0
1488
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

25.06.2004 00:00:00

Боевые биографии

Денис Козлов

Об авторе: Денис Иванович Козлов - старший лейтенант, заместитель начальника отдела журнала "На боевом посту!"

Тэги: чечня, спецназ, биографии


ПОДВИГ ЦЕНОЮ В ЖИЗНЬ

-Товарищи солдаты, - командир учебной роты был краток и сдержан, - по результатам обучения рядовой Сергей Бурнаев первым из нашего подразделения удостоен права досрочно перейти в разведгруппу отряда "Витязь".

Так началась боевая биография спецназовца Сергея Бурнаева.

Уже два раза спецназовцы приезжали в дом одного из полевых командиров в Чечен-Ауле. И все напрасно, бандита на месте не было. То ли заранее предупреждали соседи, завидев издали военные машины, то ли, возможно, чутье у него особое было - как у зверя. Но каждый раз в каменном, больше похожем на крепость особняке находили оружие и боеприпасы.

- Сегодня мы его не упустим. Информацию дали фээсбэшники, и мы еще ее перепроверили, - поделился данными с командиром разведгруппы начальник штаба отряда. - Так что дерзайте.

С утра оцепили район проведения спецоперации. Несколькими группами подошли к дому.

- Бурнаев, Александров и Гурьин со мной, остальным наблюдать за подступами и выходами из дома, - отдал распоряжение командир группы капитан Игорь Гришин.

Четверка, осторожно осматривая комнату за комнатой, вошла в здание. В зале обнаружили гранатомет, а на кровати боеприпасы. Пока Александров и Гурьин осматривали холл, Сергей Бурнаев и Игорь Гришин вошли в следующую дверь. Сразу же раздались выстрелы из автоматического оружия. Первая очередь прошлась Игорю по "бронику". Бронежилет выдержал, но командира откинуло прямо на Сергея. Оттаскивая капитана Гришина, Сергей отполз к выходу. Александров и Гурьин, прикрывая отход, тоже вскоре очутились во дворе.

На предложение сдаться бандит ответил автоматной очередью из окна.

Сергей прополз вдоль стены и остановился под окном. Две гранаты, брошенные им, заставили на время "замолчать" боевика. Этого хватило для того, чтобы ребята, прикрывавшие подходы к зданию, прицельно выстрелили из "шмеля". Дом начал гореть. Еще через минуту, не переставая вести огонь, из окна выпрыгнул боевик. Но долететь до земли живым не успел. Сергей недаром считался одним из лучших стрелков подразделения.

Так прошло боевое крещение военнослужащего срочной службы спецназовца Сергея Бурнаева. После были новые спецоперации┘

Во вторую чеченскую командировку сержант Бурнаев отправился уже контрактником. Был и боевой опыт за плечами, и авторитет среди сослуживцев.

- В тот день, - вспоминает сослуживец Сергея Иван Лучевой, - мы отрабатывали "адреса". Прибыли в Аргун, поступила информация, что в одной из школ находится схрон боевиков. Сергей был в штурмовой группе, и его "четверка" вошла в подвал школы первой┘

- Мы обнаружили оружие и снаряжение, - доложил по радиостанции Сергей.

Через минуту десятки фугасов, гранатометы, различное снаряжение, предназначавшееся для борьбы с русскими солдатами, были извлечены наружу. Группа вновь отправилась для проверки оставшихся подвальных помещений.

Подвал школы представлял собой сеть комнат, сообщавшихся друг с другом воздухозаборными трубами. Единственным источником освещения были фонари, взятые спецназовцами.

- Стоять! - Сергей поднял вверх правую руку. - В соседней комнате какой-то шум. Надо проверить.

Он оставил при себе автомат, магазин и проворно полез в трубу - единственный проход между помещениями. Из-за этого и пришлось расстаться с бронежилетом, поскольку труба была узка.

- Все чисто, товарищ сержант, - осмотрев все углы, сказал стрелок группы. - Зря лезли.

- Не зря, посмотри под ноги, что там? - спросил у солдата Сергей. - Правильно, окурок, еще дымится. Услышали они нас и деру дали. Вот лаз в стене. Такая же труба.

Сержант Бурнаев опять-таки оказался прав. Но боевики словно услышали его - тотчас начали стрелять через воздухозаборник. Бойцы открыли ответный огонь. Завязался бой. Вдруг со стороны боевиков через трубу перекатилось несколько гранат. Они упали кучно, прямо перед бойцами. Их было вполне достаточно для того, чтоб уничтожить в помещении все живое.

Времени на раздумье у сержанта не было. Да и что раздумывать?! Чтоб спасти от неминуемой смерти своих бойцов, существовал лишь один вариант. Сергей крикнул "Отходите!" и накрыл "эфки" своим телом.

