0
797
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

05.11.1999 00:00:00

С мечтой о полете

Анатолий Балакаев

Об авторе: Анатолий Матвеевич Балакаев - старший научный сотрудник Центрального Дома авиации и космонавтики, кандидат исторических наук, доцент.


В ЭТОМ оригинальном московском здании с мавританскими башнями на островерхой крыше, с большим зимним садом в начале нашего века было очень весело. Сюда постоянно подкатывали парные коляски или сани. До глубокой ночи переминались рысаки, ожидая своих хозяев - богатых купцов, кутивших в ресторане "Аполло". Он обосновался здесь, по Зыковскому переулку, в 1908 г. В первые годы революции здание постепенно разрушалось. В уцелевшем крыле его открылась керосиновая лавка. Осенью 1925 г. в пустынных оконных проемах заблестели новые стекла. Внутри здания застучали молотки. Затем на фасаде появилась большая вывеска "АЭРОМУЗЕЙ".

В начале 20-х гг. начинает бурно развиваться отечественная авиация. Появляются свои самолеты. 5 октября 1924 г. состоялся выпуск первого советского серийного мотора. Открываются военные школы, готовящие летчиков и механиков. Уже работает Академия Воздушного флота. Но средств на развитие отечественной авиации катастрофически не хватает. Прозвучал призыв: "Трудовой народ, строй Воздушный флот!" 8 марта 1923 г. создается Общество друзей Воздушного флота (ОДВФ). Организуются аэроклубы, аэрокурсы, воздушно-спортивные кружки, уголки авиапропаганды, авиакружки, вводится авиачас в школах. Таким образом, претворялась в жизнь резолюция 2-го Всесоюзного совещания ОДВФ, которая отмечала: "Строя Красный Воздушный флот и авиапромышленность, - быстрыми шагами к ликвидации авианеграмотности!"

Во многих городах открываются небольшие музеи. Одним из первых открылся Ленинградский аэроклуб-музей, в котором было собрано все, неведомое в то время для широких слоев населения.

На проходящем в Москве 6 ноября 1924 г. 2-м Всесоюзном совещании ОДВФ было принято постановление, в котором говорилось: "Совещание признает необходимым для начала создать один центральный музей в Москве и оказать поддержку уже организованному в Ленинграде". Он получает наименование "Центральный аэромузей ОДВФ СССР". Этот день стал днем рождения Центрального Дома авиации и космонавтики (ЦДАиК).

По ходатайству ОДВФ Моссовет выделил полуразрушенное здание того самого загородного ресторана "Аполло". В течение 1925-1926 гг. был выполнен большой комплекс работ по ремонту здания, сбору экспонатов и созданию экспозиций. Значительную помощь музею оказывали Управление Военно-воздушных сил, Военно-химическое управление, Московская школа летчиков и Академия воздушного флота имени Н.Е. Жуковского, а также ЦАГИ, авиационный завод # 1 (Дукс), Наркомзем, другие организации и учреждения.

Торжественное открытие музея состоялось 18 января 1927 г. Первыми его посетителями были делегаты 1-го Всесоюзного съезда Добровольного общества содействия авиационному и химическому строительству СССР. Руководителем музея стал Ерыкалов - большой энтузиаст авиации и воздухоплавания, проработавший в нем около 15 лет. В числе первых штатных сотрудников - участники Первой мировой войны: военные летчики Егоров и Семенкевич, которые трудились в музее более 30 лет.

Что же представлял собой музей при открытии? Можно только позавидовать тому, как была подготовлена первая экспозиция музея в тех, не очень простых условиях. Первоначально функционировали аэро-отдел, общественный, военно-химический, сельскохозяйственный отделы. Аэро-отдел просто поражал. В первом зале были собраны 20 с лишним моторов (в исторической последовательности). Окруженный этой коллекцией моторов на возвышении стоял настоящий боевой германский самолет "Фоккер" С1. У входа в главный зал висел редчайший экспонат - подлинный планер Отто Лилиенталя, выписанный от него по инициативе профессора Жуковского в 90-х гг. прошлого столетия. Множество моделей самолетов.

