0
1828
Газета Non-fiction Интернет-версия

20.03.2008 00:00:00

Мистерии артистизма

Тэги: феномен, искусство


Феномен артистизма в современном искусстве/ Отв. ред. О. Кривцун. – М.: Индрик, 2008. – 520 с.

Важно отметить, что книга эта – дань современных авторов всестороннему изучению артистизма как определяющего фермента художественности, заслоненного и отодвинутого в предшествующие десятилетия концепциями социальной, идеологической и этико-воспитательной природы искусства. Искусство век за веком, не являясь жизненной – в буквальном смысле слова, как еда или сон, например, – необходимостью для человеческого существования, сопровождает его из поколения в поколение и остается одной из парадоксальных потребностей. И тем не менее только в XX веке концепций, поверявших искусство социологией, объяснявших его этикой и религией, давивших на него идеологией, было множество. Но были и отважные попытки вычленить из социокультурных рамок определяющий во многом произведение искусства фермент художественности, иначе – артистизм. Изучение природы артистического способно пролить свет на сущностные характеристики искусства.

Команду, собранную руководителем проекта (ответственный редактор – Олег Кривцун), по праву можно назвать премьер-лигой отечественного искусствознания. В нее вошли ведущие московские и петербургские ученые: Зенкин, Турчин, Бобринская, Швидковский, Кирсанова, Ванслов, Маньковская, Якимович и многие другие авторы, тексты которых, однако, нечасто встретишь вместе под одной обложкой. Серьезная и острая проблема – не находится ли артистическое начало в конфронтации с символической глубиной произведения? Как показывают авторы, в рамках широкого понимания артистизм призван генерировать и удерживать смыслы, а не противопоставлять себя им. И тем не менее история искусства новейшего времени позволяет наблюдать, как в определенный момент артистизм «отслаивается», начинает шествие сам по себе в качестве искусства для искусства. В какой мере сгущение качеств артистизма и манифестация его как самоценного феномена породило в сознании современников новые представления о критериях художественности? Как с позиций нынешнего культурного опыта можно оценить эпизоды художественного процесса, определяемые прежде как «трагедия эстетизма»? Способна ли энергетика артистического преображения снять понятийно не решаемые проблемы сегодняшнего бытия человека? Над этими и другими вопросами размышляют авторы коллективной монографии.

Материалы книги сгруппированы в четыре тематических раздела: история становления артистического письма; поэтика и разновидности артистизма; феномен артистизма в разных видах искусства и, наконец, новейшие формы и маргиналии артистизма. В предисловии к книге Кривцун, автор одной из ключевых статей «Артистизм как соблазн. Соперничество искусства и жизни», воспроизводит призыв Брюллова делать с карандашом то, что делают настоящие артисты со смычком с голосом. Подобного рода «паганиниевский блеск» обнаруживает фермент артистизма в самом искусстве изобразительности, заявляет артистизм как некий избыток, свободную, самоценную роскошь. Соблазны и риски артистизма вместе с тем велики: в сотворенном мире клокочет «повышенная жизнь», фантазия пожирает творца, в итоге «стремление писать проистекает из неумения жить».

В статье «За чертой Апеллеса», обращаясь к линии Апеллеса, этому древнему примеру чистого артистизма, высочайшей искусности, очищенной от искусства, Бернштейн призывает увидеть в ней идеальную формулу художественной недосказанности. Якимович прослеживает развитие и трансформацию артистического почерка от Ренессанса до XX века. В течение этих четырех веков артистический почерк мастера, умение вызвать ощущение стихий жизни завоевывает новые территории, невзирая на императивы общества и культуры.

Выступает ли артистизм структурной составляющей современного таланта? Вокруг этих тем ведутся поиски и разворачиваются споры. Беспалов изучает грани артистизма в мистериальном театре и кинематографе. Савчук рассматривает эволюцию перформанса и его связь с разными формами художественной выразительности. Сальникова виртуозно исследует вариации артистистического начала в рекламе как один из мощных способов претворения коллективного бессознательного в эстетическом освоении реальности, в саморазвитии рекламного мифотворчества.

Коллективная монография, поражающая обширной фактологией и богатством охваченного материала, пестрит экскурсами в различные виды искусств и красочными, запоминающимися примерами из различных исторических эпох. Триумф артистизма, с его стремлением превращать любой объект в совершенный, побеждать прозу обыденности, и сегодня демонстрирует способность бороться с пустотой, гипнотизировать пространство.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
835
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
980
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1367
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1101

Другие новости