0
2384
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

13.07.2007 00:00:00

Портрет с золотым перначом

Тэги: казаки, атаманы, история


В столице донского казачества – Новочеркасске – находится единственная в мире коллекция казачьего портрета ХVIII – начала ХIХ веков. Галерея насчитывает около ста работ. Она разместилась в усадьбе Красный двор, где знаменитый атаман Войска Донского Данила Ефремов, стоявший у власти 15 лет, принимал ногайских султанов и калмыцких нойонов.

Уникальная галерея парадного казачьего портрета зародилась в 1750-е годы и началась именно с портрета Ефремова. Атаман заказал его иконописцу Киево-Печерской мастерской. На портрете облик Ефремова очень схож с изображением гетманов Украины: пожилой мужчина в роскошном парчовом кафтане, у него седые, выстриженные в кружок, волосы, высокий лоб и орлиный нос. В правой руке Ефремов держит символ атаманской власти – вызолоченный пернач (вид булавы), на боку у него шашка с золоченым эфесом. На груди, на синей ленте с бантом, финифтевый портрет Елизаветы Петровны, оправленный драгоценными камнями.

Данила Ефремов, будучи генерал-майором и тайным советником, несмотря на то что его власть была весьма значительна, не отдалялся от рядовых казаков. Каждый мог прийти к нему, и он никому не отказывал в помощи. После смерти атамана почти столетие его могила пребывала в забвении. Надгробная плита и склеп Ефремова лишь недавно были обнаружены на старом кладбище станицы Старочеркасской.

В период правления сына Данилы Ефремова Степана коллекция обогатилась картинами столичной школы. Портреты Петра II, великой княгини Екатерины Алексеевны, Петра III, других венценосцев, а также Анны Карловны Воронцовой кисти известного портретиста Алексея Антропова появились на Дону в ту пору, когда Степан Данилович жил в Петербурге и возглавлял донских казаков в походе на Петергоф во время переворота Екатерины II.

Сохранился портрет и самого Степана, выполненный неизвестным художником. На нем атаман изображен в полный рост с золотым перначом и в богатой одежде. Этой же рукой написан портрет и жены Степана Даниловича – Меланьи Карповны, созданный, вероятно, к знаменитой свадьбе атамана, приблизительно в 1755 году. Легендарная донская красавица была третьей женой атамана. Она была из простого казачьего рода и до замужества торговала бубликами на Черкасском рынке, где и встретилась со Степаном. Сраженный ее красотой и бойкостью, будучи уже в возрасте, влюбился он в юную казачку, на 20 лет моложе. Вскоре с необыкновенной пышностью была сыграна свадьба, на которой вся станица пировала неделю. Меланья первой на Дону запрягла лошадей в карету. Карета была без рессор, на ремнях, усеянных медными гвоздями. Когда она проезжала по центральной улице Черкасска, горожане почтительно кланялись и говорили: «Сама едет, атаманша Меланья Карповна».

Муж задаривал молодую жену нарядами и драгоценностями, которые очень хорошо видны на дошедшем до нас портрете Меланьи. Так, чикилики представляли собой вязаную сетку из крупного жемчуга, которая, выходя из-под головного убора, свисала над ушами. Арест и ссылка Степана Ефремова за растрату стала для Меланьи неожиданным и жестоким ударом: все имущество атамана было отписано в казну, а ей назначено скромное довольствие. Со смертью Степана в 1784 году закончилось 34-летнее правление династии Ефремовых на Дону.

В галерее не только фамильные портреты Ефремовых, но и других знаменитых дончан. Среди них портрет участника Русско-турецкой войны Алексея Краснощекова, походного атамана Ивана Иловайского который изображен в зеленой черкеске, надетой поверх расшитого кафтана, подпоясанного восточным поясом. Сохранился и портрет сына Ивана Иловайского – Алексея, который был на Дону войсковым атаманом 22 года.

Коллекция портретов по завещанию невестки Степана Ефремова – Авдотьи Акимовны – хранилась в Старочеркасском женском монастыре, затем в Атаманском дворце в Новочеркасске, а в начале ХХ века картины были переданы в Новочеркасский музей истории донского казачества. Во время Гражданской войны, вместе с другими реликвиями, картины были вывезены за рубеж и вернулись в музей только в 1946 году из Праги.

Сегодня донские атаманы, как и в старину, заказывают свои портреты. У атамана Всевеликого войска Донского Николая Козицына их два. Один выполнен известным художником Геннадием Запечным. На портретах войсковой атаман, как и положено, в парадной одежде со всеми регалиями и наградами.

Ростов-на-Дону


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правящая коалиция в Польше укрепила позиции в крупных городах

Правящая коалиция в Польше укрепила позиции в крупных городах

Валерий Мастеров

Премьер заочно поспорил с президентом о размещении в стране ядерного оружия

0
1083
Асад не теряет надежды на сближение с Западом

Асад не теряет надежды на сближение с Западом

Игорь Субботин

Дамаск сообщил о сохранении переговорного канала с Вашингтоном

0
1308
ЕС нацелился на "теневой флот" России

ЕС нацелился на "теневой флот" России

Геннадий Петров

В Евросоюзе решили помогать Украине без оглядки на Венгрию

0
1660
Инвестиционные квартиры нужно покупать не в столице, а в Таганроге

Инвестиционные квартиры нужно покупать не в столице, а в Таганроге

Михаил Сергеев

Реальные шансы на возврат денег от приобретения новостроек снижаются

0
1203

Другие новости