Северный флот и заводы промышленности готовы к утилизации АПЛ "Курск". 30 сентября в поселке Росляково прошла репетиция постановки баржи "Гигант-4" с "притянутым" к ней атомоходом "Курск" в плавучий док # 50.
Из него, если все пройдет штатно, подлодка будет перегружена в плавучий док # 42 и отбуксирована морем в Снежногорск - на судоремонтный завод "Нерпа", который занимается "разделкой" атомоходов.
На преодоление примерно 30-километрового "последнего пути" лодки потребуются сутки. Сколько времени займет утилизация, на заводе говорить не хотят: еще не готов проект разделки "Курска", разработкой которого занимается ЦКБ "Рубин", и нельзя ничего сказать о состоянии субмарины.
"Нерпа" за последние годы утилизировала 44 из 109 выведенных из состава СФ атомных подлодок. С утилизацией лодок проекта 949А на заводе еще не сталкивались и ждут определенных сложностей. По словам главного инженера завода Ростислава Римденка, во-первых, до этого лодки доставлялись в Снежногорск буксирами. Во-вторых, заводу впервые придется работать с "мертвой" лодкой, у которой нарушены все системы жизнеобеспечения. В-третьих, до сих пор в цех, где будет стоять поднятый атомоход, списанные лодки прибывали уже без активной зоны ядерного реактора - урановые стержни извлекали в другом эллинге. Но в Снежногорске прихода "Курска" не опасаются. Завод находится на берегу, а сам 16-тысячный городок выше уровня моря на 189 метров. Поселок, на месте которого вырос городок, не зря назывался Вьюжным: в течение суток даже при полном штиле тут происходит шестикратный обмен воздуха.
Никаких иностранных наблюдателей на завод в период утилизации "Курска" допускать не собираются, но отчеты по радиационной безопасности на "Нерпе" обещают предоставить по первому же требованию. После того как "Курск" останется без активной зоны, реакторный отсек и два смежных с ним загерметизируют и отправят в залив Сайда-Губа в отстойник, где он будет ждать своей очереди на окончательную утилизацию. А все прочее, что останется от "Курска", пойдет под гильотину американской фирмы "Харрис", которая превратит многотонные стальные конструкции субмарины в тонкие железные "лепешки".
Снежногорск-Мурманск