0
1674
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

19.11.1999 00:00:00

В тылу немногим легче, чем на передовой


СЕЙЧАС ситуация в Моздокском районе Северной Осетии, который является прифронтовой зоной и транзитным центром для отправки вынужденных переселенцев в различные российские регионы, остается более или менее спокойной. Подразделения федеральных сил полностью перекрыли административные границы республики. А создание дополнительных омоновских блокпостов и милицейских дозоров позволило, насколько было возможно, предотвратить проникновение из Чечни вооруженных групп боевиков.

За последнее время поток вынужденных переселенцев из Чечни на моздокском направлении иссяк. Хотя месяц назад ситуация была другой. Через контрольно-пропускной пункт "Октябрьское" прошли более 10 тыс. человек, которых транзитом отправляли в российские регионы.

Проходящие через КПП люди (примерно несколько десятков человек в день) в основном мирные жители, имеющие родственников по ту или иную сторону блокпоста. Ведь осетинское село Октябрьское и чеченское Братское разделяют каких-то восемьсот метров. Все имеют пропуска, подписанные одним из комендантов освобожденных районов. Это делается с одной целью - предотвратить проникновение боевиков на территорию Северной Осетии. В целом на сегодняшний день ситуация на 14-м КПП контролируемая, и осложнений, связанных с наплывом беженцев, здесь не ожидают. Основной поток вынужденных переселенцев идет через КПП "Кавказ-1".

"АД ДРУЖБЫ"

Службу на КПП "Октябрьское" несет отряд подмосковного ОМОНа, который входит в состав сводного отряда милиции. Расположились милиционеры недалеко от города Моздок, в местечке под названием "Сад дружбы".

В мирное время здесь был совхоз, где выращивали фрукты. По весне яблоневые сады, по воспоминаниям местных жителей, делали эту местность похожей на Эдем.

Война внесла свои коррективы в название этого района. С вывески, встречающей каждого проезжающего по дороге, сорвали первую букву "С". И теперь это место иначе как "адом дружбы" никто не называет.

В бывшем пионерском лагере для детей из Осетии, Ставрополья и Чечни теперь базируется сводный отряд милиции. Когда сюда пришли омоновцы, лагерь представлял собой разграбленные корпуса и замусоренную территорию. Так что, прежде чем занять помещения, пришлось своими руками отремонтировать будущие казармы. Теперь ветер не гуляет по коридорам построек, вырванные "с мясом" рамы восстановлены и укреплены, даже есть паровое отопление. Казармы, конечно, далеки от идеальных, но это лучше, чем зимовать на нарах в палатках.

Милиционеры стараются поддерживать хорошую спортивную форму, в каждом из зданий есть спортивный уголок, а на территории оборудована волейбольная площадка. В свободные от несения службы часы каждый непременно уделяет время физическим нагрузкам.

Сводный отряд российского ОМОНа прибыл в Северную Осетию в октябре этого года. Он был сформирован в основном из жителей Москвы, Московской области и Нижнего Новгорода. Многим из них не раз приходилось бывать в горячих точках Северного Кавказа. Командировка бойца ОМОНа длится два месяца, затем приезжает замена.

Более 500 человек расположились в городке "Сад дружбы". На них в основном возложено выполнение задач по зачистке освобожденных от бандформирований территорий. Также в обязанности сводного отряда входят несение службы на блокпостах, выставление секретов для охраны подступов к важным объектам (например, к дамбе на реке Терек).

Группы выезжают на 3 или 4 дня. Но все это время они не оторваны от основной базы, а имеют достаточно хорошую связь. И в случае какой-либо нештатной ситуации могут рассчитывать на своевременную подмогу.

В обязанности омоновцев входит сопровождение по территории Северной Осетии, Ставропольского края и освобожденных районов Чечни представителей президента РФ в рабочих поездках.

ЗАЧИСТКИ ПОКА

НЕРЕЗУЛЬТАТИВНЫ

Вообще говоря, подразделения отряда милиции особого назначения можно, хотя и с большой натяжкой, назвать прототипом профессиональной армии. Возраст милиционеров - в среднем около тридцати. Все они мастерски владеют любым огнестрельным и холодным оружием. Многие - мастера спорта и, естественно, имеют больше шансов уцелеть, чем

18-летний мальчишка в окопах на передовых позициях, всего-то полгода обучавшийся военно-учетной специальности.

