Евгений Бень. Раненое счастье. – М.: Единая книга, 2009. – 88 с.
Книга эссеистики писателя и культуролога Евгения Беня весьма разнообразна по содержанию, но оставляет ощущение цельности: размышления о поэзии Александра Блока и Владислава Ходасевича плавно переносят нас к поэтам-современникам – к творчеству Риммы Казаковой и Евгения Минина.
Многие исследователи обращались к поэтам Серебряного века, трактуя их роль в культурной жизни России, но Евгений Бень сумел найти основной нерв той эпохи, показав нам ее срез через мировосприятие Александра Блока: «Блок любил слова Гейне о «трещине в душе поэта». Но его, блоковская, трещина была особой, она явилась предвестником разлома не только русского – всего мирового пространства будущих 100 лет.
Мы, дети страшных лет России,
Забыть не в силах ничего».
Завершая эссе о Ходасевиче, Бень обращает внимание на деструктивные силы, разрушающие современного человека, удалившегося от носителей духовных ценностей, коими всегда были поэты и мыслители: «Теперь, во времена агрессивного цинизма, коррупции, террора и демографического истощения, многие из нас избегают заглянуть в зеркало, страшась того, что поэт назвал «правдой стекла». Поэтому эпидемия «утешительного самообмана» все набирает силу».
Говоря о поэтах наших дней, автор находит специфический облик поэзии Риммы Казаковой, не причисляя ее, что называется – до кучи, к известным шестидесятникам, с их родословными, берущими начало от футуриста Владимира Маяковского, от акмеистов Николая Гумилева и Анны Ахматовой, от символиста Иннокентия Анненского. Бень поясняет: «Парадоксально, но весь ее путь поэта проникнут дыханием лирики Некрасова, с его пронзительно-трагической народностью, напевно-ясной поэтикой». С большой теплотой он говорит о Римме Казаковой и даже приводит фотографию книги с автографом данного автора, подаренной ему за три года до кончины Риммы Федоровны.
Есть в книге и прямая публицистика, например «Сталин как антипод Гитлера». Иные по горячности своей вышеупомянутых двух политиков уравняли на том основании, что они тираны. Но Евгений Бень придерживается другой точки зрения: «Гитлер своим безумием привел Германию к полному разрушению, к тому состоянию, когда расколотым ее частям пришлось все начинать с «нуля». Сталин оставил после себя могучую тоталитарную державу с огромным мировым влиянием. Однако, похоже, такие самодержцы, как Сталин, не способны моделировать ситуацию после своего физического ухода».
Автор полемизирует с Александром Солженицыным, разумеется, с его книгой «Двести лет вместе». Несколько цитат.
«Сотни тысяч евреев появились на территории Российской империи в 80-е годы XVIII века после присоединения к ней Польши. Таким образом чуть ли не вся ашкеназийская составляющая еврейского народа, передвинувшегося в Польшу из Западной Европы, оказалась внутри России. Другая же, меньшая часть евреев, бежавшая в Средние века от испанской инквизиции на юг, столетиями пребывала на территории Османской империи, где почти что избежала дискриминации. У этих евреев – своя менее болезненная история последних веков».
«Февраль 1917 года опоздал со своими свободами для евреев больше, чем на 130 лет».
«Дело Бейлиса раскололо русское общество на здравомыслящих и безумцев. В число первых попали Горький и Федор Сологуб. В число вторых – Розанов и даже на какое-то время Блок┘ Все это только приближало грандиозные потрясения».
И вот квинтэссенция:
«И не случайно Марина Цветаева, русский поэт и по сути, и по крови, произносит: «Поэты – жиды». Русские поэты – всегда были и остаются неприкаянными странниками. Как еврейский народ. Поэтому в последние сто лет еврейским индивидуальностям случилось поселиться в Доме русской поэзии. Русская поэзия всегда жаждет чуда и жаждет прорыва в вечность».