0
15352
Газета Интернет-версия

26.10.2015 00:01:00

Столичные педагоги доминируют в рейтингах

Тэги: москва, образовательные заведения, школы, педагоги, рейтинги


москва, образовательные заведения, школы, педагоги, рейтинги Зампред правительства РФ Ольга Голодец помогала директору Московского центра непрерывного математического образования Ивану Ященко представлять рейтинги. Фото с сайта www.gym5cheb.ru

Педагоги столицы в нынешнем году опять подтвердили претензии на то, чтобы называться лучшими в стране. В топ-500 общеобразовательных организаций, которые обеспечивают высокий уровень подготовки детей, московские школы занимают почти 1/3 списка. При этом в шорт-листе – топ-25 школы и гимназии Москвы занимают более половины позиций, и первое место заслужил московский лицей.

Общероссийский рейтинг школ чрезвычайно важен для педагогического сообщества, недаром его презентовали с участием министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова и заместителя председателя правительства РФ Ольги Голодец. Впервые рейтинг общеобразовательных организаций был подготовлен Московским центром непрерывного математического образования при информационной поддержке МИА «Россия сегодня» и ЗАО «Издательский дом «Учительская газета» при содействии Министерства образования и науки РФ по итогам 2012/13 учебного года. Рейтинг строился на том, что его составители вели учет независимых от школ объективных показателей, образовательных результатов работы педагогов, оценивали ориентацию на предоставление качественного массового образования и развитие талантов учащихся. Второй рейтинг был опубликован по итогам 2013/14 учебного года, третий был недавно представлен в присутствии Голодец и Ливанова, а также директора Московского центра непрерывного математического образования Ивана Ященко и научного руководителя Республиканского лицея для одаренных детей Республики Мордовия Дмитрия Подлесного.

В рейтинге топ-500 общеобразовательных организаций отдельно был выделен рейтинг топ-25 общеобразовательных организаций с наиболее высокими результатами. Кроме того, составители подготовили перечни топ-200 лучших сельских общеобразовательных организаций, топ-200 общеобразовательных организаций, предоставляющих наибольшие возможности развития способностей учащихся, списки топ-100 лучших общеобразовательных организаций по профильным направлениям и топ-100 лучших общеобразовательных организаций в области математики.

Лучших определяли по жестким критериям

Какие же конкретно показатели были важны для попадания в рейтинг? Составителями учитывались независимые от общеобразовательных организаций объективные данные, такие как результаты ОГЭ, результаты Всероссийской олимпиады школьников, в частности ее заключительный и региональный этапы. До 2014 года для формирования рейтингов использовались итоги единого государственного экзамена, а начиная с 2015 года благодаря развитию информационных систем стала возможной оценка вклада общеобразовательной организации в качественное образование на основе анализа результатов ОГЭ. Нужно отметить, что в двух субъектах Российской Федерации – в Крыму и Севастополе – еще продолжался переходный период, поэтому там в рейтинге учитывались итоги государственного выпускного экзамена. Это позволило дифференцированно учитывать достижение целей и задач общеобразовательных организаций. Составители рейтингов стали учитывать степень подготовленности учащихся к продолжению обучения как в старшей школе и вузах, так и в профессиональных образовательных организациях. Кроме того, переход к оценке ОГЭ существенно увеличил охват учащихся, результаты которых учитываются при формировании рейтинга – с 700 тыс. до более чем 1 млн человек.

В 2015 году сохранились дополнительные параметры, применяемые составителями ранее. Например, наличие или отсутствие конкурсного набора в общеобразовательные организации (для списков топ-500, топ-25 и топ-200 сельских школ), отношение набранных баллов к количеству выпускников (для списка топ-200 сельских общеобразовательных организаций), количество предметов, по которым в общеобразовательных организациях имеются победители или призеры олимпиад (для топ-200 общеобразовательных организаций, предоставляющих наибольшие возможности развития способностей). Нужно отметить, что в 2015 году было также введено нормирование результатов общеобразовательной организации в зависимости от ее наполняемости, что снизило влияние размера общеобразовательной организации на шансы попадания в список топ-школ (для списков топ-500, топ-25, топ-200 сельских школ).

По итогам года в топ-500 вошли школы из 81 региона РФ, причем в 2014 году список охватывал лишь 76 регионов. Нет в списке по разным причинам лишь четырех регионов – Ингушетии, Чечни, Еврейской автономной области и Ненецкого автономного округа.

