0
1946
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

03.12.2004 00:00:00

Момент истины

Тэги: Су7Б, письмо, военная тайна, анекдот


Эту анекдотичную историю мне рассказал, как говорится, "за рюмкой чая" отставной авиатехник из числа вечных старлеев. Возможно, она - просто байка или шутка, но известно, что в каждой шутке всегда есть доля правды.

А дело обстояло так. В начале далеких 60-х годов бывший штурмовой авиаполк, где служил мой герой, сдал в утиль свои эрзац-штурмовики МиГ-15бис (настоящих штурмовиков у СССР тогда по причине волюнтаризма Никиты Сергеевича уже не было) и получил только-только принятые на вооружение сверхзвуковые истребители-бомбардировщики Су-7Б. Самолеты были секретными, а еще более секретным было их главное оружие - тактические ядерные авиабомбы "изделие 244Н". Одна такая бомбочка вполне была способна испепелить держащий оборону мотопехотный батальон НАТО или смести с пути наших наступающих войск танковую бригаду супостата в районе сосредоточения. Летчики и наземный персонал с энтузиазмом принялись осваивать новую технику, в то время как их жены вели затяжную войну с КЭЧ (квартирно-эксплуатационной частью) и гражданскими властями из-за некоторых бытовых проблем в ДОСе - доме офицерского состава. Война эта началась еще в те времена, когда на вооружении полка состояли поршневые штурмовики Ил-10М, но переход авиаторов на реактивную технику обстановку на тыловом фронте нисколько не изменил.

И вот однажды в местной газете появилось письмо, подписанное группой тех возмущенных женщин. Среди выплеснутых на страницы открытой печати эмоций были примерно такие слова: "Это безобразие хуже атомной войны! У нас есть СУ-7, а нормального водоснабжения как не было, так и нет. Одни траншеи да проржавевшие трубы".

Письмо вызвало натуральный ступор у командования полка. Мало того что в публикации был раскрыт тип самолетов, так жен угораздило еще и на спецбоеприпасы намекнуть! Ситуация принимала весьма неприятный для отцов-командиров оборот: кое-кто, то бишь те, кому положено, отписали по такому беспрецедентному случаю кое-куда тем, кому в данных случаях предписано было принимать меры. Следственные. И газету, конечно, к секретному рапорту приложили. В результате в полк нагрянул сам начальник особого отдела авиационной дивизии. Разбор полетов начался с допроса офицеров - кто сболтнул дома о новой технике? Кто разучился хранить военную тайну, потерял бдительность? Не признавались офицеры, наоборот - все отрицали. Тогда в полковой клуб вызвали к особисту жен. Ласково так полковник их начал допрашивать: "Кто вам, милые, сообщил про самолеты Су-7Б? Лучше сами признайтесь, а то как бы хуже не стало! Откуда знаете, что эти машины - носители атомного оружия?". Выслушали это смелые советские женщины и не без лукавства ответили чекисту: "Какие еще Су-7Б? Понятия не имеем, на чем мужья летают! Это у нас в районе СУ-7 есть, то есть строительное управление номер семь. Что-то вы, товарищ полковник, напутали и нас теперь почем зря пугаете! А что касается атомного оружия, приходите к нам во двор, увидите, какую Хиросиму с водопроводом нам это СУ-7 устроило".

На этом моменте истины ступор наступил у товарища полковника. Это ж надо было так вляпаться самому и выдать гражданским лицам военную тайну! Покрылся контрразведчик с головы до пят противной липкой испариной и, не сказав ни слова на прощание женам и командованию полка, скакнул в свою "Победу" и был таков. Но вслед за "Победой", обогнав ее, помчалось из полка новое донесение от кое-кого кое-куда, но уже не в дивизионный особый отдел, а выше. Каков был разговор с тем полковником в означенных вышестоящих чертогах - бог весть. Только из дивизии он исчез, и, по слухам, турнули его из органов обратно в войска куда-то за Полярный круг.

Правда, пострадал не только "перебдевший" чекист, но еще и полковой замполит. Ему крепко влетело сразу за плохую разъяснительную работу с женами личного состава (на предмет временных трудностей) и за никудышное взаимодействие с местными партийными органами, неосмотрительно допустившими появление в собственной прессе дискредитирующего Советскую Армию письма. Зато в ДОСе том, наконец, исправили водопровод и зарыли траншеи.

Вскоре истребители-бомбардировщики Су-7Б начали поставлять "прогрессивным режимам" Азии и Африки и их название перестало быть секретным. И, как утверждают авторы американского шпионского труда "Ядерное вооружение СССР", "советские инженеры упоминали в беседе с египетским генералом, что Су-7 может нести ядерное оружие на обоих пилонах". Видимо, тех болтливых инженеров счастливо миновала судьба незадачливого кандидата наук Сутягина, за плату снабжавшего супостата обзорами открытой прессы. Если суперагент (судя по приговору) Сутягин действительно пользовался только газетными вырезками, то остается только удивляться, что в ЦРУ (или где там еще) выделяли денежки на откровенно халтурную деятельность своих структур. Хотя и в открытой прессе при желании тоже можно выудить секреты. Как это сделал тот "перебдевший" полковник из советской военной контрразведки.

Константин Чуприн, журналист,
Саратовская обл., г. Балаково.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
726
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
1240
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
908
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
472

Другие новости