0
913
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

22.12.2000 00:00:00

По российской квоте

Игорь Плугатарёв
Обозреватель «Независимого военного обозрения»

Об авторе: Игорь Витальевич Плугатарев - полковник.

Тэги: Кулаков, финансы, перспектива


С каждым годом министерства и ведомства Российской Федерации, реализуя программы межвузовских обменов, расширяют подготовку специалистов за рубежом. Не остаются в стороне и силовые структуры, которые, начиная с 1992 г., регулярно направляют своих представителей для обучения в зарубежных учебных заведениях. Какие знания и каким путем обретают там наши военные?

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

Европейский центр исследований им. Дж. Маршалла расположен в Южной Баварии в 85 км от Мюнхена. Отсчет своей истории ведет с 5 нюня 1993 г., когда министры обороны США н России, торжественно открывая Центр, провозгласили одной из основополагающих его целей развитие военного сотрудничества в области подготовки военных кадров. С тех пор уже несколько десятков россиян в погонах получили дипломы Центра. Не так давно его с отличием окончил полковник Федеральной пограничной службы РФ Андрей Кулаков.

Несколько слов о самом Центре. Заведение это американо-немецкое. Имя Джорджа Маршалла оно носит не случайно. Незаурядный американский военачальник и политик, по словам Уинстона Черчилля, был "настоящим архитектором победы" на западноевропейском театре войны. В настоящее время Центр призван содействовать странам Центральной и Восточной Европы, а также Содружеству Независимых Государств в создании у них оборонных институтов, совместимых с демократическими процессами, рыночной экономикой и гражданским контролем над армией.

Российские офицеры проходят обучение на факультете исследований в области обороны и безопасности, который предназначен для подготовки гражданских и военных лиц руководящего состава. В каждом наборе (а всего их два) было представлено по 86 слушателей примерно из тридцати стран. Квота России составляла 6 человек.

Преподавательский состав Центра - ученые со степенью не ниже доктора наук - из престижных университетов и военных академий США, Германии, Великобритании и других стран. Преподавание ведется на русском, английском и немецком языках.

ЧЕМУ УЧАТ

Цель учебной программы курса состоит в изучении и практической разработке концепции национальной безопасности применительно к демократическим странам.

Изложение учебного материала осуществляется в корректной форме, без попыток идеологического давления и "промывания мозгов". Практикуется широкое обсуждение каждой темы, приветствуется высказывание различных взглядов и точек зрения... Кулаков отмечает, что, например, преподаватели из-за океана отнюдь не превозносили американский образ жизни как идеал. Напротив, подчеркивали, что демократическая система еще довольно несовершенна (хотя ничего лучшего человечество пока не изобрело). Потом. демократия стоит очень дорого (но ее отсутствие обходится еще дороже). Наконец, слушателям говорили, что если у кого-то есть идеи по улучшению демократической системы, то их надо смелее выдвигать; в Центре готовы их не только обсудить, но и предпринять усилия для реализации.

Проводилась "деловая игра" по разработке концепции национальной безопасности применительно к условиям учебного задания. Учебная группа делилась на два "правительственных" коллектива, в которых преподавателями были назначены премьер-министр, министры иностранных дел, финансов, обороны, начальник генерального штаба, а также лидеры парламентского большинства и парламентской оппозиции. Каждой команде на основе определенных методик следовало провести анализ геополитической обстановки, определить государственные интересы, угрозы и риски национальной безопасности, а затем разработать и саму концепцию национальной безопасности "своей" страны. Подобная работа, по словам Кулакова, требует большого интеллектуального напряжения. После завершения учебы полученные знания могут быть использованы в различных областях деятельности - политической, дипломатической, военной, экономической и др.

Учебные темы второго семестра непосредственно затрагивали современные проблемы безопасности в Европе, и вот на этих занятиях разгорались острые дискуссии. Кулакову запомнилась одна из них - о проблеме расширения НАТО. Западный подход здесь в общем-то известен. Расширение (чаще употреблялся термин "открытость") альянса не имеет определенной геополитической направленности, а приглашение к вступлению, скажем, Чехии, Венгрии и Польши было чисто случайным шагом, вместо них-де могли оказаться и другие страны. Открытие же Организации Североатлантического договора для вступления в нее новых членов является частью согласованных усилий по укреплению стабильности и безопасности в Европе и обеспечению более совершенной архитектуры Евроатлантической безопасности.

С данным подходом российская делегация согласиться не могла. Возникали вполне естественные вопросы. В связи с чем становым хребтом новой структуры европейской безопасности должен стать именно военно-политический альянс? Почему блок НАТО не расширялся во времена "холодной войны", а делает это после ее окончания? С какой целью это расширение происходит именно на Восток, а не по другим направлениям? Россияне задавали подобные вопросы как в самом Центре, так и в Штаб-квартире НАТО в Брюсселе. Увы, убедительных ответов они не услышали.

КАК УЧАТ

К сильным сторонам деятельности Центра, несомненно, следует отнести использование самых разнообразных форм и методов учебно-воспитательной работы. Так, в начале курса каждому слушателю выдаются в безвозмездное пользование с правом вывоза (за счет Центра) материалы для обязательного чтения по тематике всего учебного курса. В дополнение любой слушатель может опять же на безвозмездной основе ксерокопировать для себя 1000 страниц той литературы, которая ему нужна, для учебы и профессиональной деятельности.