На экзаменах столичные ученики демонстрируют лучшие результаты в стране. 	Фото РИА Новости
На экзаменах столичные ученики демонстрируют лучшие результаты в стране. Фото РИА Новости

Москва традиционно на первых местах

Москва ожидаемо стала регионом-лидером по количеству девятиклассников, окончивших школу, из топ-500. Показатель столицы – 32,7%, что гораздо выше, чем у остальных конкурентов. Следом идут Калининградская область (14,7%), затем Хакасия (14,0%), Тамбовская область (13,6%), Липецкая область (8,7%), Калмыкия (8,2%), Чувашская Республика (8,1%), Тыва (7,9%), Кировская область (7,4%),  Ярославская область (7,2%).

Лидером топ-25 школ стало, как уже говорилось, московское учреждение «Президентский физико-математический лицей № 239». Следом за ним оказался мордовский «Республиканский лицей для одаренных детей». Затем в десятке идут исключительно столичные педагогические коллективы  «Пятьдесят седьмая школа», школа-интернат среднего (полного) общего образования «Интеллектуал», специализированный учебно-научный центр (факультет) – школа-интернат имени А.Н. Колмогорова Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, «Лицей № 1535», лицей «Вторая школа». «Школа № 1329», «Московский институт открытого образования» (средняя общеобразовательная школа № 179), «Московская гимназия на Юго-Западе № 1543».

«Попадание в рейтинг связано с упорной и плодотворной работой, говорит директор школы № 2083 Татьяна Наумкина. – Школа у нас относительно новая – мы открылись в 2011 году, но очень быстро развивалась. У нас подобрался замечательный коллектив, который внедрял новые технологии – наша школа является победительницей номинации «Школа новых технологий в городе Москве» и мы входим в топ-300 лучших школ Москвы. Плюс к нам присоединились еще три школы и шесть детских садов в прошлом году. Мы даем очень большое дополнительное образование, изучив запросы жителей. Это и способствовало попаданию в рейтинг. Мы стараемся сделать так, чтобы наши дети находили в школе все: кружки, мастер-классы, проектную деятельность».

Директор гимназии №1514 Анна Белова отмечает, что попасть в рейтинг может даже небольшая школа. «У нас всего 1100 учеников. Наплыв учащихся у нас ежегодный и это не зависит от попадания в рейтинг, родители стремятся привести сюда учеников, – говорит директор. – Попадание в рейтинг было достаточно ожидаемо, мы регулярно оказывались в нем. У нас замечательные педагоги и стабильный коллектив на протяжении многих лет, существует преемственность поколений, есть учителя, которые работают более 40 лет. Учителя делятся опытом друг с другом, существует преемственность программ. Это и обеспечивает тот уровень и то качество, которым школа славилась еще в советское время».

Директор Лицейско-гимназического комплекса  на Юго-Востоке Алла Инглези говорит, что ее учреждение попало в рейтинг благодаря созданию мощного учебного комплекса. «Мы очень надеялись попасть в рейтинг и работали над этим. Особенно радостно, что мы стали 13-ми в России и 10-ми в Москве. Мы прикладывали очень много усилий. У нас в этом году 10 первых классов, а всего 101 класс во всем комплексе, – отмечает педагог – Есть и дошкольное отделение на 858 дошкольников. 70% наших дошкольников переходят в наши же первые классы. Мы объединились, чтобы у детей была возможность выбрать то, что им нравится, что им интересно и к чему больше способности. Расширился спектр услуг на всех ступенях образования – дошкольники, начальная школа, основная и старшая школа. У нас появилась возможность предоставить больше вариантов для образования: внешкольное, дополнительное. Мы учимся друг у друга и подтягиваем друг друга. У нас получился очень творческий симбиоз. Родители тоже увидели разницу. Вначале они отнеслись к созданию комплекса с большой осторожностью, но когда увидели, как мы все вместе работаем, они оценили объединение и понимают, что это принесло пользу».

Отдельного внимания заслуживает рейтинг общеобразовательных организаций, обеспечивающих высокие возможности развития способностей учащихся. В нем лидер опять-таки Москва. На втором месте Санкт-Петербург, на третьем Татарстан. Следом идут Московская область, Новосибирская область, Чувашская область, Кировская область, Башкортостан, Удмуртская Республика, Тамбовская область, Челябинская область.

Также первенствует Москва и в топ-100 общеобразовательных организаций, обеспечивающих высокий уровень подготовки выпускников по физико-математическому профилю. Такая же картина – столица на первом месте – в рейтингах школ, которые обеспечивают высокий уровень подготовки выпускников по филологическому, физико-химическому, социально-экономическому, социально-гуманитарному, математическому, химико-биологическому, биолого-географическому профилям. Лишь в топ школ, обеспечивающих подготовку по индустриально-технологическому и оборонно-спортивному профилю, московские педагоги оказались на вторых местах.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
502
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
514
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
670
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
494

Другие новости