0
1881
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

12.09.2003 00:00:00

Фронт против террористов на реке Аргун

Тэги: Аргун, отряд, охрана, Грузия


В АРГУНСКОМ ущелье тихо. Так тихо, что даже непривычно┘ Где-то там, за рекой Аргун, на противоположной стороне за увенчанными снежными шапками горами, - Грузия. Больше года назад, 27 июля, оттуда по приказу небезызвестного полевого командира Руслана Гелаева хотели проникнуть на территорию Чечни банды так называемого бригадного генерала Хусейна Исамбаева и некоего Доки Умарова. В районе слияния рек Кериго и Тюалой боевики были встречены "зелеными фуражками", бой продолжался более недели, погибли семь пограничников. При этом 24 чеченских боевика были уничтожены, а 4 - взяты в плен. А в это лето тихо┘ Затишье перед новым боем?

ОЩУЩЕНИЕ ФРОНТА

О Гелаеве стали вспоминать еще в апреле. Грузинские спецструктуры передали российским коллегам информацию о том, что Гелаев с территории Чечни должен перейти границу. Сведения эти передали не только "по своим каналам", но и в прессу. Мол, Гелаев-то у вас, а не у нас┘ Политика вплетена в сотрудничество российских и грузинских спецслужб самым прямым образом. В случае чего, в Тбилиси, как уже не раз бывало, скажут, что известный полевой командир шел из России, а в Грузии, мол, боевиков нет.

Но да ладно. В Аргунском погранотряде на эти игрища давно перестали обращать внимание. До мест, где творится большая политика, отсюда далеко. Скажем, до Москвы - три с половиной часа лету: три - "бортом" Ан-72 до Владикавказа и 30 минут на пограничной "вертушке" Ми-8 до местечка Тусхорой, где и базируется отряд. Кроме как вертолетом сюда больше ничем и не добраться. Нет погоды - нет живой связи с "материком".

"Вертушка" летит над горами, отстреливая от себя противоракетные заряды: вероятность того, что где-то за скалой, за валуном может притаиться боевик с каким-нибудь "стингером", самая что ни на есть. Маршрут-то у вертолетов один и тот же, почти каждый день┘

Отряду уже более четырех лет. Местечко Тусхорой, где на небольшом плато над Аргуном он располагается, представляет из себя заброшенную мечеть с кладбищем при ней. Говорят, мечеть выложили из подножного камня головорезы знаменитого Безрукого Араба, он же Хаттаб. До прихода пограничников здесь была его база.

Аргунским отряд стал именоваться с начала этого года. До того назывался Итум-Калинским. Но в райцентре Итум-Кале, что в семи километрах от Тусхороя, нет ни единого подразделения отряда. Потому и переименовали. Аргунский - и звучит-то красивее. Аргунами зовут здесь и нескольких прибившихся к пограничникам собак породы дворняга. Ну, это уже солдатские шалости. Скажем, в одной палатке живет и кот Хаттаб┘

Сам же отряд - это палаточный городок. Как большой туристический лагерь. Вдоль плаца со стороны ущелья - палатки руководства. По другую сторону - "казармы" и прочая инфраструктура типа отделения кадров, санчасти, пекарни, бани┘

Кстати сказать, летом в жару бани и стирки устраивают здесь иной раз на ручье в двух километрах от расположения. На одно такое мероприятие я сходил с бойцами. Воду для стирки греют прямо на месте. А моются ледяной. Попутно это ведь и закалка. Пока одни банятся-стираются, четыре-пять бойцов с оружием и в бронежилетах, маскируясь в горах, осуществляют охранение.

Днем и ночью в Аргунском отряде кипит жизнь. Три тысячи человек обеспечивают прикрытие границы. Десантно-штурмовые маневренные группы (ДШМГ) уходят в рейды. В любую погоду. Своими глазами видел, как в проливной дождь две группы разведчиков с полной выкладкой инструктировал перед отправкой на задание начальник разведки. "Как же вы потом высохнете? - задал я вопрос одному из офицеров. - Костры жечь будете?" - "Что вы, не то, что костры, нам сигарету закурить нельзя, чтобы себя не обнаружить! А сушимся по-разному. Сменку берем. Но в основном - на себе, приноровились", - сказал без малейшего сарказма и юмора. Вскоре группы выдвинулись в путь к засаде. За плечами у каждого командира или солдата - рюкзак килограммов под 30-40, самое ценное в котором - боезапас. Случись крупная банда, как это было летом прошлого года в ущелье Кериго, час, а может, и другой-третий придется вести бой ограниченными силами до подхода подкрепления.

В горах пограничники продолжают находить схроны с оружием и боеприпасами. На основании этого некоторые политические деятели и СМИ делают вывод о том, что боевикам все же удается проникать в глубь Чечни и делать эти закладки, о назначении которых гадать не приходится. Но на самом деле это не так. Все тайники были заложены до 1999 г. - года освоения этих мест пограничниками. С тех пор, по словам начальника отряда полковника Ивана Агеенко, ни один новый тайник заложен не был.

Да это исключено и в принципе. Мелким группам бандитов такая задача просто не под силу: им бы пронести с собой индивидуальное оружие и боезапас. Крупные же группы┘ Агеенко командует отрядом уже больше двух лет, и на его участке пытались пройти две крупные банды. Первую такую попытку предприняла банда арабских наемников в 2001 г., вторая - летом 2002-го. Чем это для них закончилось, известно┘ О том, что все закладки старые, говорит и тот факт, что "зеленые фуражки" не находят в обнаруживаемых тайниках новых или каких-то уникальных образцов оружия. Единственное, что их однажды удивило, так это ПТР - противотанковое ружье калибра 14,5 мм времен Великой Отечественной войны, которое было захвачено во время боев прошлого года. Ружьишько было кустарно переделано под снайперскую винтовку, но оптика на нем была поставлена современная, иностранная, с кратностью 12.

