0
2643
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

19.03.2004 00:00:00

Две стороны 102-й базы

Тэги: армения, армия


Контрольно-пропускные пункты (КПП) двух воинских частей на окраине Еревана разделяет несколько сот метров. Ближе к городу - российский полк, а тот, что подальше, - полк связи армянских вооруженных сил. Обе части, как пояснили корреспонденту "НВО" местные военные, входят в состав 102-й военной базы России на территории Армении, то есть как бы в единую армейскую структуру. Однако различия сразу бросаются в глаза. Скажем, перед украшенными двуглавыми орлами воротами КПП россиян лежат полосатые бетонные блоки, препятствующие прямому въезду на территорию городка. На въезде же в армянскую часть такая антитеррористическая защита отсутствует. Кроме того, ереванцев весьма удивляет, почему на КПП всех российских частей в республике солдаты несут службу в тяжелых многокилограммовых бронежилетах. "Никакой очевидной необходимости в этом у них нет", - пожимают плечами жители.

"АРМИЕЙ, ВЫИГРАВШЕЙ ВОЙНУ, У НАС ГОРДЯТСЯ"

За несколько дней пребывания в республике корреспонденту "НВО" удалось заметить, что местное население военную форму очень уважает. Офицера или солдата здесь всегда пропустят в транспорт (в Ереване это в основном маршрутные такси), считая, что дела военной службы важнее, чем заботы гражданские, мало ли, по какой причине может торопиться человек в погонах.

А подполковник и майор местной армии, не так давно закончившие Военную академию связи в Санкт-Петербурге, поделились такими своими наблюдениями. "Я заметил, - рассказывал майор, - что в отличие от российских офицеров офицеры нашей армии форму носят с гордостью. В Питере мы видели, что многие заслуженные офицеры, прослужившие в армии много лет, даже в звании полковника, как бы стесняются носить форму". Подполковник Ара Саркисян (он без акцента говорит по-русски) объяснил это так: "В советские времена, я имею в виду после Великой Отечественной войны, военных очень уважали┘ Наша армия тоже выиграла войну". Разумеется, он имел в виду войну за Нагорный Карабах. При этом, прохаживаясь по кабинету, где шла беседа, Саркисян опирался на трость. "У меня там протез", - объяснил подполковник. Ногу он потерял как раз в ту самую "победную войну".

Государство тоже проявляет подчеркнутую и реальную заботу о военных. Командир отдельного полка связи 43-летний подполковник Вартан Степанян (военным он стал по воле судьбы, воюя в Карабахе) заявил - и другие присутствующие при этой беседе согласно закивали, - что офицер армянской армии весьма доволен своим положением: "У нашего офицера статус гораздо выше, чем у простого жителя. Если средний заработок в Армении составляет 15 тысяч драм, то офицер в зависимости от должности получает в три-четыре, а то и в шесть-семь раз больше". В переводе на пресловутые "у.е." это эквивалентно 150-250 долларам при среднем заработке, скажем, преподавателя от 30 до 50 долларов. "При этом, - особо отметил комполка, - зарплата офицерам во всей нашей армии вот уже много лет никогда не задерживается".

В российскую часть корреспондента "НВО" не пустили. Оказывается, согласовывать этот вопрос необходимо не в штабе базы, а в Генштабе в Москве.

ЭТАЛОН - СОВЕТСКО-РОССИЙСКИЙ

Любопытно, что внутри и тот и другой военные городки соприкасаются общим сплошным бетонным забором, обтянутым поверху "колючкой". А в самом заборе - зеленая металлическая дверь с глазком.

"А как насчет разделения функций с точки зрения решения военных задач?" - спрашиваю подполковника Степаняна. Ответ командира полка был такой: "Четкого разделения нет. И мы, и российские связисты выполняем любые задачи, которые нам ставит командование". - "А языковой барьер?" - "Переговоры ведутся в верхнем звене управления, а там все хорошо владеют русским языком. Но русский знает большинство солдат, ведь этот язык преподают в наших школах". Почти все солдаты в полку - армяне. Но есть один русский, он гражданин Армении, и даже есть литовец, тоже, разумеется, из "обармянившихся".

