0
1137
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

27.07.2001 00:00:00

Карта для полководца

Владимир Рощупкин

Об авторе: Владимир Тимофеевич Рощупкин - журналист, заслуженный работник культуры РФ, полковник.

Тэги: картография, комплекс, поезд


Часть, которой командует подполковник Владимир Лисенков, уникальна. В ней нет привычных стационарных казарм и парка боевых машин. Хотя cуперсовременной техники здесь хватит на несколько соединений. Главная же особенность этого воинского формирования в том, что все оно - на колесах. Железнодорожных┘

ПОКА НА ЗАПАСНОМ ПУТИ

Это - поезд особого назначения. Сделанные на заказ вагоны внешне напоминают обычные. Но внутри размещено уникальное оборудование, которое используется в интересах как высшего военного командования, так и непосредственно в интересах боевых, специальных и разведывательных частей и подразделений. Речь идет о спецтехнике для производства картографических и картоиздательских работ, выпуске разного рода информационных материалов, столь необходимых при планировании и ведении боевых операций. Образно говоря, это целая картографическая фабрика на колесах. А сам поезд называется ВКП-01, или в обиходе - "ноль первый".

Открою еще одну военную тайну. Такого поезда нет ни в одной стране мира, ни в одной армии. Потому что само создание и функционирование "ноль первого" обусловлено геополитическими особенностями нашей страны. Таких пространств, таких протяженных границ в других государствах нет, и поэтому задачи, решаемые спецпоездом, там выполняют грузовые автомобили большой грузоподъемности.

Необходимость создания военно-картографического железнодорожного комплекса обусловлена также новыми особенностями управления войсками вследствие изменившихся форм и способов боевых действий, их скоротечности и маневренности. Поэтому ВКП-01 может принимать информацию со спутников, от полевых топогеодезических отрядов, разведподразделений.

Впервые подобный поезд появился в нашей стране в 1942 г. Так что не за горами 60-летний юбилей этой единственной в своем роде воинской части. План ее создания разработал военинженер 1 ранга Зиновий Кравчинский, он же стал первым командиром в/ч. В июне 42-го завод имени Войтовича в Москве приступил к выполнению особого задания - строительству специального поезда из шести вагонов. В документах он значился как поезд-литография Военно-топографической службы Красной Армии и до конца Великой Отечественной прошел по железным дорогам СССР, а затем - Польши, Германии, Чехословакии, Австрии, выпустив 3 801 576 экземпляров карт и боевых графических документов.

ВКП-01 веден в строй пять лет назад, в 1996 г. Сегодня он, обнесенный высокой железобетонной стеной, находится на одном из московских вокзалов. Но далеко не все железнодорожные служащие знают о его назначении, не каждый покажет к нему дорогу. И хотя состав размещен на запасном пути, он всегда, как говорится, под парами - готов отправиться в дальний путь. Так что если на Западе мобильные картографические комплексы (на шасси большегрузных автомобилей) работают только в стационарных условиях, то наш российский поезд все задачи может выполнять в походном варианте. То есть во время выдвижения в район боевых действий или крупных учений. Надо ли говорить, как это важно, особенно в условиях локальных конфликтов.

Причем выпускать картографическую и иную печатную продукцию в интересах высшего и оперативно-тактического командования персонал может при движении состава на скорости до 120 км/час. Такой режим работы технологического оборудования обеспечивается нестандартной конструкцией вагонных тележек. Их особенность - двойное рессорное подвешивание люлечного типа и буксы на подшипниках качения, с гидравлическими гасителями колебаний. Мягкости и бесшумности хода этого военного поезда могли бы позавидовать пассажиры лучших экспрессов мира. Его персонал, получая информацию из разных источников - от наземных до воздушных и даже космических - венчает труд сотен людей из различных ведомств и служб.

А теперь об оснащении "ноль первого". Офсетные печатные машины, фоторепродукционные аппараты, не имеющие аналогов в СНГ фотоаппараты с высокой разрешающей способностью, картографический проектор, фоторепродукционное оборудование, электрофотографические и автоматизированные копировальные приборы, фотограмметрические станции с суперсовременным программным обеспечением. Все это, конечно, сегодня даже отдаленно не напоминает скромную технику фронтового поезда-литографии. С высокой точностью аппаратура поезда позволяет производить самые сложные картографические работы. Размещена аппаратура в 13 технологических вагонах. Всего же в поезде их 20. Из них 7 спецвагонов - административно-хозяйственные: штаб, казармы, электростанции. И даже вагон-клуб!

Чтобы можно было представить технические возможности "ноль первого", назовем несколько цифр. В сутки специалисты поезда могут (при двухсменной работе) выпустить более 300 тыс. экземпляров карт, фотодокументов, разнообразной цветной графической продукции. По крайней мере суточная фронтовая потребность в картах, по подсчетам специалистов, может быть реализована без проблем. При этом предусмотрена возможность технической модернизации поезда, его оборудования и наращивание объема продукции без увеличения количества спецвагонов.

