0
15346
Газета Интернет-версия

26.10.2015 00:01:00

Москвичей обеспечат знаниями XXI века

Тэги: школа, модернизация, современное образование, олимпиады


школа, модернизация, современное образование, олимпиады Модернизация позволит системе образования Москвы давать современным школьникам нужные для успешной жизни в обществе знания. Фото РИА Новости

Словосочетание «московская школа» для большинства россиян – это что-то наподобие знака качества, за которым стоит труд десятков тысяч педагогов столицы, годами создававших этот бренд. Главное достоинство столичной системы образования – ее соответствие требованиям общества и государства, однако быть современным невозможно без постоянной трансформации. За последние пять лет силами команды мэра Сергея Собянина система образования Москвы была кардинально обновлена. Эксперты и педагоги немало спорили о том, каким образом и в каком темпе проводить модернизацию, однако передовые позиции, которые занимают столичные школы в рейтингах, и высокие места, на которых оказываются столичные школьники на олимпиадах, подтверждают, что модернизация была проведена в нужное время.

Москва – растущий и молодой мегаполис, в котором живет много детей. За последние пять лет услугами системы образования столицы стали пользоваться на 200 тыс. человек больше, чем в 2010 году. Тогда в детских садах, школах, колледжах было примерно 1,1 млн горожан, а сегодня дошкольное, общее и среднее профессиональное образование в городе получают около 1,3 млн детей. В сентябре 2015 года в школы мегаполиса пришло 99 тыс. первоклассников. Такая аудитория, к тому же растущая, заставляет педагогическое сообщество постоянно искать возможности для ее качественного обучения. К 2010 году уже стало понятно, что справляться с этой задачей и успевать за современными тенденциями городская система образования в прежнем виде уже не может. А потому требовалось решить сразу несколько задач. Например, необходимо было обновить материально-техническую базу школ, что позволило бы учителям использовать в работе современные технологии и внедрять инклюзивное обучение (подробнее об этом – в материале "Особенным детям открыли путь к знаниям").

Важно, что с приходом на пост мэра Сергея Собянина в системе образования Москвы стали вводить в строй объекты-новостройки. По данным мэрии, всего за 2010–2014 годы построено 185 зданий для дошкольников на более чем 28 тыс. мест, 49 зданий для школьников на более чем 26 тыс. мест и один колледж на 300 мест. В планах еще и 24 здания для дошкольников и школьников на более чем 10 тыс. мест в рамках инвестиционных контрактов. Более того, в 2014/15 учебном году впервые был проведен конкурс проектов развития государственных образовательных организаций, претендующих на включение в свой состав объектов-новостроек (школ и дошкольных учреждений), построенных в рамках адресной инвестиционной программы (АИП) Москвы. Образовательные учреждения подали 104 заявки на 128 объектов АИП и 85 заявок на 101 объект, строящийся за счет инвесторов. Из них только на 11 объектов-новостроек претендовали по две и более образовательные организации, что создало ситуацию конкурсного участия претендентов и реальной конкуренции между ними.

Но московские учреждения образования размещаются не только в новостройках, но и в зданиях с историей, которые нуждаются в заботе. Поэтому еще одним направлением модернизации стал ремонт – капитальный и текущий – образовательных учреждений, благоустройство их территорий, в том числе обустройство спортивных площадок и стадионов. За пять лет на подобные нужды потратили более 85 млрд руб. Всего в 2011–2014 годах было капитально отремонтировано 1,2 тыс. зданий, текущий ремонт проведен на 3 тыс. объектов. При этом только на обновление учебного оборудования начиная с 2010 года израсходовано более 15 млрд руб. Кроме того, в каждой московской школе были организованы современные посты охраны и установлено видеонаблюдение.

Также важно было материально обеспечить школы и педагогов, обеспечить им самостоятельность, что стимулировало бы их на развитие и хорошую работу. Модернизация обеспечила рост доходов сотрудников московской школы. Если в 2010 году средняя зарплата педагогических работников составляла 35,1 тыс. руб., то к первому полугодию 2015 года она достигла уровня в 63 тыс. Средняя зарплата учителя за этот же период увеличилась с 39,2 тыс. руб. до 71 тыс. И это при том, что на всех уровнях системы образования работает около 200 тыс. человек. «Еще несколько лет назад в московских школах наблюдался реальный кадровый голод, – отмечал глава Департамента образования Москвы Исаак Калина. – Сегодня в системе общего образования вакансий практически нет. К учительской профессии возрос интерес и у выпускников школ. В этом году конкурс в Московский городской педагогический университет составил более 12 человек на место. Сегодня в городе учитель воспринимается как представитель среднего класса».

