0
1176
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

30.09.1999 00:00:00

Синдром религиозной враждебности отсутствует

Тэги: социология, ислам


Социология

У российских солдат, ополченцев, мирных жителей в Дагестане один общий враг - бандиты, национальность и вероисповедание которых не так уж важны.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
ПОСЛЕДНИЕ события в ряде регионов России показывают, что растет значение исламского фактора. Особенно возросла его роль во время и после войны в Чечне. Под данным фактором понимается ссылка на эту религию в качестве оправдания притязаний на власть и методов подчинения своим идеям определенных слоев общества, ориентированных на ислам.

В связи с этим в армейском социуме, основную массу которого в силовых структурах, и в том числе в районах массового распространения ислама, составляют офицеры и прапорщики, независимым агентством "Меркул" было проведено исследование на тему "Отношение военнослужащих к исламскому фактору". Итоги таковы.

На вопрос: "Знакомы ли Вы с исламом?" - были получены ответы:

- хорошо знаком - 7%;
- знаком в некоторой степени - 54%;
- затрудняюсь ответить - 7%;
- недостаточно - 14%;
- не знаю совсем - 18%.

Очевидно, что степень знакомства военнослужащих с исламом явно не соответствует требованиям к современной армии при выполнения внутренней задачи в многонациональном и поликонфессиональном государстве.

При ответах на вопрос: "Влияет ли ислам на обстановку в районах межнациональных конфликтов?" - результаты получены следующие:

- влияет значительно - 84%;
- влияет слабо - 4,5%;
- затрудняюсь ответить - 7%;
- не влияет совсем - 4,5%.

Таким образом, военнослужащие считают ислам серьезным фактором, влияющим на обстановку, и данная тенденция более чем очевидна.

Следующим вопросом: "Какое влияние исламский фактор оказывает на ситуацию в районах межнациональных конфликтов?" - предполагалось выявить направленность такого влияния:

- скорее дестабилизирующее - 57%;
- дестабилизирующее - 25%;
- затрудняюсь ответить - 18%.

Данные позволяют определить негативную направленность такого влияния (ответы "скорее дестабилизирующее" и "дестабилизирующее" составляют 82%).

Учитывая, что военнослужащие на момент опроса находились в районе массового распространения ислама, интерес представляло их отношение к нему после прибытия в район конфликта. Был задан вопрос: "Как изменилось Ваше отношение к исламу после прибытия в район конфликта?" - и получены следующие ответы:

- незначительно в лучшую сторону - 4,5%;
- практически не изменилось - 81,5%;
- незначительно в худшую сторону - 7%;
- стало отрицательным - 7%.

Весьма симптоматично, что с прибытием в район конфликта отношение к исламу у большинства военнослужащих не изменилось, несмотря на окружающую обстановку.

Ответы на вопрос: "Как влияет ислам на деятельность незаконных вооруженных формирований?" - были получены следующие:

- влияет сильно - 79%;
- влияет в некоторой мере - 14%;
- затрудняюсь ответить - 4,5%;
- не влияет совсем - 2,5%.

Это подтверждает мысль о неформальных каналах влияния незаконных вооруженных формирований, их полевых командиров (например, в Чечне Радуева, Хаттаба) на военную организацию государства посредством террористических акций, угрозами террора в России, священной войны с неверными.

Следующий блок вопросов связан с готовностью офицерского состава к проведению воспитательной работы в сложных условиях.

"Какие формы воспитательной работы в районах межнациональных конфликтов могут усилить ее эффективность?" (можно было указать несколько ответов):

- привлечение старейшин из местного населения - 18%;
- переговоры с полевыми командирами - 9%;
- переписка с родителями военнослужащих - 17%;
- выступление в части артистов, творческих коллективов - 36%;
- распространение слухов - 2,5%;
- активная работа с пленными - 9%;
- использование телевидения и радио - 28%;
- использование газет, журналов - 25%;
- чтение молитв священнослужителями - 4,5%;
- проведение занятий по ОГП, политического информирования - 36%;
- распространение листовок - 7%;
- ведение радиоэлектронной борьбы - 7%;
- затрудняюсь ответить - 40%.

По мнению военнослужащих, наибольший результат могут принести регулярные занятия по общественно-государственной подготовке и политическое информирование, активная культурно-досуговая работа, более активное использование телевидения и радио, средств массовой информации и привлечение старейшин из местного населения. Данные позволяют предположить, что "старые", проверенные (в годы Великой Отечественной войны и в Афганистане) формы воспитательной работы при их соответствующем современном содержательном наполнении вполне могут принести положительный результат.

На вопрос: "Как должна строиться воспитательная работа с учетом исламского фактора?" - получены ответы:

- учитывать его особенности - 38%;
- искать новые формы - 7%;
- затрудняюсь ответить - 9%;
- резко противодействовать попыткам проникновения ислама в воинские коллективы - 46%.

Как видно из приведенных ответов, мнения разделились почти поровну: 45% предлагают с учетом особенностей исламского фактора искать новые формы воспитательной работы и 46% считают недопустимым проникновение ислама в коллективы, а значит, и в воспитательную работу вообще.

На вопрос: "Можно ли привлекать к военной службе в федеральных вооруженных силах местных жителей?" - были получены ответы:

- обязательно нужно - 4,5%;
- можно - 9%;
- затрудняюсь ответить - 9%;
- только в порядке исключения - 16%;
- нельзя - 61,5%.

Очень важными представляются следующие два вопроса, позволяющие констатировать, что резких разногласий между военнослужащими и местными жителями не существует. Ответы на вопрос: "Как Вы относитесь к местному населению?" - распределились следующим образом:

- дружественно - 9%;
- скорее дружественно - 4,5%;
- нейтрально - 73%;
- скорее враждебно - 9%;
- враждебно - 4,5%.

А вот на вопрос: "Каково отношение к военнослужащим федеральных сил со стороны местного населения?" - были получены результаты:

- скорее дружественно - 7%;
- нейтральное - 56,5%;
- скорее враждебное - 20,5%;
- затруднились ответить - 16%.

Таким образом, противоречия, приводящие к войне, лежат в других плоскостях и между другими социальными группами и интересами. Полученные данные позволяют сделать некоторые выводы.

Исламский фактор в системе "армия-общество" реально существует, может быть оценен, а потому должен внимательно изучаться и учитываться в национально-государственном и военном строительстве, при организации воспитательной работы в воинских коллективах и обществе, особенно с молодыми людьми допризывного и призывного возраста.

Политическая составляющая исламского фактора в данной подсистеме заключается, во-первых, в необходимости учета мнения военнослужащих как самостоятельной группы и общественного мнения населения страны в целом и в отдельных регионах при принятии военно-политических решений. На наш взгляд, прежде всего это должно касаться вопросов использования военной силы в районах повышенной и потенциальной конфликтности, что поможет избежать ненужных жертв и жестокости, в том числе по отношению к мирным жителям. Во-вторых, именно исламский фактор служит знаменем политических сил в некоторых регионах в борьбе за власть, серьезным препятствием руководству российского государства в организации национальной политики в многонациональной и многоконфессиональной стране.

При организации учета исламского фактора и его позитивного использования в военном деле, как представляется, должны быть созданы отвечающие современным потребностям дела и сложностям решаемых задач аналитические структуры и политические институты как в государстве, так и в силовых структурах. При этом следует принять во внимание исторический отечественный опыт, политологические, правовые, психологические и иные исследования других стран, особенно исламских.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
630
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
641
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
873
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
619

Другие новости