0
2697
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

21.01.2005 00:00:00

Звездный след майора Миллера

Владимир Рощупкин

Об авторе: Владимир Алексеевич Васильев - профессор Академии военных наук,
Владимир Тимофеевич Рощупкин - профессор Академии военных наук, заслуженный работник культуры РФ.

Тэги: миллер, музыка, биография, война


В минувшие новогодние и рождественские праздники, когда миллионы американцев собрались за семейным столом с непременной индейкой, люди старшего поколения (и не только) подняли бокалы доброго калифорнийского вина под популярные мелодии "В хорошем настроении", "Чаттануга чу-чу", "Сент-Луис блюз". Автор этой чарующей музыки - Гленн Миллер. Майор Миллер - участник Второй мировой войны, причем его заслуги отмечены на фронте особого рода.

МИЛЛИОН АЛЫХ МАКОВ

В последнее десятилетие минувшего века и четыре года века нынешнего самые грандиозные торжества на Западе, связанные с чествованием героев Второй мировой войны, состоялись на севере Франции - в Нормандии, в местах высадки англо-американских войск и частей других стран антигитлеровской коалиции.

В июне 1994 года в Нормандии и в Англии собрались тысячи ветеранов Второй мировой из разных стран. В торжественной обстановке тогдашний президент США Билл Клинтон, он же верховный главнокомандующий, положил большой букет роз к монументу вблизи того места, где была выбита скромная надпись: майор Гленн Миллер, 1904-1944.

Примерно так же проходила мемориальная церемония на берегах Ла-Манша и в июне 2004 года. Бомбардировщики "Ланкастер" британских Королевских ВВС времен Второй мировой войны сбросили над Ла-Маншем миллион алых маков.

Все это время над пляжами Нормандии, в городках и деревнях звучали бодрые военные марши, танцевальные и песенные мелодии. Многие из этих мелодий стали всемирно популярны благодаря тому, что их аранжировщиком, автором и исполнителем в 30-40-х годах был известный американский музыкант, композитор и дирижер Гленн Миллер.

Гленн Миллер родился 1 марта (по другим данным - 29 февраля) 1904 года в г. Клариндж, штат Айова, в простой американской семье, корни которой, кстати, уходят в Россию. После окончания школы поступает на учебу в университет штата Колорадо, где проявляет заметные успехи в музыке - в аранжировке, в игре на кларнете и саксофоне (на мандолине и тромбоне он научился играть еще в детстве).

Первая пластинка Гленна Миллера появилась в 1935 году. На ней были записаны две мелодии его собственного сочинения: "Лунный свет над Гангом" и "Блюзовая серенада" (это название можно перевести и как "Серенада в грустных тонах").

Но свой первый оркестр танцевальной музыки Миллер создает только в 1937 году. А уже год спустя оркестр под управлением Гленна Миллера становится широко известным в Америке. Тогда он носил громкое название "Каза Лома Бэнд Гленна Миллера", который играл для публики в казино под названием "Казино Гленна Миллера".

Все танцевальные мелодии, которые были популярны в Америке в ту пору: танго, фокстрот, свинг, буги-вуги и другие, - исполнялись в необычной манере, которая сразу же получила название "музыка Гленна Миллера".

Общенациональная слава пришла к композитору в марте 1939 года, когда его грампластинки с записями танцевальных мелодий в стиле свинг "Серенада лунного света" и "Каприз" вышли миллионными тиражами. Затем имя Миллера вновь появилось на устах миллионов американцев в мае 1941 года. Это было после выхода на экран "Серенады Солнечной долины" с Соней Хени в главной роли. Попала эта картина и в СССР - под видом "трофейной". Несколько поколений советской молодежи распевали и насвистывали мелодии из этого фильма, ставшего у нас культовым.

Прозвучавшая в картине композиция "Чаттануга чу-чу" разошлась на грампластинках миллионным тиражом и принесла Миллеру престижную награду - Золотой диск от крупнейшей фирмы звукозаписи RCA Victor.

АМЕРИКАНСКИЙ ПАТРУЛЬ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ

В 1939-1941 годах, когда Америка беззаботно танцевала под мелодии Гленна Миллера, в Европе уже шла Вторая мировая война.

Президент США Рузвельт поставил задачу: к середине 1944 года иметь десятимиллионные вооруженные силы, в том числе не менее 88 тысяч самолетов и два миллиона триста тысяч военнослужащих ВВС. За три года требовалось призвать, обучить и переобучить не менее 10 млн. американцев в возрасте от 18 до 49 лет.

Командование долго ломало голову, как смягчить миллионам молодых людей психологическую ломку при резком переходе на жесткий режим военной службы. Выход был найден в использовании опыта СССР, где для поддержания боевого духа бойцов и командиров в Красной Армии были созданы многочисленные фронтовые бригады артистов, певцов и музыкантов.

Было решено ввести в штаты частей военные оркестры. Американские музыканты, композиторы и аранжировщики охотно откликнулись и стали добровольно вступать в вооруженные силы целыми группами и оркестрами. Таким образом и Гленн Миллер в 1942 году добровольно поступил на службу в авиацию, хотя в 38 лет он уже не подлежал призыву... Его назначили директором и руководителем военного оркестра # 418 ВВС армии США и осенью того же года присвоили воинское звание капитана.

Весной 1944 года основной объем работы американских военных оркестров переносился в Англию и Италию, где сконцентрировались основные силы экспедиционных войск. 1 июня 1944 года Миллер прибывает на самолете в Англию. Здесь он возглавил оркестр объединенных ВВС, составленный из самых лучших музыкантов симфонических коллективов Бостона, Нью-Йорка, Чикаго и Филадельфии. А через четыре дня началась высадка англо-американских войск в Нормандии.

