0
2410
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

08.10.1999

Тайна "Комсомольца"

Тэги: Комсомолец, авария


В РЕДАКЦИЮ "НВО" поступило письмо бывшего командира электромеханической части надводного корабля Глеба Харицкого, в котором он указывает, что 7 апреля 1999 г. исполнилось десять лет со дня трагической гибели атомной подводной лодки "Комсомолец". Все эти годы в печати широко дискутируются причины аварии. Поскольку окончательно эти вопросы могут быть решены только после подъема лодки, по его мнению, соответствующим службам необходимо было рассмотреть все предлагавшиеся варианты причин происшедшей трагедии и разработать мероприятия по их исключению на действующем флоте. Одним из таких вариантов, "не замеченных" ни правительственной комиссией, ни печатью, считает Глеб Харицкий, является выдвигавшийся им так называемый турбогенераторный вариант.

По этой версии события на лодке разворачивались по следующей схеме. Вначале появились колебания напряжения в корабельной электросети. Это свидетельствовало о неисправности турбогенератора. Он стал работать неустойчиво, с большой вибрацией, вызвавшей разгерметизацию паропровода и течи в гидросистеме. Острый пар заполнил шестой и седьмой отсеки, и вахтенные там мгновенно погибли. От пара произошло нагревание межотсечных переборок. Течи в масляной гидросистеме вывели из строя системы регулирования и защиты турбины, но турбогенератор продолжал работать с повышенным напряжением в электросети, так как нагрузка удерживала его от полного угона и разрушения.

Повышенные параметры электросети послужили причиной пожаров на щитах и пультах управления, расположенных в других отсеках лодки, и все силы команды были направлены на тушение пожаров в этих отсеках.

После всплытия и тушения пожаров был пущен дизель-генератор и было принято и выполнено решение о переводе электронагрузки с работающего турбогенератора на дизель-генератор.

После снятия нагрузки турбогенератор, не имея тормоза, мгновенно ушел в разгон, ротор его разлетелся на куски, детали ротора полетели в конденсатор и разрушили его трубную систему. Забортная вода через разбитый конденсатор постепенно заполнила шестой и седьмой отсеки, и корабль ушел на дно.

Если бы при переключении электросети, считает Харицкий, вначале турбогенератор был остановлен под нагрузкой, а затем была отключена от него электросеть и передана на дизель-генератор, корабль остался бы на плаву и потери в личном составе корабля были бы значительно меньше.

На основании изложенного, по его мнению, можно сделать следующие выводы: причиной возникновения аварийной ситуации на атомной подводной лодке "Комсомолец" явилась неудовлетворительная система защиты турбогенератора, а потопления - неправильное переключение электронагрузки с турбогенератора на дизель-генератор.

Аварийные ситуации по сходному сценарию возникали и на стационарных электростанциях СССР. Для предупреждения их бывшим Министерством электростанций в "Правила техобслуживания электростанций" (ПТЭ) было внесено требование об установке на турбинах регуляторов безопасности, действующих независимо от системы регулирования, а электростанции специальным циркуляром были предупреждены о порядке остановки турбогенераторов в случаях отказов их систем регулирования. По-видимому, такую же работу необходимо производить и на кораблях ВМФ, а именно:

- на всех корабельных турбогенераторах поставить механические регуляторы безопасности;

- командованию ВМФ соответственно откорректировать инструкции по обслуживанию турбогенераторов.

В книге "Трагедия подводной лодки "Комсомолец" автор Романов систематизировал записи в вахтенном журнале лодки и показания оставшихся в живых членов команды. Анализ приведенных в этой книге данных, в особенности показаний оставшихся в живых членов команды, по мнению Харицкого, подтверждает, что именно "турбогенераторный вариант" наиболее приближен к действительным событиям, происшедшим на лодке в тот трагический день. Поэтому предложенные мероприятия по предупреждению угонов корабельных турбогенераторов необходимо осуществлять, не дожидаясь подъема атомной подводной лодки, тем более что поднимать ее никто и не собирается.

