Касатонов И.В. Черноморская эскадра. 1940-1961: Участие в Великой Отечественной войне. Закат эры линейных кораблей. – М.: Издательство «А2-А4», 2007. – 776 с., ил. Тираж 5000 экз.
Адмирал Игорь Касатонов в 1991–1992 годах командовал Черноморским флотом и сохранил его для России. Поэтому имеет моральное право не только говорить об истории этого оперативно-стратегического объединения, но и давать оценки решениям прежних лет. А также людям, которые эти решения принимали, – Сталину, Хрущеву, различным военачальникам.
ОТ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ДО ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
Обстоятельный труд Игоря Касатонова начинается с преодоления последствий Цусимы, когда в России перед Первой мировой возрождался флот. Началась эпоха линкоров, и наша страна тоже стремилась не отстать от общемировых тенденций. Изменившаяся военно-морская стратегия требовала также скоростных эсминцев, подводных лодок и морской авиации.
Но морская война пошла совсем не так, как предсказывали теоретики. Дредноуты не оправдали вложенных в них средств. Подводные лодки поставили на якорь все тихоходные крейсера Черноморского флота. Морские мины на долгие месяцы выводили из строя линкоры. Авиация не только вела разведку и корректировала артиллерийский огонь, но и сама наносила удары с воздуха по кораблям.
После Гражданской войны флот снова пришлось возрождать. Но средств не хватало даже просто на достройку всех кораблей, заложенных на верфях еще до революционных потрясений. Только в 1934 году Сталин посчитал необходимым и возможным развернуть строительство большого Военно-морского флота. Но к началу Великой Отечественной войны судостроительные программы выполнить не удалось. Главная причина – репрессии, выбившие квалифицированных конструкторов, технологов, инженеров и рабочих. ВМФ тоже пострадал, лишившись многих инициативных, думающих командиров.
Черноморский флот предполагалось использовать для борьбы с крупными соединениями надводных кораблей противника, предотвращения высадки морских десантов, для защиты морских путей. Ударам по портам врага и нарушению морских перевозок придавалось второстепенное значение. Оборонительные задачи всерьез не разрабатывались.
Никто не ожидал, что флот придется защищать с суши, а не с моря, и самим высаживать десанты в зимние шторма. Игорь Касатонов пишет и о героизме, и о глупости, и о брошенных 80 тысячах защитников Севастополя, по сути сданных в плен командованием.
НЕЛЕГКИЕ ПЯТИДЕСЯТЫЕ
Послевоенная история флота – это постоянная борьба за его «живучесть». Ракетно-ядерное оружие изменило концепции войны. Тяжелые корабли резали на металлолом. Строили новые, каких прежде не существовало, вооружали зачастую неотработанными, «сырыми» системами.
Георгий Жуков, не любивший и «не понимавший» ВМФ, тоже приложил свою тяжелую руку к его бедам. Инспекция маршала Балтийского и Северного флотов привела к увольнению почти трех тысяч офицеров. А путешествие министра обороны на крейсере «Куйбышев» в Югославию по драматизму не уступает периоду войны. Речь снова шла о выживании. Экипаж и флотское руководство шли на невиданные ухищрения и нарушения устава, чтобы не прогневать вспыльчивого полководца Победы. Жуков остался доволен и даже попытался ввести некоторые новации, облегчающие службу. Но тут четырежды Герой Советского Союза сам угодил в опалу. А следом Хрущев устроил массовые сокращения, нанесшие непоправимый вред и флоту, и армии.
Но в то же время ВМФ строился, осваивался в новых условиях, выходил в Средиземное море, где уже началось жесткое противостояние с корабельными группировками НАТО и США. Время летит так быстро, что происходившее, казалось бы, только вчера, сегодня уже стало далеким прошлым: первые межтеатровые походы, передача кораблей Индонезии в 1959 году.
Одним из следствий хрущевского сокращения стал поход трех кораблей ЧФ на Дальний Восток Северным морским путем. Ракетный корабль «Упорный», эсминцы «Бесшумный» и «Безбоязненный» отправились по маршруту Севастополь–Владивосток в начале лета 1961 года. Позже к ним присоединились 11 тральщиков и спасательное судно. Солнце круглые сутки, плавающие льды, стремительно налетающая непогода – переход выпал нелегкий. Но стояла задача не просто его совершить, а пройти школу ратного мастерства, чтобы на Тихий океан корабли прибыли в полной боевой готовности, способными с ходу выполнить любое задание. Тяжелейший многомесячный ледовый поход прошел без ЧП, аварий и поломок. Завершился он в октябре...
ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ
С большим теплом и уважением Игорь Касатонов пишет о коллегах-моряках. В книгу вошли очерки о флагманах – командующих Черноморской эскадрой. При участии полковника запаса Геннадия Рыжонка написаны биографии первого командующего эскадрой Льва Владимирского, контр-адмирала Николая Басистого, Адмирала Флота Советского Союза Сергея Горшкова, вице-адмирала Виктора Пархоменко, вице-адмирала Петра Уварова, вице-адмирала Василия Чалого, контр-адмирала Николая Никольского, контр-адмирала Виктора Сысоева. Что примечательно, в своем большинстве они родились в сугубо сухопутных регионах, а всю жизнь посвятили морю.
Но главный герой книги, безусловно, – Черноморский флот. Автор еще и еще раз возвращается к славным страницам истории, тяжелым годам Великой Отечественной войны, показывая доблесть моряков, их отвагу и преданность Родине.
Особая и трагическая глава – гибель линкора «Новороссийск». Игорь Касатонов предлагает свою версию взрыва этого бывшего итальянского корабля. Возможно, взрывчатка была заложена в корпус англичанами после войны. Об этом могут свидетельствовать свежезаваренные и закрашенные проемы в придонной переборке носовой части.
Гибель корабля и многих людей была использована руководством страны для расправы над главнокомандующим ВМФ Николаем Кузнецовым и рядом других адмиралов. Так и не расследованный взрыв старого итальянского линкора послужил поводом для ликвидации целого ряда крупных боевых кораблей и прекращения их строительства...