Но ОМОН все-таки не армия, его сотрудники не участвуют в боях на передовой. Поставленные перед ними задачи выполняются только в тылу. После того как войска Министерства обороны РФ возьмут населенный пункт, милиционеры приступают к зачистке бывшей вражеской территории от бандитов и берут его под контроль.

Хотя зачисткой эти действия в нынешнюю чеченскую кампанию назвать трудно. Потому как, войдя в село, нужно совершать обход домов обязательно вместе с сотрудниками местной милиции, зачастую не заинтересованными в выявлении бандитов. Ко всему прочему, если двери закрыты на замок и никто не открывает, ломать их и врываться внутрь омоновцы не имеют права.

Командирам отрядов ОМОНа, да и бойцам тоже непонятно, зачем нужно совершать подобные обходы. Из-за запрета на тотальную проверку населения складывается двусмысленная ситуация - село зачистили, а бандиты остались непойманными. Выявлять их предполагается посредством патрулирования улиц и проверки документов, а тех, кто вызывает подозрение, передают в местное отделение милиции для установления личности.

Еще один факт для размышления. Отправляя личный состав ОМОНа в Северную Осетию, милиционерам выдали штатное "отстрелянное" оружие, каждый ствол которого внесен в компьютерную картотеку. Из-за этого, если ночью, случается, нападение на блокпост, милиционеры иногда не решаются открывать ответный огнь, а ждут, пока боевики сами отойдут. Ведь на следующий день после перестрелки местные власти могут обвинить их в убийстве "мирного" жителя. А по пуле с помощью картотеки отследить личный номер оружия и за кем оно числится можно легко. Вот и приходится делать выбор - или не защищать себя и не открывать ответный огонь, или угодить за решетку.

В ОКОПАХ

БОЛЬШЕ БОЛЬНЫХ,

ЧЕМ РАНЕНЫХ

Западная и северная группировки федеральных сил на Северном Кавказе доставляют раненых и больных в военный госпиталь, который находится на окраине Моздока. Ежедневно в это лечебное учреждение поступает в среднем 30-35 человек как с передовой, так и из тыла.

Раненых с позиций боевых действий доставляют в считанное время вертолетами, за их жизнь борются здесь высококлассные специалисты. Люди в белых халатах случается по нескольку суток кряду не отходят от операционного стола, стараясь сделать все возможное, чтобы спасти жизнь.

С начала второй чеченской кампании этот военный госпиталь уже принял больше тысячи человек. Тяжело раненных, которым требуются сложные операции и длительный срок реабилитации, после оказания первой необходимой помощи направляют в Ростов, Ставрополь, Волгоград или Черкесск. Единицы отправляются долечиваться в Самару или в Москву. Персонал госпиталя составляет немногим более 200 человек. Работы между тем у них невпроворот.

По словам начальника госпиталя полковника медицинской службы Владимира Сухомлинова, огнестрельных ранений по сравнению с первой чеченской войной стало меньше. В основном с передовой доставляют солдат, раненных осколками снарядов и мин. Большая же часть пациентов получила различные травмы в результате несчастных случаев при обслуживании военной техники.

Выздоравливающие в моздокском госпитале подтверждают заверения высшего командования федеральных сил, что солдат перестали бросать в атаки грудью на пулеметные амбразуры. Перед наступлением наших войск авиация и артиллерия проводят массированные обстрелы противника. Только после этого пехота продвигается вперед.

К сожалению, врачи в ближайшее время ожидают большего количества пострадавших в боях, основываясь на том, что авиация уже сейчас иногда не участвует в боевых заданиях из-за знаменитых в этой местности осенне-зимних туманов.

Беспокойство у медицинских работников также вызывает и другой факт. Из 276 человек, находящихся на излечении, на сегодняшний день почти три четверти приходится на пациентов, болеющих инфекционными и простудными заболеваниями. Дизентерия, гепатит, бронхит, пневмония часто значатся у солдат в графе о диагнозе. Это дает яркое представление об условиях на передовой. Хоть и говорят, что организм в стрессовых ситуациях мобилизует все силы на свою защиту, но практика почему-то показывает обратное.

