0
6260
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

21.11.2008 00:00:00

Замок в тюрьме

Тэги: история, замок, тюрьма


история, замок, тюрьма Даже не верится, что это территория исправительной колонии.
Фото Александра Зиборева

Совсем недавно в Калининграде, в музейном историческом комплексе «Фридландские ворота», состоялась международная конференция, посвященная использованию исторических памятников архитектуры и культуры российского анклава, оставшихся от прежних немецких хозяев: средневековых замков, фортов, крепостей, бастионов. В работе этого необычного форума приняли участие не только местные краеведы, ученые, сотрудники исторических музеев, бизнесмены и представители властей региона, но и исследователи прошлого из Польши, Литвы, Германии, Голландии.

ОСНОВАН В XIII ВЕКЕ

Прозвучала целая серия научных докладов и лекций, но настоящей сенсацией стало выступление главы муниципального образования «Гвардейский район», в прошлом военного летчика и предпринимателя Игоря Барскова. Он выразил согласие с мнением большинства присутствующих о том, что необходимо передавать памятники Средневековья и более позднего периода в частные руки, выставлять их на аукционы с целью дальнейшей реконструкции и превращения в музеи, туристические комплексы.

«К сожалению, наше государство не справляется с этой задачей, – отметил Барсков. – Большинство крепостей, фортов и замков, которые сразу после войны можно было восстановить, как это сделали с дворцами Ленинградской области, Лейпцига, Варшавы, Форбурга, Гданьска, у нас превратились в овощехранилища, склады и были растащены на кирпичи. Некоторые крепостные и замковые сооружения еще можно спасти и превратить в объекты для развития туризма, развлекательные комплексы. К примеру, у нас в Гвардейске в приличном состоянии находится спрятанный на территории исправительной колонии № 7 за колючей проволокой замковый комплекс кирпичной кладки. Причем сегодня он совершенно не используется ни как памятник культуры, истории, архитектуры, ни как пенитенциарное учреждение».

В этом участники международной конференции убедились, согласившись с предложением Игоря Барскова съездить в ИК-7, куда обычно не пускают ни калининградцев, ни тем более иностранцев. Однако с разрешения начальника Калининградского УИНа полковника Виктора Ряжева поездка все же состоялась. Прибывшие в «семерочку» гости смогли взглянуть на архитектурное чудо – главный корпус замка Тапиау, полюбоваться тронным залом герцога Брандербургского, сводчатыми узорами стен и потолков с мраморными изваяниями фигур орлов и драконов, оленей, кабанов и рыцарей Тевтонского ордена.

– Тапиау сегодня единственный в Калининградской области замок, который со времен своего основания, почти за восемь веков, не пострадал ни от одной из многочисленных войн, – рассказал мне известный в области историк калининградских правоохранительных органов и спецслужб полковник милиции Юрий Ржевцев. – Это памятник архитектуры федерального значения, во многом сохранившийся именно и только благодаря тому, что в нем начиная с 1878 года размещались┘ пенитенциарные учреждения – вначале восточно-прусская тюрьма, а затем советские исправительно-трудовые колонии. Но перед этим замок имел богатейшую историю. Он был основан первоначально как крепость в 1280 году для защиты от набегов язычников-литвинов на земли Тевтонского ордена. Здесь по одному из преданий в течение почти пяти лет жил и работал великий астроном Николай Коперник. В 1469 году, уже после утраты Тевтонским орденом своей столицы Мариенбурга (ныне – польский Мальборк), в крепость Тапиау свезли архив ордена. Здесь ему суждено было находиться до 1722 года. Сейчас он хранится в Берлине в фондах частного архива, именуемого почему-то «Секретным».

В XVI веке крепость Тапиау была значительно перестроена, в результате чего приняла вид замка, который был объявлен резиденцией прусского герцога Альбрехта Бранденбургского. В этом замке легендарный герцог и закончил свой нелегкий, но оказавшийся богатым на великие свершения земной путь. Он скончался 20 февраля 1568 года от апоплексического удара.

Когда в период Семилетней войны Восточную Пруссию заняли российские войска, в замке разместился русский гарнизон, который подчинялся находившемуся в Кенигсберге генералу Василию Суворову – отцу великого полководца Александра Суворова.

Тапиаусская тюрьма № 3 в апреле 1945-го вошла в структуры аппарата уполномоченного НКВД СССР на 3-м Белорусском фронте. В ней содержались под стражей военные преступники из числа видных немецко-фашистских чиновников и военачальников рангом, как правило, не ниже командиров соединений. В 1946 году тюрьму реорганизовали в детскую трудовую колонию для несовершеннолетних граждан немецкой национальности с лимитом в 600 человек. С 1 сентября 1998 года и по сей день исправительная колония № 7 – в ведении Министерства юстиции РФ.