Звучат также заявления, что за несколько лет нахождения в Аргунском ущелье пограничники уже могли бы постараться обнаружить все схроны, чтобы "не смущать" боевиков возможностью воспользоваться ими┘ Агеенко подобные "безответственные заявления" весьма возмущают: "Могу предложить таким умникам побывать в горах и попытаться найти хотя бы полпатрона!.." Действительно, найти схрон в резко пересеченной горно-лесистой местности весьма и весьма трудно. Даже если оперативным путем пограничная разведка узнает, что в данном месте находится тайник, обнаружить его еще надо суметь. Чтобы к нему выйти, необходимо хорошо знать горные тропы, а местное население не спешит их показывать. Многие маршруты пограничники разведывают сами. А там, уже непосредственно на месте, сколько земли нужно перелопатить, чтобы что-то найти! К тому же противник складировал свои запасы не по принципу: вагон привезли и в одном месте зарыли. Уходя, банда делилась на группы, максимум по три человека, они-то и закапывали - чтобы остальные не видели.

Всех вооруженных и подозрительных горцев пограничники называют "чехами" (как некогда афганских душманов называли "духами") и относятся к ним как к кровным врагам России, которые вот уже много лет не дают погаснуть одной из ее горячих точек, каковой является Чечня.

Это факт. Факт горький. И особенно горек он в том смысле, что военнослужащие в основном это, конечно, солдаты срочной службы и контрактники, Чечню как будто не считают "своей", "нашей", "российской". Край этот для них - как чужое и чуждое государство, за которое они не пойми зачем "мешками проливают кровь". Опять же, как некогда в Афганистане в 1980-х по приказу Родины выполняли то, что называлось тогда интернациональным долгом, так сейчас это именуется антитеррористической операцией. Впечатление такое, что изменилась только местность, суть - нет. И поэтому "дух России" здесь очень выразителен.

А "МЕЛОЧИ" ГЕНЕРАЛА ГРОМОВА┘

Российское усиление на данном участке сомнению не поддается. Недавно тут даже начал действовать отряд особого назначения ("НВО" уже рассказывало об этом). Хотя само государство в деле обеспечения своего аванпоста на главном рубеже борьбы с международным терроризмом явно не дорабатывает. В полной мере поставляя "зеленым фуражкам" оружие, "основную" технику и вооружение, оно не обеспечивает их "мелочами", скажем, тем же горным снаряжением, удобными ботинками для лазания по скалам. Поэтому дело здесь не только в пресловутом недофинансировании.

Благо, в России есть уже понимание того, что "чеченская граница" давно проходит по рубежам, находящимся за многие тысячи километров от Аргунского ущелья. В частности - по Москве. Достаточно вспомнить "Норд-Ост" и последние теракты с участием женщин-смертниц. Поэтому именно ряд районов Московской области при непосредственной инициативе и поддержке ее губернатора генерала Бориса Громова помогают российским пограничникам в Чечне. Причем помогают лично главы администраций. Корреспондент "НВО", работая в отряде, стал свидетелем того, как испытывали буровое оборудование для прокладки дорог, доставленное лично главой города Звенигорода Леонидом Ставицким. Еще раньше помощь отряду оказал глава Одинцовского района Подмосковья Александр Гладышев, доставив на место полевой госпиталь, строительные материалы и средства связи, в частности, более 70 радиостанций "Motorola", благодаря которым в боях на реке Кериго были спасены жизни многих пограничников. Эта станция весит до 500 грамм - против 6-килограммового отечественного штатного аналога┘ Несколько раз приезжал в Тусхорой вице-президент движения "Воинское братство" Дмитрий Саблин. Он доставил в отряд в общей сложности 500 комплектов горного снаряжения. Это ботинки, палатки, коврики, веревки┘ Чтобы пограничники могли выходить к перевалам и автономно действовать на высоте от 3000 м в течение трех-пяти суток. А однажды 20 таких же комплектов доставил в отряд муж известной эстрадной певицы Вики Цыгановой Вадим Цыганов.

Была помощь и из Норильска от начальника управления внутренних дел полковника Бориса Ревазова. В течение трех месяцев он находился в Итум-Кале в командировке со своими подчиненными и видел, в каких условиях пограничники несут службу. И вскоре Аргунский отряд получил 20 комплектов (в каждом по 29 наименований) обмундирования для разведвзвода. За счет спонсорских же денег аргунцы оплатили изготовление памятника погибшему летом 2002 г. начальнику заставы "Грозтхой" майору Сергею Попову┘

УТВЕРЖДАТЬСЯ ВСЕРЬЕЗ И НАДОЛГО

Все это хорошо. Но вот сам палаточный городок, который существует уже более четырех лет, производит впечатление временного присутствия здесь России. Между тем тот же зеленоградец Ставицкий готов на средства спонсоров города построить одну новую заставу в горах - чтобы люди не в палатках жили, а в нормальных условиях. "Слово теперь за пограничным руководством, - сказал он "НВО".

Руководство-то, конечно, должно согласиться. Но ясно также, что государственный подход должен преобладать не только на уровне районных мэров.

Аргунское ущелье-Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
201
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
168
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
242
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
177

Другие новости