Группа осталась жива и продолжала бой уже без своего командира. Все бандиты были уничтожены.

Только спустя пару часов спецназовцы узнали, что во время штурма подвала на помощь к засевшим там боевикам спешило целое бандформирование, но так и не смогло пробиться через оцепление. А рвалось оно туда, чтоб выручить двух именитых полевых командиров с преданными им людьми. Именно сержант Бурнаев сделал все для того, чтобы вожаков волчьей стаи не стало. Правда, заплатил слишком дорогую цену┘

В Ханкале "братишке" Сереге сослуживцы установили памятник.

ДЕВЯТИЛЕТНИЙ ВЕТЕРАН

В начале апреля наконец начал таять снег. Из семи его братьев и сестер зиму пережили только двое. Их, уже окрепших, но голодных, мать повела к свалке пищевых отходов. Здесь семья провела еще пару месяцев, пока ее не прогнали сторожа. После были бесконечные скитания по холодным московским улицам в поисках надежного пристанища. Ночевать приходилось в подвале старого дома вместе с крысами и бродячими котами.

Каждое утро мать уходила на поиски пищи, а щенкам оставалось ждать и надеяться, что сегодня они хоть как-нибудь утолят голод. И однажды, когда она не вернулась, инстинкт сам подсказал, что надо делать. Щенки отправились в разные стороны - искать свою судьбу. Первым ушел самый бойкий┘

- Смотри, какой злобный, - показывая сослуживцу на "живой комок шерсти", сказал рядовой Егор Пронин. - Я его за территорию части выгнать хотел, а он мне в сапог вцепился.

- Да оставь ты его, пусть здесь живет.

Спустя неделю щенок стал любимцем спецназовцев. Почти не лаял, даже играя, нападал молча, не просил, чтобы погладили, не вымаливал пищу. В общем, стал полноправным членом солдатского коллектива. Получил кличку Рэм, стал частым гостем в собачьем питомнике ОДОНа, где его обучили всем тонкостям службы в группе специального назначения внутренних войск. Да, поначалу он был там на правах гостя, поскольку роте свой питомник иметь не полагалось.

Трехлетие своей службы Рэм встретил в "чеченской" командировке. Уже привычными стали для него бои, уже закрепился за ним авторитет профессионала - минно-разыскной собаки. Десятки фугасов и взрывчатых веществ, найденных им, спасли жизнь не одному спецназавцу. А еще разыскивал он бандитские схроны, их склады с оружием. Не успел забыться бой под Ишхой-Юртом, где пришлось под перекрестным огнем пробиваться к своим, и даже вцепиться в глотку одному из бандитов, перегородившему с пулеметом наперевес дорогу группе.

- "Слон", дай Рэму поработать, - приказал сержант Сергей Бурцев инструктору собаки Николаю Солонкову, когда группа вышла на дорогу.

И Рэм принялся искать мины. Как именно он это делал, описать невозможно: собачье чутье - наука сложная. Только факт есть факт: через метров 30 Рэм остановился, сел, учуяв запах металла. Всем своим видом он теперь показывал: "Братишки, здесь фугас".

Это увидели не только бойцы отряда, но и боевики, укрывшиеся за развалинами дома. Им умный пес испортил все карты. Первые пули полетели в его адрес, правда, к счастью, цели не достигли: то ли стрелки были неважными, то ли нервы их подвели - ведь железно же рассчитывали, что фугас разметает солдат, останется только добить их, а псина разгадала замысел┘ Ну как тут не расстроиться!

Началась перестрелка. Рэм, не дожидаясь команды "с тылу" (здесь есть свои команды, отличающиеся от команд собакам пехоты) начал отползать в укрытие. И вот тут уже случайная пуля все-таки настигла его и ┘ оторвала ухо. Так Рэм получил боевое ранение.

Вторую чеченскую командировку он начал вместе с молодыми собаками, которые учились с ним вместе два года "затишья". Были, конечно, у салаг поначалу различные ошибки, от выстрелов шарахались - новички, что поделаешь. А Рэм смотрел на них свысока, мол, "учитесь у профи". Но, бывало, и сам срывался. Психологические нагрузки на войне тяжелы даже для пса, оказывается. Вот и приходилось намордник одевать. Но что такое намордник для него?! На одной из спецопераций Рэм вытащил из подвала боевика, оставаясь "с закрытой пастью". Высший пилотаж, как сказали бы летчики.

Сегодня Рэм готовится к новой командировке, а ведь ему скоро 10 лет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
1163
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
1395
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1667
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
1215

Другие новости