Наш корреспондент встретился с несколькими независимыми экспертами, опытными специалистами электромеханической службы атомных подводных лодок и кораблестроителями, глубоко знающими всю историю аварии ПЛА "Комсомолец".

Они подтвердили факт, что версия, описанная бывшим командиром БЧ-5 надводного корабля Глебом Харицким, рассматривалась среди примерно 50 других версий правительственной комиссией, производившей расследование причин гибели корабля. Общее их мнение сводится к следующему:

1. Колебания напряжения в корабельной сети, появившиеся в начале аварии, явились следствием короткого замыкания корабельной электросети в кормовом - седьмом отсеке.

2. Через несколько минут после начала всплытия ПЛА с большой глубины, когда она еще находилась на глубине около 150 м, сработала аварийная защита ядерного реактора, после чего выработка рабочего пара и подача его на турбину прекратилась и турбина остановилась. Так как необходимого рабочего давления в ней не было, тем более она не могла пойти вразнос.

3. Вахтенный турбинного - шестого отсека, мичман Владимир Колотилин о поступлении пара в отсек на Главный командный пункт ПЛА не докладывал, так как пара не было. Зато до своей гибели успел доложить, что из-под палубы хлещет струя огня, "как из огнемета". В это время "Комсомолец" уже находился в надводном положении. В седьмом отсеке к этому времени температура достигла около 1 тыс. градусов, и давление в отсеке было около 15 атмосфер, которые и выдавили турбинное масло из масляных цистерн седьмого отсека в шестой через трубопровод турбинного масла, что визуально мичман и оценил, как огнеметную струю огня.

4. Всплытие ПЛА в надводное положение с глубины 150 м, после того как лодка потеряла ход, осуществлялось аварийным продуванием главного балласта с ГКП корабля.

5. При проведении аварийной разведки в пятом отсеке под руководством капитана третьего ранга Сергея Юрина следов пара в этом отсеке не было. А в шестом отсеке, где остался погибший мичман Колотилин, было давление такое же, как и в седьмом, где продолжался пожар, поддерживаемый кислородом из прогоревшей системы воздуха высокого давления (ВВВ), что говорит о сообщении этих отсеков через масляный трубопровод и о негерметичности аварийного седьмого отсека (чего на ПЛА конструктивно не должно быть), там и возник пожар.

6. Турбины, о которых пишет Глеб Харицкий, на кораблях ВМФ уже не устанавливают более 25 лет. За это время не было ни одной технической аварии кораблей ВМФ, связанной с причинами, указанными автором.

7. Автор книги "Трагедия подводной лодки "Комсомолец" Романов - один из конструкторов подлодки, будучи не согласным с выводами правительственной комиссии (хотя в комиссию входили и руководители ЦКБПМ "Рубин", где проектировался корабль), представил весь материал тенденциозно, руководствуясь одной целью - показать, что подводная лодка конструктивных недостатков не имела, а в гибели корабля виноват экипаж.

8. Все организационные, технические, технологические, конструкционные, методические и другие рекомендации по повышению живучести и пожаробезопасности подводных лодок и надводных кораблей ВМФ, сделанные правительственной комиссией, проверявшей все версии в течение года на натурных экспериментах, в большинстве своем внедрены в жизнь (см. "НГ" за 07.04.1999 г., "НВО" # 12, 1999 г).

"


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В Бишкеке судят бывшего  премьера

В Бишкеке судят бывшего премьера

Виктория Панфилова

Киргизская власть избавляется от конкурентов

0
1981
США за день лишились половины стратегической авиации

США за день лишились половины стратегической авиации

Владимир Щербаков

0
388141
Безбожники и клерикалы делят Европу

Безбожники и клерикалы делят Европу

Павел Скрыльников

К власти в Испании пришел атеист, а в Италии и Баварии - католики

0
3665
Кто виновен в гибели Гагарина

Кто виновен в гибели Гагарина

Александр Песляк

Человеческий фактор и его роль в истории авиации и космонавтики

0
5516

Другие новости

Загрузка...
24smi.org