В столице донского казачества – Новочеркасске – находится единственная в мире коллекция казачьего портрета ХVIII – начала ХIХ веков. Галерея насчитывает около ста работ. Она разместилась в усадьбе Красный двор, где знаменитый атаман Войска Донского Данила Ефремов, стоявший у власти 15 лет, принимал ногайских султанов и калмыцких нойонов.
Уникальная галерея парадного казачьего портрета зародилась в 1750-е годы и началась именно с портрета Ефремова. Атаман заказал его иконописцу Киево-Печерской мастерской. На портрете облик Ефремова очень схож с изображением гетманов Украины: пожилой мужчина в роскошном парчовом кафтане, у него седые, выстриженные в кружок, волосы, высокий лоб и орлиный нос. В правой руке Ефремов держит символ атаманской власти – вызолоченный пернач (вид булавы), на боку у него шашка с золоченым эфесом. На груди, на синей ленте с бантом, финифтевый портрет Елизаветы Петровны, оправленный драгоценными камнями.
Данила Ефремов, будучи генерал-майором и тайным советником, несмотря на то что его власть была весьма значительна, не отдалялся от рядовых казаков. Каждый мог прийти к нему, и он никому не отказывал в помощи. После смерти атамана почти столетие его могила пребывала в забвении. Надгробная плита и склеп Ефремова лишь недавно были обнаружены на старом кладбище станицы Старочеркасской.
В период правления сына Данилы Ефремова Степана коллекция обогатилась картинами столичной школы. Портреты Петра II, великой княгини Екатерины Алексеевны, Петра III, других венценосцев, а также Анны Карловны Воронцовой кисти известного портретиста Алексея Антропова появились на Дону в ту пору, когда Степан Данилович жил в Петербурге и возглавлял донских казаков в походе на Петергоф во время переворота Екатерины II.
Сохранился портрет и самого Степана, выполненный неизвестным художником. На нем атаман изображен в полный рост с золотым перначом и в богатой одежде. Этой же рукой написан портрет и жены Степана Даниловича – Меланьи Карповны, созданный, вероятно, к знаменитой свадьбе атамана, приблизительно в 1755 году. Легендарная донская красавица была третьей женой атамана. Она была из простого казачьего рода и до замужества торговала бубликами на Черкасском рынке, где и встретилась со Степаном. Сраженный ее красотой и бойкостью, будучи уже в возрасте, влюбился он в юную казачку, на 20 лет моложе. Вскоре с необыкновенной пышностью была сыграна свадьба, на которой вся станица пировала неделю. Меланья первой на Дону запрягла лошадей в карету. Карета была без рессор, на ремнях, усеянных медными гвоздями. Когда она проезжала по центральной улице Черкасска, горожане почтительно кланялись и говорили: «Сама едет, атаманша Меланья Карповна».
Муж задаривал молодую жену нарядами и драгоценностями, которые очень хорошо видны на дошедшем до нас портрете Меланьи. Так, чикилики представляли собой вязаную сетку из крупного жемчуга, которая, выходя из-под головного убора, свисала над ушами. Арест и ссылка Степана Ефремова за растрату стала для Меланьи неожиданным и жестоким ударом: все имущество атамана было отписано в казну, а ей назначено скромное довольствие. Со смертью Степана в 1784 году закончилось 34-летнее правление династии Ефремовых на Дону.
В галерее не только фамильные портреты Ефремовых, но и других знаменитых дончан. Среди них портрет участника Русско-турецкой войны Алексея Краснощекова, походного атамана Ивана Иловайского который изображен в зеленой черкеске, надетой поверх расшитого кафтана, подпоясанного восточным поясом. Сохранился и портрет сына Ивана Иловайского – Алексея, который был на Дону войсковым атаманом 22 года.
Коллекция портретов по завещанию невестки Степана Ефремова – Авдотьи Акимовны – хранилась в Старочеркасском женском монастыре, затем в Атаманском дворце в Новочеркасске, а в начале ХХ века картины были переданы в Новочеркасский музей истории донского казачества. Во время Гражданской войны, вместе с другими реликвиями, картины были вывезены за рубеж и вернулись в музей только в 1946 году из Праги.
Сегодня донские атаманы, как и в старину, заказывают свои портреты. У атамана Всевеликого войска Донского Николая Козицына их два. Один выполнен известным художником Геннадием Запечным. На портретах войсковой атаман, как и положено, в парадной одежде со всеми регалиями и наградами.
Ростов-на-Дону