Впрочем, и в тылу никто из солдат не застрахован от простуды. Повышенная влажность и минусовая температура ночью делают свое черное дело. Например, рядовые Вячеслав Сайтаев и Андрей Леонтьев, служащие полгода, простудились, когда стояли в карауле на охране аэродрома. Простуда перешла в воспаление легких.

На первый взгляд, кажется смешным говорить о комфорте на передовой. Но в то же время солдат, который кашляет и задыхается после небольшой пробежки, в первой же атаке будет ранен или убит. Непонятно также, к чему бойцам на передовой бриться. В антисанитарных условиях солдаты Министерства обороны подхватывают различные стафилококковые инфекции. К слову сказать, подразделения МВД, выезжающие на боевые задания на неделю, только по возвращении приводят свой внешний вид в порядок.

Здоровье бойцов во многом зависит от бытового обеспечения. Например, военнослужащие внутренних войск, которые, как правило, в боях не участвуют, а несут патрульно-постовую службу, имеют в своем распоряжении печки-"буржуйки", а также легкие и компактные спальные мешки. Солдаты Министерства обороны о таких благах только мечтают.

ГУМАНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ ПОСТУПАЕТ ОТОВСЮДУ

На снабжение медицинскими препаратами начмеду госпиталя подполковнику Мурату Беликову жаловаться пока не приходится. Это в прошлую кампанию бывали накладки с обеспечением лекарствами. А сейчас помогают все - как Северо-Кавказский военный округ, так и Москва. Порой выручает и гуманитарная помощь.

С питанием выздоравливающих военнослужащих проблем тоже нет. В рацион питания раненых входят молочные продукты, соки, фрукты. Сравнивать с тем, что было в прошлом, не приходится.

Продукты, помимо положенных, безвозмездно прибывают из Ставропольского края. Местные жители из Северной Осетии тоже не остаются в стороне. От населения окрестных сел Киевского и Новосухотского постоянно привозят гуманитарную помощь - не только питание, но и постельное белье, сигареты и другое.

В оборудование моздокского военного госпиталя посильный вклад внес начальник кисловодского санатория МО полковник медицинской службы Валерий Гвазава. После его содействия расширенное при мобилизации лечебное заведение удалось укомплектовать мебелью и медицинским оборудованием.

Не остается в стороне и нынешний командующий генштабом Анатолий Квашнин. Он в свое время был командующим Северо-Кавказским округом и с тех пор помнит об этом медицинском учреждении. При каждом посещении моздокского госпиталя интересуется проблемами и помогает решить насущные вопросы.

Трудности, естественно, существуют. Военный госпиталь в Моздоке начали строить еще в 1995 г. Успели возвести только четырехэтажный лечебный корпус и пищеблок. Но на сегодняшний день необходимо построить еще два здания. В итоге на территории лечебного заведения пришлось развернуть четыре палатки, в которых разместили легко раненных. В этих временных палатах койки стоят в два яруса, так что мест пока хватает.

Есть надежда, что до 1 декабря все-таки будет построен один сборно-щитовой корпус госпиталя, который поможет в решении этой проблемы.

Моздок-Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Лукашенко научит Россию регулированию цен

Лукашенко научит Россию регулированию цен

Михаил Сергеев

Евразийский банк развития обещает Белоруссии новое инфляционное давление

0
737
Пенсионеры спасут белорусскую промышленность

Пенсионеры спасут белорусскую промышленность

Дмитрий Тараторин

Лукашенко осознал дефицит рабочих рук и велел принять действенные меры

0
874
Вклады россиян в банках не живут даже несколько лет

Вклады россиян в банках не живут даже несколько лет

Анастасия Башкатова

Центробанк и Минфин заочно поспорили – из чего формировать источники длинных денег для экономики

0
1167
Иностранцев будут активнее учить российским традициям

Иностранцев будут активнее учить российским традициям

Екатерина Трифонова

Работа по интеграции и адаптации мигрантов пока остается на региональном уровне

0
792

Другие новости