-Александр Николаевич, как охраняется граница, каковы условия, в которых служат ваши подчиненные?
- Как мы охраняем границу - это наш секрет. Что касается общей ситуации, то мы несем службу на "новых" государственных границах прибалтийского направления в составе Северо-Западного регионального управления ФПС России. Протяженность рубежей, находящихся под нашим контролем, около 600 км. Основная часть границы - 518 км - приходится на Псковскую область, остальная - на Ленинградскую.
С Латвией граница составляет 273 км, остальная ее часть граничит с Эстонией, куда входит и озерный рубеж. У нас имеются погранзаставы, отделения погранконтроля, отдельная бригада пограничных сторожевых кораблей и катеров. В общем, силы и средства имеются, опыта работы хватает, а взаимодействие с коллегами из приграничных стран отработано.
- Обустроена ли линия границы, которая возникла фактически с нуля в 1992 году?
- Тут проблемы есть, особенно в пограничной инфраструктуре. Во-первых, как известно, нет правового "закрепления" государственной границы. Подготовительный этап прошел, все документы отработаны и согласованы, но нет политического решения. Если оно будет сегодня, мы уже завтра приступим к процессу демаркации. Хотя мы в одностороннем порядке в 1994 году со своей стороны границу с Эстонией обозначили, поставили столбы и прорубили 20-метровые просеки. Но на российско-латвийском участке такую работу не проводили.
Во-вторых, желает лучшего обустроенность наших подразделений, непосредственно границу охраняющих. И, конечно же, требуют значительных финансовых и материальных вложений подразделения обслуживания. В-третьих, больным вопросом является воспитание у граждан приграничных районов осознания понятия "линия государственной границы". Но тут, судя по всему, нам работать еще годы и годы. В-четвертых, большие сложности с созданием систем управления и связи - нужны солидные средства.
Наконец, в-пятых, на погранзаставах и в иных подразделениях - некомплект как солдат срочной службы, так и контрактников. Мы же дислоцируемся далеко от цивилизации, где жилье для контрактников, как правило, отсутствует. Заставы вообще зачастую стоят рядом с явно неперспективными селами, хуторами и далеко от районных центров. Понятно, что это отпугивает людей.
- Недавно с наших столбов, установленных на границе с Эстонией, хулиганы-соседи сняли двуглавых орлов. Наши хулиганы, как я понимаю, даже отомстить не могут, так как Эстония границу не обустроила?
- Действительно, каких-либо пограничных знаков со стороны Эстонии и Латвии не установлено. Но обустройством своей границы и созданием соответствующей инфраструктуры они занимаются. Главным образом это международные автомобильные пункты пропуска, пункты упрощеного пересечения границы, отдельные инженерные сооружения - наблюдательные вышки, радиолокационные станции (особенно в Эстонии)┘ Без этого охранять границу нельзя, и наши соседи прекрасно это понимают.
- Кстати, об упрощенном переходе. Как я понимаю, Латвия заявила о прекращении действия соответствующего соглашения.
- Латвийская Республика приняла решение о денонсации временного соглашения от 1994 года "Об упрощенном порядке пересечения границы" с 1 октября 2000 года, предложив новый пакет документов по решению проблемы. Насколько мне известно, оптимальные варианты в связи с этим сегодня ищет МИД страны. Надо заметить, что и Эстония собирается ломать сложившуюся систему, они взяли обязательство перед ЕС сделать это до нового года. Мотивация у обеих республик одна - стремление в ЕС и НАТО, которые жестко ставят вопросы наведения порядка на восточной границе.
- И по кому больнее ударит отмена "упрощеного порядка"?
- По жителям Латвии и Эстонии. Соотношение имеющих право на упрощенный переход с российской стороны и с эстонской и литовской сторон составляет один к пяти.
Псков