0
4100
Газета Интернет-версия

05.03.2019 16:20:00

Император Луны

Четыре века перевоплощений Сирано де Бержерака


4-16-02_t.jpg
Поэт, гуманоид, рыцарь научного атеизма.
Иллюстрация из книги Александра Казанцева
«Клокочущая пустота»
Избавляясь от ветхих заблуждений и предрассудков, человечество попадает в плен все новых мифов. Мы видим это на примере нашего героя, который родился во Франции 400 лет назад – 6 марта 1619 года. Всю свою жизнь он сокрушал кумиров, прослыл вольнодумцем, а после смерти сам превратился сначала в романтического идола, а затем – в своеобразного пророка коммунистической утопии. Речь идет об Эркюле Савиньене Сирано де Бержераке, который сочетал несколько блестящих амплуа: смелого воителя, писателя, вольнодумца и политического памфлетиста.

Сирано в зрелом возрасте к своей фамилии присоединил вторую часть – де Бержерак. Эта топонимическая приставка к родовому имени, звучащая на южнофранцузский лад, дала начало прижизненной легенде о дуэлянте-гастонце, о ком-то вроде д’Артаньяна. Тем более что Сирано де Бержерак и в самом деле был участником дворянской Фронды против кардинала Мазарини. Однако прижизненные гравюры изображают его сидящим за конторкой с пером в руке, а не размахивающим шпагой. Сирано-писатель для матери-истории более ценен.

Настоящий Сирано де Бержерак не был гасконцем, как можно было предположить из-за придуманной фамилии, и в его жизни не было пылкой, но безответной любви к кузине, трогательной истории, которая легла в основу романтической комедии Эдмона Ростана, написанной спустя два столетия после смерти прототипа. Кузина Сирано, как свидетельствуют изыскания биографов, была некрасива, что никак не годится для романтического сюжета. Но что еще хуже – она была религиозной ханжой, и это несносно для типичного либертарианца XVII века, каким был Сирано де Бержерак.

В те времена учились от противного, а противными казались католические учебные заведения. Сирано был питомцем парижского Коллежа Бове, о студентах которого один из его современников писал так: «Меня причисляли к тем, кого называли чертенятами, по ночам я бегал по двору, сунув в штаны хлыст, чтобы нападать на шедших в уборную… Я боялся хлыста не больше, чем если бы моя кожа была из железа, и совершал уйму проделок, например бросался в людей, проходивших по улице мимо коллежа, хлопушками, кульками с разной дрянью, а то и какашками… Почти все школяры предавались пороку, с самого начала поразившему наш коллеж: распаляемые своей юностью, они научились сами доставлять себе чувственное удовольствие».

4-16-01_t.jpg
На прижизненных портретах
Сирано де Бержерак предстает
кабинетным ученым.  Неизвестный художник.
Сирано де Бержерак. XVII век.
Музей Карнавале, Париж
Из чертенят вырастают те, кого ханжи называют дьяволами во плоти, то есть атеистами. В самом известном произведении Сирано де Бержерака, утопии «Иной свет, или Государства и империи Луны» («L’autre Monde ou les Etats et les Empires de la Lune», 1647–1650), один из героев рассказывает о порядках современной ему Европы: «Если вы не носите... клобука или рясы, если ваши слова идут вразрез с принципами, которые проповедуют эти суконные доктора, то, как бы умно вы ни говорили, вы все равно прослывете идиотом, сумасшедшим или атеистом».

Даже богатая фантазия не могла подсказать Сирано де Бержераку, что, попади он силой воображения в XX век, прослыл бы пророком новой религии – религии без бога и попов. Возможно, просвещенная Европа знает его образ по одноименной пьесе Ростана, а мы, выросшие на массовой культуре соцреализма, вычитали имя Сирано в фантастическом романе советского писателя Александра Казанцева «Клокочущая пустота». Идейно ориентированная литературоведческая наука СССР превратила автора «Иного света» в предтечу утопического социализма, не освященного, правда, гением классиков научного коммунизма, а Казанцев подарил своему герою вдобавок внеземное происхождение. Разумеется, пришелец из иных миров явился слишком рано, до эпохи исторического материализма. Классово чуткая литература Страны Советов творила собственные мифы, не уступавшие обскурантизмом XVII столетию.

У Казанцева признаком инопланетного происхождения послужил знаменитый нос Сирано де Бержерака. Та же часть лица, якобы поражавшая своими размерами, стала предметом романтического гротеска в пьесе Ростана. Огромный нос и дерзкий язык вступили в неразрешимый спор с любвеобильным сердцем. Тем не менее еще раз взглянем на гравюры, изображавшие Сирано. Да, крупный нос, но вовсе не неслыханный, ничуть не более поражающий воображение, чем у французского актера и любимца женщин Жана Рено. Однако, подобно гоголевскому носу, он зажил собственной жизнью в истории европейской культуры и представляет собой не меньшую загадку, чем то, что вышло из-под пера нашего героя. 



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
1014
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
1208
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1660
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1357

Другие новости