0
652
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

26.01.2001 00:00:00

Там, за бурным пянджем

Дмитрий Грызунов

Об авторе: Дмитрий Грызунов, лейтенант, редактор газеты 201-й дивизии Душанбе

Тэги: Мясников, Куляб, погранотряда, бой, командир


Оставля за собой облако пыли, армейский КамАЗ упорно продвигается к афганской границе. Последний кишлак остался позади, и теперь, куда ни глянь, одни лишь горы. Вершины, подпирая одна другую, тянутся к небу. Только Пяндж своим бурливым потоком нарушает извечный покой этих серых великанов.

- Видишь на том берегу людей? Кто их разберет, чем они занимаются? Сейчас, может быть, моют золото, а ночью пойдут к нам.

Слова нашего сопровождающего выводят меня из задумчивости. Здесь, в трехстах метрах от Афганистана, в понятие "тот" или "этот" берег вкладывается особый смысл. За рекой начинается другой мир. Мир нескончаемой войны и хаоса. На противоположной стороне действительно около десятка человек что-то старательно делают возле речки. Бинокль увеличивает их, но ровно настолько, чтобы разобрать лишь одежду.

Преодолев последний подъем, мы, наконец, выходим к позициям ротно-тактической группы мотострелкового полка, дислоцированного в Кулябе. Это подразделение выполняет задачи по поддержке одной из погранзастав Московского погранотряда. Врытая в землю бронетехника, выносные огневые позиции, постоянное наблюдение за афганской территорией показывают, насколько серьезно здесь оценивают обстановку.

- Наша основная цель, - говорит командир подразделения майор Евгений Мясников, - не допустить проход вооруженных группировок из Афганистана, а также огневая поддержка пограничников. Решение об усилении границы возникло не случайно. Наверняка многие помнят трагическую участь 12-й погранзаставы. Тогда в неравном бою пограничники сдержали натиск бандитов, но заплатили тяжелую цену. Поэтому уже семь лет части дивизии каждые два месяца отправляют на "передовую" солдат и офицеров, они обеспечивают надежный заслон наркокурьерам и нарушителям.

Воины, которые служат здесь, вызывают особое уважение. Пробыть два месяца на границе, во врытом в землю палаточном городке, где летом температура поднимается выше 50 градусов, а иссохшая земля превращается в красную вездесущую пыль, - в таких условиях заниматься боевой подготовкой, вести наблюдение и всегда быть готовым выполнить команду "К бою" не каждому под силу. Вопрос "Что они здесь защищают?" не вызывает у них замешательства. Конечно, Россию. Каждый из них понимает: "Если уйдем из Таджикистана мы, придут другие". Те, которые, прикрываясь исламом, творят насилие и разбой, отравляют жизнь наркотиками.

Вместе с командиром взбираемся на один из выносных постов. Усталость пригибает к земле, сердце готово выскочить из груди, каждый шаг дается все труднее.

- Это еще не самый высокий участок, - сквозь звон в ушах слышу слова Евгения. - Посмотри вон на ту возвышенность, - его рука указала на высоченный гребень, почти отвесно возвышающийся над нами.

- По нормативу на него нужно забраться за сорок минут, мои бойцы в полной экипировке делают это в течение получаса.

С каждым метром открываются все новые горизонты. Вот уже кишлак, расположенный "за речкой", виден как на ладони. Из труб глинобитных приземистых домов-кибиток вьется дым, единственное свидетельство жизни. Но это относительное спокойствие может внезапно нарушиться. Бои между Северным альянсом и движением "Талибан" идут уже практически на границе Содружества, и, к сожалению, стало фактом, что талибы установили контроль над многокилометровыми участками своей стороны Пянджа. И в скором времени будет известно, испугает ли их гордо развевающийся российский флаг.

Но даже без пресловутых "талибов" пограничникам и военным работы хватает. Рвущиеся в страну наркокурьеры не дают расслабиться ни на минуту. Всю границу перекрыть невозможно, что создает опасность удара с тыла и прорыва боевиков через отдельные участки. Так было в 1994 г., когда пограничники потеряли трех человек. Поэтому у подчиненных майора Мясникова не бывает учебных тревог. Звучит сигнал, и вся группа занимает круговую оборону.

...Пришло время уезжать. Еще раз окинул взглядом окопы, "модуль", посмотрел на лица ребят. Через месяц они уедут. Начнут заниматься плановой боевой подготовкой, стрелять на полигонах, ходить строем в столовую. Затем у них закончится контракт, и многие из них окажутся за тысячи километров от Таджикистана. На их месте будут другие парни. Но и тех, кто уже в России, и тех, кто сейчас стоит на берегу Пянджа, вечно будет объединять граница. Граница, которая, помимо ландшафта, оставила след в их сердцах.

Душанбе


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
1043
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1686
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1529
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2879

Другие новости