Начало года - это время, когда редакция сверяет курс с мнением наших читателей. Выяснению их тематических предпочтений всегда посвящен последний интернет-опрос года, который проводится на сайте http://nvo.ng.ru. В этот раз мы решили сделать анализ этих предпочтений за период с 2001 года. Он должен показать, какие темы были наиболее актуальными и насколько нам удалось привлечь к ним внимание читателя. То есть это еще и показатель работы сотрудников редакции и авторов "НВО".
ПРЕДПОЧТЕНИЯ
Самой популярной в газете традиционно остается оружейная тема. Наибольший интерес в 2005 году она представляла для 32,8% - трети читателей (в 2001 году - 36,6%). Это очень серьезный показатель. Когда редакцией было принято решение от простой констатации фактов перейти к анализу состояния оборонной промышленности и оружейного рынка, а в сфере вооружений отдавать предпочтение "высокотехнологическим" статьям, звучали скептические голоса. Мол, наш читатель не готов к разговору на столь высоком уровне. Но мы рискнули печатать статьи, которые, как правило, публикуются только в специализированных журналах для специалистов. В первую очередь это относится к циклам материалов о боевом самолете 5-го поколения и американской системе НПРО.
Но читатель "НВО" статьи не только понял и принял. Эти публикации привели в редакцию новых авторов и открыли путь другим актуальным темам - о военном космосе, оружии на новых физических принципах. А мы убедились, что наш читатель хорошо образован и стремится к новым знаниям. В ситуации, когда на книжных прилавках уже целые штабеля книг по вооружением, а интернет пришел практически в каждый дом, установка на новизну и анализ себя оправдала. Мы постараемся придерживаться этого курса и впредь.
На второе место в списке приоритетов совершенно неожиданно вышло "Военное реформирование" (12,4%, в 2003 году - 7,2%), оттеснив на третье место "Военную историю" (10,9%, в 2003 году - 15,1%). Мы усматриваем две причины этому. Во-первых, в обществе созрело понимание, что военной реформы, как таковой, до сих пор не было, замена срочников контрактниками ничего не меняет и важно обнаружить все кризисные явления в Вооруженных силах, определить способы их устранения. Во-вторых, уровень публикаций "НВО" на эту тему за последний год существенно вырос. Они стали глубже, аналитичнее, обнажают все болевые точки. В этом плане наша газета значительно отличается от большинства печатных СМИ, которые стараются поменьше раздражать министра обороны РФ.
Отрадно, что наш взгляд на современное состояние армии и ее реформирование совпадает с мнением читателя. В 2006 году редакция "НВО" постарается сохранить высокий уровень публикаций. Как бы нам хотелось вообще закрыть эту тему в связи с тем, что Российская армия стала мобильной, обученной, оснащенной самыми современными образцами оружия и военной техники, способной отстаивать интересы России на всем пространстве планеты! Но анализ намерений высшего руководства Минобороны РФ показывает, что тема эта в текущем году станет только актуальней.
Полоса "История" - это своего рода беллетристика в газете. Материалы, которые печатаются под этой рубрикой, должны быть интересно написаны, отличаться новизной информации, иногда - полемичностью. Особенно это касается исторических событий, имеющих связь с актуальными событиями современности, - кавказские войны, Смутное время...
Откат "Истории" на третью позицию в первую очередь показывает, что читателю "НВО" современность стала более интересна, чем прошлое. Это же можно сказать и о полосе "Спецслужбы". Она, как и прежде, проигрывает истории, набрав 8%. Но по сравнению с 2003 годом (13,8%) это можно рассматривать как серьезный провал. Причины редакция видит в следующем: обилие исторических материалов превращает "Спецслужбы" в филиал "Военной истории". Материалы, посвященные современности, чаще всего посвящены террору и антитеррору. Большая их часть могла бы с успехом появиться на полосах "Войны и конфликты", "Армии", "Концепции". Произошло размывание темы.
Редакция понимает, что наша седьмая полоса в первую очередь должна содержать информацию о работе разведки и контрразведки. Но спецслужбы, как известно, не комментируют события и не идут на контакт с прессой. К тому же они сейчас нацелены в первую очередь на борьбу с терроризмом. Тема эта, как ни печально, еще долго будет одной из главных. Соответственно и 7-я страница "НВО" поневоле останется более чем наполовину "антитеррористической".
РЕЙТИНГИ
Все остальные темы, хоть на десятые доли процента, но привлекли большее читательское внимание относительно результатов 2003 года. Выросло и число читающих "НВО" от корки до корки ("Вся газета в целом" - 12,2%, в 2003 году - 10,2%). Для "НВО" это важнейшие показатели, означающие, что курс редакции на аналитический подход, актуальность и остроту подачи материала себя оправдал. Это также означает, что читателя волнуют все стороны жизни и деятельности Вооруженных сил. О том же свидетельствуют многочисленные отклики, которые получает "НВО". И очень отрадно, что из этих откликов очень часто вырастают актуальные статьи, потому что страницы газеты открыты для всех мнений, если они аргументированны, направлены на изживание недостатков, укрепление безопасности России и не содержат оскорблений, а так же призывов к войне и розни между народами.
Внутренний рейтинг "НВО" - не единственный, на который ориентируется редакция. Есть еще мониторинг российской прессы на сайте www.smi.ru, где по пятницам иногда сразу три-четыре статьи из нашего еженедельника попадают в пятерку лучших материалов дня в таких престижных категориях, как "Политика", "Общество", "Заграница", "Технологии". А в рейтинге самых популярных электронных СМИ России по адресу http://top.mail.ru/Rating/MassMedia-Newspapers/Today/Hosts "НВО" устойчиво держится в третьем десятке общего списка в 600 газет. Для специализированного еженедельника это, отметим без ложной скромности, выдающийся результат. И в наступившем 2006 году редакция приложит все силы, чтобы наш читатель получал достоверную информацию, подкрепленную качественным анализом событий.
Рейтинг читательских интересов
2001 |
2003 |
2005 | |
---|---|---|---|
Военное реформирование |
13% |
7,2% |
12,4% |
Военные концепции |
8,4% |
6,4% |
7,3% |
Внешняя военная политика |
11,5% |
5,7% |
5,5% |
Войны и конфликты |
10,7% |
4,9% |
5,5% |
Армии |
3,1% |
2,5% |
3,6% |
Высшая школа |
– |
1,3% |
1,4% |
Военная история |
11,5% |
15,1% |
11,2% |
Вооружения |
36,6% |
33% |
32,5% |
Спецслужбы |
4,6% |
13,8% |
7,9% |
Вся газета в целом |
– |
10,2% |
12,6% |
НВО