Отдел аэродинамики был устроен при активном участии

ЦАГИ. Здесь и модели, и таблицы, показывающие способы испытания аэропланов в аэродинамических трубах. В витринах выставлены детали самолетов, материалы, применяемые в самолетостроении.

В отделе воздушных сообщений впечатляла большая, в 1/500 натуральной величины модель гражданского аэропорта, оборудованного для ночных полетов. Можно было зажечь все маячные и посадочные огни.

При оборудовании ЦДАиК наши специалисты потрудились не зря. Уже с самого начала своей работы музей принимал активное участие в организации планерных соревнований, устройстве выставок в Парке культуры и отдыха, в помещениях различных съездов. Библиотека дома являлась едва ли не единственной в Москве (если не во всем Союзе), где имелась авиационная литература, в особенности иностранная. Уже через 10 лет, в 1937 г. экспонатов собралось так много, что ставился вопрос о постройке специального здания.

Став Домом авиации и ПВХО, музей усовершенствовал свою работу. На экспонатах практически не было трафаретных надписей: "Руками не трогать". Наоборот, здесь разрешалось трогать, изучать экспонаты, влезать в пилотскую кабину самолета, садиться за турельную установку. Люди приходили сюда не только ради праздного любопытства. Они приходили понять, разобраться в тонкостях авиационного дела. Конечно, это во многом зависело от внимания, которое уделялось руководством страны советской авиации.

Перестройка всей работы дома в годы Великой Отечественной войны проводилась беспрерывно. Были налажены занятия по конкретным вопросам обороны от воздушного и химического нападения. Лекции, которые читались здесь, превращались в учебные занятия, а весь музей - в своеобразный учебный центр. Во дворе экспонировалась выставка авиационных трофеев.

В послевоенные годы были созданы новые разделы экспозиции "Авиация в Великой Отечественной войне", "Авиация сегодня", открыты залы космонавтики. Демонстрировались отечественные боевые самолеты: Ла-7 трижды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба, Як-3, купленный на собственные сбережения саратовским колхозником Головатым и подаренный летчику Еремину, позднее были представлены первенцы реактивной техники - самолет МиГ-15, а затем МиГ-17.

В музее было собрано значительное количество авторских скульптурных работ по авиакосмической тематике, скульптурных портретов деятелей авиации и космонавтики. Освоение космического пространства нашей страны внесло большие изменения в содержание и характер работы. С этого момента началось создание тематических космических экспозиций, показ достижений космонавтики. Музей выступил инициатором проведения Гагаринских чтений, начало которым было положено в 1971 г.

В январе 1987 г. Дом авиации закрыли на капитальный ремонт. Это событие совпало по времени с "перестройкой" и прочими переменами, которые вовсе не улучшили ситуацию. К 1991 г. музей "отремонтировали" не более чем на 15-20%, а после распада ДОСААФ СССР централизованное финансирование полностью прекратили. Речь уже шла о полном закрытии ЦДАиК. Более того, некоторые коммерческие структуры не прочь были приватизировать и "возродить" не то канувший в Лету ресторан, не то казино. Кроме того, ремонт начался с ужасающего разорения. Многие натурные экспонаты были утрачены. Именно здесь четко прослеживалось отсутствие государственного подхода к сохранению уникальных предметов. Исчезло много ценных книг, экспонатов, пропали ковры. Вывезли даже редчайшее пианино старинной немецкой работы.

Ситуация изменилась, когда ЦДАиК возглавил генерал-майор авиации Петр Вяликов, боевой летчик, кандидат исторических наук, доцент. Проявив высокие организаторские способности, директор пошел по нестандартным путям восстановления дома, его самофинансирования. И получилось!

Сегодня Центральный Дом авиации и космонавтики вновь на высоте. Восстановлена и продолжает пополняться уникальная коллекция моделей авиационных и космических летательных аппаратов. Налажены связи с научно-производственными объединениями аэрокосмического комплекса. Например, руководством НПО "Молния" безвозмездно был передан тренажер кабины многоразового космического корабля "Буран". В целях активизации пропаганды достижений авиационной и космической науки и техники ЦДАиК поддерживает контакты с институтами Aкадемии наук России, учреждениями гражданской авиации, вузами и военными академиями, конструкторскими бюро, редакциями авиационно-космических журналов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
519
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
519
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
843
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
438

Другие новости