Первый концерт на британской земле оркестр Гленна Миллера дал уже 9 июня 1944 года в городе Бедфордже, что в 50 км от Лондона. Вскоре Миллер (в Англии он получил очередное звание - майор) и его товарищи стали свидетелями варварских атак германских крылатых ракет Фау-1 на Лондон и его окрестности.

С июня по декабрь 1944 года оркестр Гленна Миллера дал более двухсот концертов на военно-воздушных базах Королевских ВВС Великобритании, на базах ВВС США, в офицерских клубах и других местах. Успех был колоссальным. Всего же, если считать вместе с выступлениями на радио, которые напрямую передавались в эфир, таких концертов было 800.

Интересная судьба у песенки "Чаттануга чу-чу". Музыку к ней написал Гарри Уоррен, а текст сочинил Мак Гордон. Содержимое этого хита незамысловато: герой, от лица которого ведется повествование, решил вернуться из большого города в родную Чаттанугу. В ожидании поезда он беседует с вокзальным мальчишкой - чистильщиком обуви. Так вот, кодовое наименование "Чаттануга" носила в 1944 году операция ВВС США перед высадкой союзников в Нормандии.

ЗВЕЗДНЫЙ СЛЕД И ТАЙНЫ ЗВУЧАНИЯ

В конце ноября 1944 года Гленн Миллер предложил друзьям: "Парни, а не дать ли нам большой концерт в Париже в ночь с 24 на 25 декабря, в честь Рождества Христова?" Предложение было принято.

Решили переправить в Париж оркестр по частям на обычных военно-транспортных самолетах DC-3 и С-47. Первым должен был вылететь майор Миллер, чтобы уже в Париже принимать по очереди своих товарищей. Его вылет был назначен на утро 15 декабря 1944 года с аэродрома Твин Вудз, располагавшегося близ Бедфорда. Пилотом был сержант Морган из состава 35-й эскадрильи военно-транспортной авиации ВВС армии США. Для перелета был выделен одномоторный четырехместный самолет "Норсман" с бортовым номером UC-64 A.

Несмотря на дождь и туман, самолет взлетел и взял курс на Париж, быстро скрывшись в низко стелющейся молочной пелене. Больше его никто и нигде не видел...

Что касается оркестра, то он был благополучно доставлен по частям в Париж, где дал блестящий концерт для союзных офицеров в одном из лучших ресторанов Парижа. Правда, руководил оркестром уже не Гленн Миллер...

Разумеется, исчезновение такой известной личности, как Гленн Миллер, не могло пройти бесследно. Верховный главнокомандующий союзными силами в Европе, четырехзвездный генерал Дуайт Эйзенхауэр (впоследствии президент США), приказал провести крупномасштабные поиски самолета и его пассажиров. Но они оказались безрезультатными, и поэтому было принято решение объявить о том, что самолет и пассажиры пропали без вести.

25 декабря 1944 года, спустя десять дней после исчезновения музыканта, газеты кратко сообщили: "Майор Гленн Миллер, директор оркестра ВВС армии США, исчез во время перелета из Англии в Париж, как было сообщено сегодня союзным командованием. Никаких следов самолета не обнаружено".

Так таинственно прервался на планете Земля звездный след замечательного музыканта и патриота Гленна Миллера.

В 80-е годы появилась наиболее распространенная версия гибели майора Миллера. Его самолет был поражен британским тяжелым бомбардировщиком "Ланкастер", на большой высоте возвращавшимся на базу в Англию. Экипаж по каким-то причинам в небе Германии не израсходовал боезапас, и бомбы - тогда это практиковалось часто - были сброшены в открытом море. Среди них была и двухтонная супербомба большой разрушительной силы, способная вызвать мощную взрывную волну. Однако официального ответа от британского военного ведомства по поводу этой версии не последовало.

Поиски Гленна Миллера, останков его товарищей и самолета продолжаются и по сей день.

Сегодня, когда исполнилось 100 лет со дня его рождения и 60 лет с того дня, как его не стало, память о нем живет в сердцах десятков миллионов людей уже шесть десятилетий, в том числе и в нашей стране. Музыка великого сына Америки соединила времена и континенты. А главное - людские сердца.

В конце 2004 года в Московском международном Доме музыки состоялся концерт, посвященный памяти американского композитора, военного дирижера и музыканта Гленна Миллера. Казалось, его мелодии, записанные более шести десятилетий назад и звучавшие на всех фронтах Второй мировой войны, вылетели из под сводов Дома музыки и волшебным эхом отразились над Москвой-рекой, над всей заснеженной российской столицей. А исполнял композиции американского джазмена старейший российский джаз-оркестр под управлением Олега Лундстрема.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правящая коалиция в Польше укрепила позиции в крупных городах

Правящая коалиция в Польше укрепила позиции в крупных городах

Валерий Мастеров

Премьер заочно поспорил с президентом о размещении в стране ядерного оружия

0
720
Асад не теряет надежды на сближение с Западом

Асад не теряет надежды на сближение с Западом

Игорь Субботин

Дамаск сообщил о сохранении переговорного канала с Вашингтоном

0
838
ЕС нацелился на "теневой флот" России

ЕС нацелился на "теневой флот" России

Геннадий Петров

В Евросоюзе решили помогать Украине без оглядки на Венгрию

0
1048
Инвестиционные квартиры нужно покупать не в столице, а в Таганроге

Инвестиционные квартиры нужно покупать не в столице, а в Таганроге

Михаил Сергеев

Реальные шансы на возврат денег от приобретения новостроек снижаются

0
815

Другие новости