Подполковник Степанян рассказал, что полк считается частью постоянной боевой готовности и предназначен для обеспечения связью Верховного главнокомандующего (он же глава государства) Роберта Кочаряна и министра обороны Сержа Саркисяна, а также начальника Главного штаба армянской армии. Техника - сплошь советская, российская (как и во всей армянской армии). Укомплектованность личным составом - 80-85%, что вполне позволяет успешно решать все поставленные задачи. Еще совсем недавно полк обеспечивал и связь совместного командного пункта группы российских войск на территории Армении. Теперь же эту задачу выполняет батальон связи российских войск, недавно переброшенный из Грузии и дислоцирующийся в Гюмри (Ленинакан).

Местная армия, как удалось понять, полностью строится по принципу армии советской. Все четыре устава, которые в настоящее время действуют в войсках, - это полностью калька с уставов Советской армии. По ним армянская армия воевала - и победила - в Нагорном Карабахе. И некоторые офицеры искренне не понимают, зачем, например, соседи-грузины "не пойми с чего" переходят на так называемые натовские стандарты, которые пока еще нигде ни в чем себя толком не "прорекламировали".

В старых кирпичных казармах - тоже все по-советски. Плотный дух солдатской кирзы, пота и портянок, кажется, навсегда въелся в эти стены. Но - все чисто, опрятно. Чувствовалось, что специально здесь никто "шмон" не наводил, здесь всегда так┘ Те же кровати в два яруса, те же одеяла (правда, очень старые, истершиеся до тонкости легких покрывал), то же серое, застиранное в армейских прачечных белье. Телевизор - один на батальон. В бывших ленинских комнатах с удивлением обнаруживаю на стенах русскоязычные учебные пособия еще годов, наверное, 1960-х (если не 50-х). Комполка Степанян объяснил, что на выпуск своих плакатов у национального Минобороны, наверное, нет денег, приходится что-то самим придумывать, "доставать". "А что, пособия очень наглядные: даже тем, кто плохо знает русский язык, из картинок все понятно".

Намерение России перевести к 2008 г. свои части постоянной боевой готовности на контрактную основу армянские офицеры прокомментировали так: "Богатая Россия может себе позволить".

Все солдаты в полку - из провинции, армянские законы регламентируют прохождение срочной службы призывником не ближе 50 км от места его жительства. Служит солдат армянской армии два года. Получает - 1560 драм, что соответствует приблизительно 3 долларам, или 100 российским рублям. Офицеры шутят: "В советское время солдат получал три рубля, а сейчас - три доллара!" Обеспечивают же солдат, если верить их командирам, "на все сто". С виду они действительно не выглядят "зачуханными", грустными, запуганными и голодными. Все молодцеватые, подтянутые, "на судьбу" не жалуются.

Не жалуются солдаты и на засилье дедовщины. "Нельзя сказать, что у нас ее вообще нету, - подтверждает это комполка Степанян, - но я служил в разных местах и на разных должностях и могу сказать, что на 98% дедовщины у нас нету. У меня в полку ее нет на 100%". Подполковник объясняет эту общую позитивную картину "работой командира, нашим менталитетом, отношением народа к армии, нашими традициями". Другие нарушения, как то: самоволки, пьянки, - "а куда же без них, случаются, солдат есть солдат"...

"НЕЗАЧУХАННЫЙ" АРМЯНСКИЙ СОЛДАТ ЛУЧШЕ ЦЭРЭУШНИКА

В прошлом году полк принимал участие в совместных учениях одиннадцати стран Содружества и восьми стран НАТО. Подполковник Саркисян рассказывал: "Видя, как наши работают на технике, американцы спрашивали: "Такие юные┘ Сколько они уже отслужили?" Мы отвечали: кто - шесть месяцев, кто - год, и те вообще поражались, удивляясь их профессионализму".

В свою очередь, мнение армянских военных об американцах, что "они не очень". "Стреляют плохо, на стрельбах их хваленые винтовки постоянно давали осечки, в то время как наши солдаты из АКМов и К-3 (автомат ереванского производства, похожий на израильский "узи". - "НВО") били без промаха".

Впрочем, армянские военные считают, что натовцы, участвовавшие в тех маневрах, - это "больше чем через одного - разведчики, цэрэушники. Вынюхивали, как тут обстановка, каков наш дух и на какой технике мы работаем".

Проезжая мимо КПП российской части, еще раз заметил, что из нее выходили военные с местной внешностью с шевронами ВСРоссии на рукавах формы. Видимо, немало армян служит и в российской части 102-й базы.

Ереван-Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
1034
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
1239
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1692
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1385

Другие новости