0
5503
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

23.01.2009 00:00:00

Полководцы готовятся к завтрашней войне

Тэги: войны, конфликты, итоги


А.В.Усиков, Г.А.Бурутин, В.А.Гаврилов, С.Л.Ташлыков. Военное искусство в локальных войнах и вооруженных конфликтах. Вторая половина XX – начало XXI века. Под общей редакцией генерал-полковника А.С.Рукшина. – М.: Военное издательство, 2008. – 765 с., ил.

Такие книги выходят не часто. Тем более – связанные с актуальными проблемами военного искусства, организацией боевых действий, проявленных в войнах последнего времени. А их было немало. Как на территории нашей страны и постсоветском пространстве (вспомним две чеченские кампании, боевые действия в Приднестровье, Нагорном Карабахе, Абхазии, Южной Осетии, Таджикистане), так и за рубежом. Корея, Вьетнам, Ангола, Египет, Израиль, Афганистан, Югославия, Ирак, Сомали и далее везде.

По мнению многих ученых, в том числе и западных, война до сих пор, несмотря на все гуманистические призывы, продолжает оставаться явлением, присущим людям. Хотя, безусловно, современные войны и вооруженные конфликты прикрыты маской риторики, объясняются защитой демократии и свободы, но на самом деле они вспыхивают из-за борьбы за политическую и экономическую власть, в том числе за территории и энергетические ресурсы. По американской статистике, к началу XXI века человечество продолжало жить в условиях 40 неурегулированных конфликтов, причем примерно в каждом из 5–10 случаев разворачивались активные боевые действия.

И хотя Третья мировая война представляется маловероятной, она уже давно идет в «холодном формате», в виде политического, экономического, идеологического, информационного и психологического противоборства, выливаясь в беспрецедентную гонку вооружений, рост военных расходов, а часто и в военные конфликты, в которых задействованы отдельные страны и коалиции государств, а также их армии и вооруженные формирования. Мир переживает не ослабление военной опасности, а ее эскалацию. Появились и были опробованы новые виды и формы силового противоборства, менее очевидные, но не менее опасные. Такие, как «балансирование на грани войны», «военное устрашение», «демонстрация флага», «дипломатия канонерок», «ядерный ультиматум», «принуждение к миру», «превентивный удар», «борьба с международным терроризмом»┘ Моральными и демократическими становятся вооруженные вмешательства в дела других государств под лозунгом продвижения свободы и демократии, выборочной ликвидации деспотических режимов. Перечисление можно продолжать и дальше.

Ряд российских военных ученых, в том числе сотрудники Института военной истории Минобороны, а также Генерального штаба Вооруженных сил России, Главного оперативного управления ГШ, других главных и центральных управлений военного ведомства, главкоматов Сухопутных войск, ВВС и ВМФ, военных академий и университетов под общей редакцией недавнего начальника ГОУ ГШ Александра Рукшина решили проанализировать прошедшие в последние 60 лет войны и конфликты, выявить их основные тенденции и характерные черты, искусство полководцев и организаторов боевых операций, сделать из них свои выводы и предложить свои рекомендации тем, кто сегодня стоит у руля государства и армии, кто командует округами и флотами, соединениями и частями, кто изучает военное дело. Кому, хочешь ты того или нет, придется принимать участие в войнах и вооруженных конфликтах завтрашнего дня, добиваться в них успеха. А победа, как утверждал итальянский генерал Джулио Дуэ, улыбается тем, кто предчувствует изменения в характере войны, а не тем, кто ждет изменений в надежде приспособиться к ним.

В книге «Военное искусство в локальных войнах и вооруженных конфликтах», выпущенной Воениздатом в конце минувшего года, все это есть. Не только «предчувствия изменений в характере войны», но и глубокий анализ тех эволюций, которые произошли в искусстве ведения боевых действий за последние годы, в применении оружия и боевой техники, использовании благоприятной для победителя оперативной обстановки и тактических приемов. Авторы этого труда исходили из того постулата, что боевой опыт как сгусток военной мудрости, выработанный на основе анализа всего положительного и отрицательного, всегда будет сохранять свою ценность для военного человека. А пренебрегать опытом любой войны, справедливой или даже агрессивной, недопустимо.

В чем достоинства книги? В том, что она классифицирует современные войны и вооруженные конфликты, выделяет их типовую принадлежность. Вскрывает военно-политическое содержание локальных войн, их военно-политические и оперативно-стратегические цели, масштабы, способы развязывания, используемые силы и средства, виды, способы и формы вооруженной борьбы. Продолжительность и интенсивность боевых действий, их итоги и уроки. Кроме того, обобщен опыт создания, развертывания, подготовки и применения крупных оперативно-стратегических группировок. В том числе и Вооруженных сил СССР (Чехословакия, Афганистан) и, конечно, США и НАТО (операции «Лис пустыни», «Союзническая сила», «Несгибаемая свобода», «Свобода Ираку»).

Авторы труда анализируют влияние опыта прошедших боевых действий на развитие и совершенствование организационной структуры вооруженных сил, форм и способов их применения, а также основные направления модернизации системы управления войсками и войсковыми группировками в ходе подготовки и ведения боя. Книга показывает, что одним из факторов успеха в любой войне является устойчивое и оперативное управление, применение различных систем обеспечения боя, в том числе и РЭБ. И нельзя не отметить, что, пожалуй, впервые в отечественной научно-прикладной литературе здесь исследован такой специфический вид военной деятельности, как миротворческие операции. Принуждения к миру и поддержания мира. Весь этот анализ проводится на обширном фактическом материале и в конкретных временных рамках, при этом прослеживается эволюция тех или иных взглядов на организацию и проведение боевой операции.

Остается добавить, что тираж «Военного искусства» очень невелик, даже по меркам сегодняшнего дня. Пять тысяч экземпляров книги отправлены в военные библиотеки Генштаба, главкоматов, воинских частей и соединений и, конечно, академий и университетов. Только тысяча поступила в продажу. Тем, кто ее купил, можно сказать, крепко повезло.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
849
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1524
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1360
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2554

Другие новости