0
8054
Газета Интернет-версия

14.05.2019 17:37:00

Как человечество «доигралось» до почитания богов

Американский социолог представляет религию продуктом эволюции

Елена Степанова

Об авторе: Елена Алексеевна Степанова – доктор философских наук, главный научный сотрудник Института философии и права Уральского отделения РАН.

Тэги: религиоведение, социология, религия, наука, эволюция


8-15-3_a.jpg
Роберт Белла. Религия в
человеческой эволюции: от
палеолита до осевого времени /
Пер. с англ. А. Васильева,
А. Соколовского
(Серия «Богословие и наука»).
 – М.: ББИ, 2019. 741 с.
Роберт Н. Белла – американский социолог, выпускник Гарварда, ученик Толкотта Парсонса, много лет преподававший в Университете Калифорнии в Беркли. Широко известен своей концепцией «гражданской религии». В 2011 году опубликовал книгу «Религия в человеческой эволюции» (издательство Гарвардского университета), над которой работал более 13 лет. Книга эта была сразу же поставлена в один ряд с классическими сравнительными исследованиями религии Эмиля Дюркгейма и Макса Вебера.

Безусловно, появление книги Беллы на русском языке – это чрезвычайно важное событие для отечественного обществознания. В книге рассматривается сущность религии и ее место в человеческом обществе в широком контексте космологической и биологической эволюции. Белла прослеживает развитие религии в различных типах общества – от вождеств (калапало, вальбири и навахо) и архаики (Тикопиа, Гавайи, древняя Месопотамия и Египет, Китай эпохи Шан и Западного Чжоу) до осевого времени на примере Древнего Израиля, Древней Греции, Китая конца первого тысячелетия до н.э. и Индии того же периода.

Белла определяет религию через противопоставление мира повседневной жизни (который он называет миром онлайна – первичной реальности функционирования, приспособления и выживания) альтернативным реальностям (сну, искусству, науке и т.д.), свободным от борьбы за существование. За пределами повседневной жизни религия репрезентирует человеческий опыт различными способами, которые последовательно развиваются в истории человечества, а также в истории каждого человека по мере взросления. Выделенные Беллой типы репрезентации – унитивный, энактивный, символический и концептуальный – соответствуют четырем стадиям развития человеческой культуры: эпизодической, миметической, мифической (нарративной) и умозрительной (теоретической), которые служат концептуальным каркасом книги, определяющим логику изложения разнообразного материала.

В самом общем плане Белла рассматривает религию как область порождения смыслов. Тем самым он интерпретирует место религии в культуре чрезвычайно широко и полагает, что религия существует столько же, сколько существует человеческое общество, являясь естественным продуктом развития человеческих способностей в ходе развития культуры. В контексте человеческой эволюции в книге Беллы важнейшую роль играет методологический принцип, согласно которому в культуре «ничто не утрачивается». Ключевыми элементами в эволюции способностей, в результате которой в ходе совместного биологического и культурного процесса и возникает религия, согласно Белле, являются, во-первых, забота млекопитающих о потомстве и способность животных к игре; во-вторых, возникновение человеческой семьи и расширенных форм сообщества; 

в-третьих, переход от небольших эгалитарных племен к иерархическим обществам; в-четвертых, переход от почитания могущественных существ в вождествах к представлению о богах, сопровождавшему появление царских персон; наконец, в-пятых, движение от игры к религии через ритуал. Завершающей стадией этого процесса в книге Беллы становится возникновение цивилизаций осевого времени, для которых характерно умозрение, то есть трансцендентные идеи о смысле социальной жизни.

Принцип, согласно которому в эволюции «ничто не утрачивается», подразумевает, что каждая следующая ступень развития способностей становится частью следующей ступени. Белла считает совершенно естественным применение понятия «эволюция» к религии, хотя и допускает, что оно нуждается в дополнительном разъяснении. При этом главным для него является стремление избежать всяческого триумфализма в рассмотрении религии, то есть представления о том, что бывают «низшие» и «высшие», «худшие» и «лучшие» формы религии. Как полагает Белла, религия – это часть общей картины истории человечества, притом чрезвычайно сложная ее часть, которая иногда приводит к великим моральным достижениям, а иногда – к глубокому моральному падению. Таким образом, в ходе анализа религии осевого времени Белла показывает, что оно превращает религию в моральную рефлексию и социальную критику, тем самым становясь средством формирования все более усложняющихся социальных структур и возникновения новых представлений о социальной справедливости. Это происходит благодаря тому, что религия рассматривается в широком контексте поисков смысла и проникновения в альтернативные реальности, что, в свою очередь, восходит к происхождению религии из игры, то есть из сферы, которая не имеет никаких внешних целей, тем самым оставаясь сферой свободы. Именно это обстоятельство позволяет религии осевого времени стать местом зарождения универсальной этики.

Исследование Беллы является междисциплинарным в подлинном смысле, когда сложность самого предмета диктует необходимость подходить к нему с самых разных сторон. Он не считал возможным противопоставлять естественно-научное объяснение и гуманистическую герменевтику, поскольку для обоих типов познания необходимо понимание как причин и функций исследуемых видов деятельности, так и их смысла.

Белла заканчивает свое исследование событиями, происходившими более чем две тысячи лет назад. Тем не менее есть все основания считать его книгу имеющей непосредственное отношение к современности – прежде всего в силу ее главного методологического принципа, согласно которому ничто никогда не исчезает. Умозрительная культура, которая служит главной характеристикой современного мышления, возникла в осевое время, но она несет в себе характеристики всех прежних культур, а нарративность остается важнейшей характеристикой самопознания современного человека. Кроме того, признание преемственности, с одной стороны, и рядоположенности культурных форм, с другой, должно помочь преодолению западоцентризма, то есть убеждения в обладании универсальными истинами, основанными на религии, философии или науке, которые западный мир считает себя вправе навязывать другим.

Главное, на чем настаивает Белла, – то огромное значение, которое в современном мире имеет универсальная этика как утверждение фундаментального человеческого равенства и необходимости проявления уважения ко всем людям, более того, ко всем живым существам, сформировавшаяся, как показано в книге, во всех четырех случаях осевого времени. Эта универсальная этика служит основой глобального сотрудничества современного человечества, которое только и способно преодолеть экономические, социальные и экологические проблемы, стоящие сегодня перед всеми странами и народами. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Маховик шовинизма в науке набирает обороты

Маховик шовинизма в науке набирает обороты

Алексей Фененко

Отечественным исследователям приходится забывать о всемирной республике ученых

0
1065
Мир надлунный и подлунный

Мир надлунный и подлунный

Алекс Громов

Новое издание виднейшего мыслителя средневекового Востока

0
1823
Стартапы, меняющие реальность

Стартапы, меняющие реальность

Владимир Полканов

Изобретатели соревнуются за премию «Новатор Москвы»

0
8520
Студентам помогут открыть свое дело

Студентам помогут открыть свое дело

Владимир Полканов

Молодежные наукоемкие проекты поддержат грантами

0
8781

Другие новости