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ

Понятно, что такие уникальные изделия российской промышленности, как военно-картографический поезд, рассчитаны не на один год. "Ноль первый" проектировался и создавался с учетом перспективных потребностей не только армии, но и других силовых структур. Он, например, может успешно решать задачи в интересах Федеральной пограничной службы, в частности при демаркации границ. А они, как известно, в последнее десятилетие существенным образом изменились. Сам же процесс демаркации и делимитации государственных рубежей весьма трудоемок и требует большого количества точных крупномасштабных карт местности.

Кстати, фронтовой предшественник "ноль первого" уже после войны выполнял задачу государственной и военно-политической значимости - по уточнению госграницы и ее топогеодезическому обеспечению. В поезде я видел большую карту страны с четко очерченной пограничной линией. Тысячи километров прошли вдоль границы военные картографы. Они участвовали в работах по демаркации пограничных рубежей с Афганистаном, Польшей, Румынией, Ираком.

Сегодня, учитывая напряженную обстановку в ряде горячих приграничных регионов, а также реальные и потенциальные угрозы национальной безопасности, специалисты уже заглядывают в будущее, прорабатывают планы цифрового картографирования некоторых территорий. Оценивая возможности и перспективы ВКП-01, эксперты пришли к заключению: при соответствующих регламентных работах и модернизации технической базы "ноль первый" сможет обеспечить потребности различных ведомств и служб в картографической продукции до 2015 г.

Помимо оборонного ведомства и Федеральной погранслужбы поезд также может "работать" в интересах других структур, чья деятельность является жизненно важной для надежного обеспечения национальной безопасности и функционирования государственного механизма - ФСБ, МВД, Министерства по чрезвычайным ситуациям, Федеральной службы железнодорожных войск, Роскомзема, Роскартографии. Более того, ВКП-01 может принести и прямую экономическую выгоду, выполняя заказы по картографическому обеспечению государств - участников Договора о коллективной безопасности, а также коммерческих фирм и организаций. Кстати, их немало поступает и из-за рубежа┘

Итак, в нашей стране создан и действует уникальный железнодорожный военно-картографический комплекс. Уже сегодня, образно говоря, он может курсировать по техническому расписанию третьего тысячелетия. В разработке уникального состава принимало участие около 100 российских предприятий и научно-исследовательских организаций. И даже одно из ближнего зарубежья - Вильнюсский НИИ электрографии "Эльматронас". В наше время, когда после распада СССР были серьезно нарушены связи по кооперации, сами по себе эти факты - поразительные.

Не могу не сказать о людях, спроектировавших и создававших поезд, не имеющий аналогов в мировой практике: Алексей Васильев, Михаил Иванов, Анатолий Крупышев, Алексей Лосев, Эдуард Поддавашкин, Николай Сидоренко, Михаил Синькевич, Валерий Филатов - инженеры и научные сотрудники, офицеры и генералы, ветераны Вооруженных сил, преподаватели и научные работники. Они трудятся в различных министерствах и ведомствах, но большей частью в системе Минобороны и МПС.

ОЦЕНКА НОБЕЛЕВСКОГО ЛАУРЕАТА

Итог плодотворного сотрудничества военных инженеров и специалистов МПС был высоко оценен специалистами и научной общественностью. Есть очень хорошие отзывы представителей ряда структур Генштаба. С учетом этих оценок Министерство путей сообщения и Военно-топографическое управление Генерального штаба Вооруженных Сил РФ выдвигало разработчиков и создателей "ноль первого" на соискание Государственной премии РФ имени маршала Г.К. Жукова.

В одной из рецензий на ВКП-01 особо отмечено: "Представленная работа содержит теоретические разработки и практические результаты решения одной из важных задач национальной безопасности России - обеспечения автоматизированных систем управления Вооруженными Силами, современных и разрабатываемых систем вооружений, транспортного комплекса страны, включая авиацию и морской флот, высокоточной информацией о местности в виде традиционных, то есть на бумажной основе, топографических и специальных, электронных и цифровых карт, цифровых моделей рельефа и гравитационного поля Земли, астрономо-геодезических и спутниковых данных".

С этим выводом согласен лауреат Нобелевской премии академик Александр Прохоров. Казалось бы, такая позиция выдающегося ученого мирового уровня говорит сама за себя. К сожалению, воз (то есть документы на поезд) и ныне там. Из-за бюрократических проволочек и чиновничьего равнодушия представление к "жуковской" премии пылится на полке, что вызывает справедливое недоумение и горечь создателей "ноль первого". Они даже не получили в свой адрес никакого официального ответа. Хотя на неофициальном уровне все только "за". Право же, создатели уникального мобильного комплекса заслуживают упомянутой награды. Тем более что другие работы в номинации "создание вооружений и военной техники" на премию имени Г.К. Жукова в 2000 г. не выдвигались.

Для авторов проекта, а также для ветеранов фронтового поезда, солдат и офицеров нынешнего ВКП-01 само имя Маршала Победы - это символ связи времен, мостик из героического военного прошлого в наши дни. И в будущее, контуры которого оформляются на мирных картах, сотворенных военными картографами.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
788
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
919
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1287
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1031

Другие новости