Для того чтобы образовательный процесс в столице не отставал от современных тенденций, в образовательных организациях полностью обновили компьютерный парк. На сегодняшний день в школах Москвы дети и педагоги используют на уроках 160 тыс. компьютеров и ноутбуков, 28 тыс. мультимедийных проекторов, 17 тыс. интерактивных досок. Кроме того, активно развивается профильное образование (подробнее – в материале "Самосовершенствование от среды к субботе"). Например, увеличивается количество профилей, которые старшеклассники могут выбрать для углубленного изучения. Например, доля школ, реализующих более трех различных программ профильного обучения в 2010 году, составляла примерно 1%, а к 2015 году это количество увеличилось до 56%.

За несколько лет все московские школы были приведены в порядок.	Фото РИА Новости
За несколько лет все московские школы были приведены в порядок. Фото РИА Новости

Одним из важнейших процессов модернизации также стала консолидация учреждений образования. Несколько лет шел процесс интеграции маленьких и неэффективных образовательных учреждений с крупными, для того чтобы создать мощные учебные комплексы или центры образования, в которых дети могут получать знания, адекватные нынешней эпохе. У консолидации было немало противников, с которыми организаторы все это время вели дискуссии, стараясь убедить их в правильности выбранного городом вектора развития. Тем не менее система образования Москвы на сегодняшний день, с учетом интеграционных процессов, включает в себя 732 образовательные организации, использующиеся в 5300 зданиях.

Департамент образования постарался увеличить финансирование образовательных организаций, при этом усилив их финансово-хозяйственную самостоятельность. Введение нормативного подушевого финансирования образовательных организаций тоже стало одной из важнейших перемен в жизни педагогов. Прежде такой принцип использовался только для финансирования гимназий и школ повышенного уровня, получавших 123 тыс. руб. на старшеклассника в год. Повышение нормативов привело к увеличению бюджетов обычных средних школ в полтора-два раза. Теперь школы сами распоряжаются своими бюджетами, а принцип «деньги следуют за учеником» вынуждает их рационально подходить к использованию кадровых и финансовых ресурсов.

«Формирование современных крупных образовательных многопрофильных центров, призванных удовлетворять все образовательные потребности москвичей, создает принципиально новые организационно-управленческие инструменты и условия, в которых школа сегодня может уверенно планировать и претворять в жизнь самые смелые проекты. Такой школе с радостью идут навстречу крупные столичные вузы», – отметил председатель негосударственного партнерства содействия государственно-общественному управлению в образовании «Доверие. Партнерство. Право» Антон Молев.

Такие масштабные перемены были бы невозможны без соответствующей финансовой подпитки. По сравнению с 2010 годом бюджет московской системы образования увеличился почти на 90 млрд руб. Сегодня он составляет более 247,7 млрд руб. С учетом того, что в новом бюджете московское правительство опять сделает ставку на поддержание проектов развития и социальной сферы, без финансов школы не останутся. «Социальные обязательства перед москвичами будут выполнены в полном объеме с учетом дополнительных льгот, которые город установил по капитальному ремонту и другим направлениям. Социальные направления будут профинансированы в полном объеме: образование, здравоохранение, культура, спорт и другие», – специально отметил мэр Сергей Собянин.

Нужно отметить, что педагоги из других городов, оценивая произошедшие в Москве изменения, неизменно отмечают результаты столичных школьников на Всероссийской олимпиаде. В текущем году российская столица стала безусловным победителем олимпиады, собрав треть призовых мест, причем в число призеров олимпиады вошли 582 ученика из 181 одной московской школы. А на Всероссийской школьной олимпиаде минувшего года столица также показала впечатляющие результаты – каждое четвертое призовое место тогда заняли старшеклассники из Москвы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
934
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
1091
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1522
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1228

Другие новости