы, а в командах выступали уже добившиеся успехов именитые баскетболисты, футболисты и борцы, в 1949 году вид спорта был запрещен. Образ «хулиганской игры для джентльменов» оказался для советского руководства достаточным, чтобы объявить регби игрой космополитов, не совместимой с советской моралью и нравственностью. Возрождение игры состоялось только через восемь лет, на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве. Его нынешний девиз «Мир и дружба во всем мире с опорой на традиции» звучит в унисон и с традициями мирового регби, и с идеологией, которую изобретает для себя российское государство.

Чтобы прояснить это, стоит обратиться к истории. Хотя в регби и не играют на Олимпийских играх (пока – игры в 1908, 1920 и 1924 годах включали в себя состязания регбистов), история современных Олимпиад связана с ним неразрывно. Барон де Кубертен, большой англоман, изучал программу физического воспитания Томаса Арнольда именно в школе города Регби, где и зародилась эта игра. На родине он приложил немало усилий для того, чтобы «создающий моральную и социальную крепость» организованный спорт, который он считал залогом успехов и роста Британской империи, стал частью и французской системы образования. Олимпийский дух аристократов ярче всего проявил себя в 1902 году во время Второй англо-бурской войны. В Музее регби Южной Африки хранится оригинал письма генерала трансваальских скаутов Моритца английскому майору Эдвардсу в осажденный гарнизон Окиеп. «Достопочтенный майор Эдвардс, – гласит оно, – спешу проинформировать вас, что я дал согласие на матч между нашими командами. Со своей стороны, я согласен на прекращение огня с двенадцати часов пополудни до заката солнца». Жаль, что матч тогда так и не состоялся, но перемирие было объявлено.

Развитие любимого вида спорта английской аристократии в британских колониях сделало команды в чем-то похожими на племена, а их традиции – на шаманские обряды. Многие слышали о хаке – танце воинственных маори, коренных жителей Новой Зеландии, который сделала своим символом национальная сборная страны (и самая результативная в мире команда) All Blacks. А перед выступлениями сборной Южной Африки – ее еще называют Springboks («Антилопами») на поле иногда появляется зулусский воин. В 20-е годы у Springboks были собственные боевой клич и танец, позабытые ныне.

Место нашлось даже для своеобразной памяти о средневековых религиозных войнах. В 1876 году в Лондоне был организован клуб Saracens, основатели которого хотели подчеркнуть выносливость и энтузиазм воинов Саладина… и лишний раз позлить своих давних соперников из обосновавшегося неподалеку клуба Crusaders. Сарацины оказались успешнее крестоносцев: спустя два года последние влились в Saracens, существующий и поныне. А в 2013 году договор о сотрудничестве с «Сарацинами» подписала команда «ВВА-Подмосковье», и теперь красно-черное знамя клуба со стилизованными под продолговатый мяч османскими полумесяцем и звездой развевается и над Монино.

Для регбистов клуба МГУ, созданного в 1968 году и возрожденного после двадцатидвухлетнего перерыва в 2009 году, традиции – это святое. В том числе традиция тематических выездов. Свой визит к воронежским «Скифам» (частью Великой Скифии когда-то была и современная Воронежская область) они решили оформить в многонационально-федеративном духе. Каждый игрок клуба выбрал народ России, который будет представлять на выезде, и каждый взял с собой что-то, что напоминало бы об этом народе. И автор текста со своей книгой о Мещере смотрелся довольно скромно на фоне товарищей по клубу в национальной одежде. На время выезда клуб даже по именам запретил называть друг друга – только племя! Это же правило распространили и на третий тайм.

Третий тайм – это еще одна традиция мирового регби, пир двух команд после отыгранного матча. Регби – жестокий спорт, травмы в нем – обычное дело: товарищеский матч несколько «ломоносовцев» и воронежцев покинули на «Скорой». Но обычай отметить встречу существует до сих пор даже в профессиональном регби, восходя к тем временам, когда игра была времяпрепровождением студентов английских университетов и закрытых школ для аристократии. Суровые требования профессионального спорта к физической форме игроков свели ее на нет, но у традиции есть и свои приверженцы. Один из них – главный тренер новозеландцев из All Blacks Стив Хансен. «Для меня удовольствие от игры – это одна из важнейших составляющих регби, – сказал он однажды NZ Herald. – Когда ты в такой большой скороварке, как All Blacks, его можно легко потерять. Первое, чему стоит научиться, это останавливаться и наслаждаться каждым матчем. В разумных пределах, конечно, но мы признаем, что мы обыграли тех, кто пытался сделать то же самое, что и мы. Поэтому мы говорим: «Эй, ребята, не хотите зайти в гости?» Не все команды принимают приглашение. Но некоторые отзываются – Южная Африка заходит почти всегда. Когда мы играем в гостях, мы навещаем хозяев. Когда я играл за сборную, лучшими моментами в регби были те, что мы провели с парнями, с которыми только что отыграли 80 минут, общаясь и узнавая, что они похожи на нас. Они обычные парни, с которыми вы завязываете дружбу длиною в жизнь». А в России третий тайм – это время для соперников обменяться поздравлениями и взаимно титуловать лучших игроков матча.

Кстати, немногие знают о том, что в истории современного регби в России Воронеж сыграл немаловажную роль. Красноярский «Политехник», превратившийся потом в один из самых именитых клубов страны «Красный Яр», основал Леонид Сабинин – уроженец этого города в Черноземье, впервые сыгравший в регби у себя на родине в 1962 году. Свои первые впечатления от игры он описывал так: «В общем, поставили меня на край. Тренер говорит: «Вот тебе коридор, получишь мяч, беги прямо по нему». Начали играть, ребята пас мне не дают: новичок же, вдруг испорчу чего, в общем, бегаю туда-сюда вхолостую. И вдруг мяч у меня оказался, я и рванул что было сил, только вот далеко не убежал, поймали, уронили в песок. Наелся я его по самое не хочу – и во рту и в носу, везде сплошной песок. Поднялся, сплюнул и воскликнул в сердцах: «Пропади оно пропадом, ваше регби!»

А одним из самых известных в мире русских регбистов остается сын белоэмигрантов, князь Александр Оболенский – «Летающий князь», как его называли болельщики. Две его блестящие попытки в 1936 году обеспечили англичанам (в сборной которых он играл, даже не получив паспорта) победу над могучими All Blacks. Действительно, история русского регби, как и российского государства, это часто история «вопреки». Например, вопреки бурям революции порвавшей со всеми «пережитками прошлого». 



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


У нас

У нас

Ольга Шатохина

0
552
Пекин может оставить американцев без воды и света

Пекин может оставить американцев без воды и света

Владимир Скосырев

Украина отвлекает внимание США от главной угрозы – китайской

0
2465
В Минюсте размышляют над "адвокатской монополией"

В Минюсте размышляют над "адвокатской монополией"

Екатерина Трифонова

Профессиональное сообщество возмутилось фейком о мошенниках в своих рядах

0
3435
Сожгли «бабу» у Достоевского

Сожгли «бабу» у Достоевского

Марианна Власова

Масленица в Музее-усадьбе Даровое

0
1464

Другие новости