0
748
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

27.10.2000 00:00:00

История одной сделки

Тэги: Росвооружение, Клебанов, Индия


На прошлой неделе компания "Авиаэкспорт" начала отправку в Индию первых вертолетов Ми-17-1В, контракт на поставку которых был заключен 26 мая этого года. Сделка предусматривает передачу Индии сорока винтокрылых машин на общую сумму 170 млн. долл. Впоследствии ФГУП "Промэкспорт" должен поставить оборудование и вооружение для трансформации транспортных машин в десантно-штурмовую версию. На первый взгляд, успешно реализуется ординарный контракт средних размеров со страной - давним и надежным партнером России по военно-техническому сотрудничеству (ВТС). Между тем, именно эта среднестатистическая сделка может служить отличным примером особенностей функционирования системы ВТС России с зарубежными государствами в современных политических условиях.

ИСТОРИЯ

Летом 1999 г. индийская армия вела тяжелые бои в гималайском высокогорье с кашмирскими сепаратистами и поддержавшими их частями регулярных вооруженных сил Пакистана (каргильский инцидент). В ходе боевых действий хорошо зарекомендовали себя вертолеты Ми-17 российского производства, которые выполняли не только основной объем задач, связанных с транспортировкой личного состава, вооружения, боеприпасов и военного оборудования, но и оказывали огневую поддержку наземным войскам. По итогам каргильского вооруженного инцидента Индия приняла решение о закупке новой крупной партии вертолетов Ми-17. В декабре 1999 г. в ФГУП "Росвооружение" поступила заявка министерства обороны Индии, которая в соответствии с существующими нормами была передана в Министерство торговли. Уже через десять дней Минторг закрепляет проработку обращения за ФГУП "Росвооружение". В ходе переговоров стороны согласовали финансовые условия контракта. За сорок вертолетов Индия согласилась заплатить 230 млн. долл.

Однако в этот момент на сцене появляется новый игрок - внешнеэкономическое объединение "Авиаэкспорт", которое направляет вице-премьеру Илье Клебанову письмо с просьбой передать проработку контракта этому акционерному обществу. Никаких внятных аргументов в пользу работы именно по линии "Авиаэкспорта" в послании не приводится. Более того, компания не имеет права поставлять за рубеж военную технику. Тем не менее заместитель председателя правительства накладывает на письмо положительную резолюцию. Поскольку Индии нужны военные машины, Илья Клебанов разбивает сделку на два контракта. "Авиаэкспорт" должен поставить общегражданские вертолеты, а затем ФГУП "Российские технологии" переоборудует их в боевые. Начинается новый раунд переговоров, в ходе которых новые российские контрагенты соглашаются на снижение стоимости контракта до 170 млн. долл. Наконец 26 мая "Авиаэкспорт" и министерство обороны Индии подписывают соглашение. Участником второго контракта по переоборудованию вертолетов в боевую версию становится вместо ликвидированных "Российских технологий" ФГУП "Промэкспорт".

"СЕРАЯ" СХЕМА

Особый интерес во всей этой истории представляет двухступенчатая схема реализации контракта. Транспортные вертолеты представляют собой продукцию двойного назначения, которая может использоваться как в военных, так и гражданских целях. Доводка гражданского варианта до уровня боевого стоит недорого и не представляет особой технической трудности. Поэтому в начале 90-х годов в России появилась простая схема поставок гражданских вертолетов в политически или коммерчески чувствительные регионы, где эти машины затем переоборудовались с помощью восточноевропейских и украинских специалистов в боевые. Тот же "Авиаэкспорт" продал десять вертолетов в Пакистан, от военно-технического сотрудничества с которым Россия в принципе воздерживается из-за опасений потерять индийский рынок. Однако передача гражданских вертолетов не вызвала каких-либо демаршей или санкций с индийской стороны. Казалось бы, следует активно использовать двухэтапную схему для проникновения на чувствительные рынки на Ближнем Востоке и в Латинской Америке, где появление эмиссаров "Росвооружения" немедленно вызывает ответную реакцию Израиля и США. Но ее применение в Индии не имеет никакого общегосударственного политического или коммерческого смысла. Отсутствие общенациональных мотивов для реанимации технологии "серого экспорта" может означать только одно - наличие частной или корпоративной заинтересованности, причем речь совсем не обязательно идет о вульгарной коррупции.