НУЖНА НОВАЯ КОЛОНИЯ

В советские времена в колонии, в том числе и в главном замковом корпусе, отбывали наказание до 1500 человек. Сегодня, по официальным данным, в России насчитывается чуть больше миллиона осужденных. Калининградская область в связи с особым анклавным положением с 1999 года правонарушителей из других регионов России в свои исправительные колонии не принимает. Преступность по сравнению с «лихими девяностыми» в области резко снизилась, и количество койко-мест сократилось в три раза – до 500. Необходимость использования основного корпуса замка в качестве жилого помещения для заключенных отпала.

Нынче обитатели «семерочки» живут в уютных жилых помещениях, которые выглядят лучше любой солдатской казармы, – без привычных тюремных нар, с блеском надраенными паркетными полами, аквариумом с редкими видами рыб и телевизором. Сегодня, проходя мимо главного замкового корпуса, заключенные в ИК-7, конечно, рыцарями себя не чувствуют и в свободное время заходят помолиться в построенную недавно православную часовню, почитать в местной библиотеке местную многотиражную газету «Семерочка».

Сидят в ИК-7 в основном люди, совершившие незначительные преступления, по «первой ходке», а поэтому в XXI веке многие заключенные, отсидев полный срок, не могут попасть в законсервированный главный корпус замка. Уютно в кабинетах Тапиау, перестроенных в XIX веке под тюремное заведение, офицерскому персоналу в зданиях управления, над которыми возвышается средневековый флигель с часами.

– Замок Тапиау – одна из главных исторических достопримечательностей Калининградской области, и мы должны заставить ее работать на развитие туристической отрасли региона, – заявил в беседе с корреспондентом «НВО» глава Гвардейского района Игорь Барсков. – Сейчас мы ищем в России и за рубежом мощного инвестора, который согласился бы построить у нас в Янтарном крае новую тюрьму для переселения в нее жителей «семерки», а взамен мы бы смогли с его помощью создать исторический музейный европейский туристический центр, реконструировав в Гвардейске замковые сооружения Тапиау. Сейчас многие наши археологи и музейщики готовы предоставить ценные экспонаты, начиная от рыцарских доспехов, копий и мечей, украсить его картинами из запасного фонда известных музеев России и Евросоюза. Нынче мы заканчиваем печатать туристический буклет-фотоальбом «Замок Тапиау». Нашу идею поддерживает и правительство области, и его глава Георгий Боос.

Этот факт мне подтвердила пресс-секретарь областного правительства Ирина Смирнова. При этом Смирнова напомнила, что действительно в Москву за подписью Бооса направлено письмо, в котором предлагается перевести 50 объектов культурного наследия из федеральной собственности в областную. В этом документе говорится и о реконструкции замка Тапиау.

– Но для этого нужно постановление и воля правительства РФ, – считает главный инспектор службы государственной охраны культурного наследия Калининградской области Леонид Самарин, – соответствующий федеральный закон, принятый Госдумой в июле 2002 года, позволяет передать замок Тапиау в частные руки. Вести эту работу крайне необходимо. Сегодня на территории области 1603 исторических памятника архитектуры и культуры различной собственности. И если их не использовать по-хозяйски, они будут окончательно разграблены и бесследно исчезнут, как это уже происходило со многими замками в регионе.

По твердому убеждению региональной ассоциации туристических компаний, администрация колонии № 7 в Гвардейске могла зарабатывать неплохие деньги на экскурсиях в главный корпус замка Тапиау.

Впрочем, как подчеркнула пресс-секретарь Калининградского УИНа, майор внутренней службы Регина Ржевцева, не надо забывать, что замок стоит на территории колонии и общий режим содержания осужденных определен законом. К тому же «семерка» занимается производством строительных материалов – керамзитных кирпичей, утеплительных блоков и помогает в развитии стройиндустрии области. Осужденные здесь трудятся, зарабатывая по 109 руб. в сутки. При этом желающие имеют возможность осваивать в существующем в колонии техническом училище весьма востребованные сегодня специальности – сварщика, токаря, электрика. А молодые осужденные – получать высшее образование.

В УИН не против воплощения в жизнь идей Барскова и так же как он, считают, что нужен крупный инвестор, который смог бы построить новую исправительную колонию общего режима. Но сможет ли глава Гвардейского района найти сегодня такого крупного спонсора, сделать замок Тапиау доступным для туристов?

Между прочим, как удалось выяснить «НВО», еще в советское время в администрацию области поступило предложение из Германии: поможем построить новую тюрьму взамен на реконструкцию и создание музея «Восточная Пруссия» в замке Тапиау. Но тогда это предложение отвергли. Ведь Калининградская область была закрыта для посещения иностранными туристами. К тому же в окрестностях Гвардейска тогда располагались ракетные части.

Но это было вчера...

Калининград


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
932
Нелюбовь к букве «р»

Нелюбовь к букве «р»

Александр Хорт

Пародия на произведения Евгения Водолазкина и Леонида Юзефовича

0
672
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
330
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
453

Другие новости