Для чтения лекций приглашаются как бывшие, так и действующие гражданские и военные руководители высокого ранга. Среди них известные ученые, военные и политики, сенаторы, послы, ректоры вузов.

Весьма практикуется проведение лекции в форме дискуссии двух лекторов - представителей противоположных мнений. А практические занятия во многом рассматриваются как "полигон идей".

Еженедельно осуществляется анкетирование, в ходе которого изучается мнение слушателей о качестве прочитанных лекций, проведенных семинаров, факультативов, использованной литературы.

Кстати, фонды библиотеки Центра только на русском языке насчитывают около 200 тыс. книг, а также включают периодические издания, официальные документы, специальные доклады, серийные выпуски, микрофильмы, видеозаписи и пластинки на различных языках. По системе компьютерной связи библиотека подключена к каталогам основных федеральных библиотек и библиотек министерства обороны США (Вест-Пойнт, Аннаполис и др.), к объединенному каталогу библиотек Европейского командования ВС США. Можно также входить в каталоги Баварской государственной библиотеки в Мюнхене и библиотек университетов бундесвера. Помимо этого библиотека получает газеты и журналы из стран СНГ, выписывает все открытые российские военно-научные издания. А в стиле деятельности сотрудников используются нестандартные формы работы с читателями. Например, приятно во время очередного визита за книгами неожиданно получить приз (кружку-сувенир с библиотечной символикой), как самому активному читателю за прошедший месяц.

ЗОНТИК ДЛЯ СЛУШАТЕЛЯ

Каждый обучающийся в Центре проживает в отдельном неплохо меблированном номере с персональным компьютером, подключенным к системе Интернет, сейфом, телевизором и видеомагнитофоном, микроволновой печью. Впрочем, продуманы и все мельчайшие детали быта, вплоть до наличия утюга, гладильной доски, будильника и даже зонтика В помещении общежития имеются стиральные и сушильные машины.

Питались слушатели в кафетерии совместно с военнослужащими армии США. Причем учитывается кухня различных стран и регионов мира.

Всем обучаемым было предоставлено право пользоваться предприятиями торговли и бытового обслуживания армии США, что позволяло по более низким ценам, чем в немецких магазинах, приобретать продукты питания, туалетные принадлежности и вещи для личного потребления.

В распоряжении слушателей был прекрасно оборудованный спортивный комплекс с сауной. Помимо этого местные бизнесмены учредили здесь Общество друзей Центра, которое организовывало для всех различные культпоходы, приемы с участием мэра города, предоставляло билеты на культурные и спортивные мероприятия.

Таким образом, подчеркивает Кулаков, высокий уровень решения бытовых проблем позволяет экономить время, сосредоточиваться исключительно на учебе.

Необходимо ли российскому офицеру учиться на Западе?

Этот вопрос вольно или невольно возникает по возвращении в Россию. Сомнения вполне объяснимы. Десятилетия конфронтации и соперничества с Западом и вдруг - не просто отдельные контакты, а сотрудничество в таком щекотливом деле, как подготовка военных кадров. Пусть в ограниченном их количестве, но все же...

Сам Андрей Кулаков вынес после 19 недель учебы такое мнение:

- Учиться на Западе стоит! Относительно Центра Маршалла могу обосновать несколько позиций.

Во-первых, обучение в Центре не только добротное и профессиональное, но и бесплатное. Американской стороной оплачивается 88%, а немецкой - 12% всех расходов на деятельность учреждения. Согласимся, возможность бесплатного обучения, да еще и в престижном европейском учебном заведении явление по нынешним временам довольно редкое. Стоит ли игнорировать этот фактор?

Во-вторых, предоставлена возможность учебной специализации по вопросам, которые в нашей стране в достаточной мере не изучены, а именно - "Разработка национальной безопасности", "Управление процессами стратегических изменений", "Армия и средства массовой информации" и пр.

В-третьих, материалы, которыми обеспечивает Центр слушателя, можно с выгодой использовать как в процессе преподавания гуманитарных и социально-экономических дисциплин в военных вузах России, так и при проведении военно-научных исследований по соответствующим проблемам.

Наконец, это возможность проведения сравнительного анализа западноевропейской и российской моделей учебной деятельности, что позволяет внести соответствующие коррективы в обучение.

Здесь следует заметить, что менее чем через год по возвращении из зарубежной командировки полковник Кулаков защитил докторскую диссертацию на весьма актуальную по нынешним временам тему.

Полковник Кулаков подчеркивает, что есть и другая сторона проблемы обучения наших военных кадров на Западе. Ситуация здесь не должна напоминать улицу с односторонним движением. Российским силовым ведомствам также следует организовывать формы обучения по подготовке военных специалистов различного уровня. И не только для офицеров из стран СНГ, но и для Европы, США, Канады. Соответствующий интеллектуальный потенциал для этого имеется. Дело, как водится, за "малым" - финансовой стороной вопроса. И получается, что взаимность с российской стороны возможна здесь лишь в отдаленной перспективе. А жаль.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
258
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
432
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
314
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
185

Другие новости