ЗА КУЛИСАМИ

История с передачей индийской вертолетной заявки "Авиаэкспорту" показывает, что в системе ВТС параллельно развиваются как минимум два конфликта. Первый и очевидный - институциональная конкуренция между госпосредниками по экспорту вооружений, которые на сегодня работают по одной номенклатуре изделий на одних и тех же рынках. Результатом этой конкуренции становится в лучшем случае снижение контрактной стоимости продаваемых изделий, а в худшем - срыв контрактов. Причем "Росвооружение", которое традиционно ориентируется на поддержание монопольно высокой цены, оказывается в худшем положении по сравнению с "Промэкспортом" с его более низкими ценами. За последние десять месяцев было отмечено еще как минимум три случая, когда "Промэкспорт" вмешивался в переговорный процесс "Росвооружения" с одной из стран Латинской Америки и двумя государствами Ближнего Востока, направляя заказчикам более дешевые предложения.

Сложившееся положение может быть исправлено либо путем уточнения полномочий госпосредников, либо (сугубо теоретически) за счет бескорыстной и компетентной работы вышестоящих федеральных органов. Второе, впрочем, практически нереально, так как соответствующие бюрократические структуры не являются бесстрастными наблюдателями, а непосредственно вовлечены в конфликт посредников на той или иной стороне. Симтоматично, что вице-премьер Илья Клебанов собственноручно занимается перераспределением уже закрепленных заявок инозаказчиков, при этом не только нарушая существующие положения о порядке предконтрактной работы, но и порой дезавуируя указания председателя правительства. Интерес вице-премьера к торговле вооружениями был бы понятен, если бы в стране была успешно проведена реструктуризация оборонно-промышленного комплекса, погашены долги государства по госзаказу, армия ликвидировала пятнадцати-двадцатилетнее военно-техническое отставание от ведущих стран мира. Ничего этого нет, но высокий чиновник находит время на работу, которая входит в круг обязанностей одного из заместителей начальника департамента Минпромнауки.

Ситуация кажется тупиковой, ведь если в других областях национально-государственного строительства проблема не всегда компетентной российской бюрократии гипотетически может быть решена путем сокращения госрегулирования, то в области ВТС отказ от государственного контроля невозможен.

Второй уровень конфликта связан с процессом частичной смены политической и бизнес-элиты, который активизировался после отставки президента Ельцина. Исторически сложилось так, что сегодняшнее руководство "Росвооружения" причисляется к группе, которую некоторые аналитики и журналисты называют "старокремлевской" или "семьей". По другую сторону аппаратной баррикады - Илья Клебанов и Сергей Чемезов, которые эксплуатируют петербургское и немецкое прошлое Владимира Путина для позиционирования в качестве новейшего ближайшего окружения. Именно этим противостоянием псевдостарой и псевдоновой элит объясняется политическая и аппаратная маргинализация "Росвооружения" и активная игра Ильи Клебанова на стороне "Промэкспорта".

Нормальный процесс замены элитных групп с неизбежностью привносит издержки дезорганизации и внутреннего конфликта. Ведь прежняя элита успела аккумулировать определенный запас профессионализма и ресурсов, которые позволяют ей действовать не только в персональных интересах, но и в интересах будущего страны. Более того, подавляющая часть "старокремлевской" группы не имеет другого выхода, кроме как играть на повышение капитализации страны. Новейшей элите потребуется на все это еще три-четыре года. В случае с индийским контрактом издержки переходного периода составили 50 млн. долл., весь же процесс окажется, естественно, несколько дороже. В сущности, водораздел проходит по линии "компетентность - лояльность". Год назад именно этот выбор между профессионализмом и лояльностью делал в своей кадровой политике в "Промэкспорте" Сергей Чемезов. Тогда фаворитом стала лояльность.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
755
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
880
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1238
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
985

Другие новости