0
4704
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

30.08.2013 00:01:00

Петр Димов – настоящий человек

Игорь Иванов

Об авторе: Игорь Янович Иванов много лет проработал в системе МИДа. Неоднократно выезжал в заграничные командировки, собрал богатый материал о жизни наших соотечественников за рубежом. Член Союза журналистов Москвы.

Тэги: рассказ, африка, конго


рассказ, африка, конго Красивые негритянские девушки выстроились в очередь, чтобы носить на руках белого мужчину. Фото Reuters

В начале 1990-х годов военно-воздушные силы Народной Республики Конго насчитывали 10 самолетов МиГ-21. В силу врожденной неприспособленности африканского населения к обращению со сложной техникой, обслуживанием указанного парка летательных аппаратов занимались два сотрудника из группы российских военных специалистов: механик и электронщик. А полеты на этих «МиГах» осуществлял русский летчик из той же группы. Таким образом, трое наших парней поддерживали ВВС Конго в боевой готовности.
Звали единственного летчика Петр Димов. Однажды он не вернулся из полета.
ПОЛЕТ В ДРУГУЮ СТОРОНУ
Начало полета прошло как обычно. Убедившись в работоспособности бортовых узлов и агрегатов, летчик посчитал программу полета завершенной и взял курс на аэродром. Связался с башней, запросил разрешения на посадку. Диспетчер башни после небольшой паузы задал встречный вопрос.
– У меня с минуты на минуту ожидается прибытие правительственного самолета с министрами на борту. Вы не могли бы покружить где-нибудь четверть часика, пока я их посажу?
Димов сообщил диспетчеру, что топлива у него на полчаса. Тот обрадовался:
– Отлично! Ждем через полчаса.
За время, проведенное в Конго, Петр до деталей отработал маршрут полета. Сначала в направлении на юго-запад над рекой километров 100, затем поворачивал направо в глубь территории страны и по большой дуге возвращался к столице. Обычно на все про все уходило 20–30 минут.
Чтобы не повторять до боли знакомый маршрут, наш герой решил полететь в противоположную сторону.
Ориентируясь по блеску воды, Петр некоторое время двигался, повторяя изгибы русла Конго, которое на продолжительном участке служит одновременно государственной границей с соседним Заиром. Посчитав удаленность от базы достаточной, он заложил левый вираж и стал удаляться от реки.
Полет проходил на небольшой высоте – около 300 метров. Уровень облачности тоже низкий – около 400. Навигационные приборы и компас позволяют ориентироваться. Петр спокойно «нырнул» под облачную «пену».
Неприятность поджидала Петра в виде гряды холмов, вершинами касавшихся облачного слоя. Рассматривая проплывающий внизу пейзаж, он упустил из виду приближение холмистого участка территории. Пилот резко потянул штурвал на себя. Машина проткнула облачное «одеяло». А наверху – бескрайняя белоснежная пуховая равнина и ослепительное солнце.
Отдышавшись, Петр решил при ближайшем удобном случае опуститься в просвет между облаками. Прошло 15 минут из расчетных 30. До самого горизонта – ни одного прогала. Пилот попытался связаться с базой. В эфире тишина – видимо, далековато. А под крылом плотное покрывало из облаков: ни швов, ни дыр. Количество волнения в душе Петра изменялось обратно пропорционально количеству керосина в баках «МиГа». Неизбежность последней капли заставила задуматься о катапультировании. Очень не хотелось это делать над облаками: неизвестно куда упадет самолет, а если еще прибьет кого до смерти…
Но что это? Прямо по курсу узкая продольная складка между слоями облачности, как будто щель в пододеяльнике. Петр решил снижаться. В момент, когда стали различимы для глаз особенности ландшафта, двигатель сказал «а-у-ы-м-м-м» и затих.
Планирующая способность «21-го» примерно такая же, как у утюга. Поэтому речи о том, чтобы дотянуть до подходящей площадки, быть не могло. Оставалось выбрать момент для катапультирования. Убедившись в отсутствии в пределах видимости населенных пунктов, Димов дернул за рукоятку катапульты. Остекление «фонаря» не шелохнулось, кресло осталось на месте. Второй рывок. Эффект тот же. Он предпринял третью попытку – безрезультатно.
Поверхность родной планеты неотвратимо приближалась. Справа Петр заметил небольшую горушку. Падать на вершину холма немного меньше, чем на дно оврага. Именно это решение спасло ему жизнь. Мастерство помогло летчику выбрать оптимальную траекторию, а именно: парабола, по которой падающий самолет приближался к земле, совпала с контуром пологого обратного склона холма. Ломая кустарники, «МиГ» пропахал фюзеляжем глубокую борозду и остановился у самого подножия. Божий промысел в отношении судьбы нашего героя выразился в отсутствии крупных деревьев и скальных выступов.
ЗВЕРИНЫМИ ТРОПАМИ
Он сидел в кабине лежащего на брюхе самолета где-то посреди Республики Конго без малейшего представления о своем точном местоположении и ощупывал себя, проверяя, цел ли. Боязнь, что катапульта может вот-вот сработать, сковывала движения. Но не сидеть же так вечно. Аккуратно отстегнув ремни, он мягко, «по-кошачьи» выбрался из кабины.
«Ну тебя и угораздило, – с грустью подумал Петр, обойдя самолет. – Ремонту не подлежит».
Что же делать дальше? Под креслом есть небольшая полость. В ней хранятся аптечка, спички, ракетница, хлеб, рыболовные снасти, нож, в общем, НАЗ (носимый аварийный запас). Но если от неосторожного действия выстрелит катапульта, то разрежет пополам. Тогда не понадобятся ни спички, ни ракетница. «Придется использовать лишь то, что найдется в карманах», – решил Петр. Но обнаружилось, что ничего, кроме носового платка, в них нет.
Судя по упорному молчанию диспетчера, расстояние до столицы могло быть весьма приличным. Надо идти. Но куда? Вспомнил, что в последнюю минуту полета заметил внизу блеснувшую ленточку реки. Если есть где-то населенные пункты, то они должны быть рядом. И он пошел к воде. То, что в полете казалось секундами, заняло три часа пешего перехода.
Наконец-то река. Но стена прибрежного леса была настолько плотной, что невозможно руку просунуть между стволов и ветвей. Повинуясь скорее интуиции, Петр пошел вдоль реки, как ему показалось, вниз по течению. Еще час пришлось идти, пока не наткнулся на звериную тропу. Она скрывалась под пологом буйной растительности. Петр опустился на корточки и заглянул внутрь. Света в конце тоннеля он не увидел, но услышал плеск волн. «Труба» протянулась метров на 50. Пока Димов полз, он думал, во что превратила бы его семья кабанов, если бы им довелось встретиться.
Река оказалась узенькой, но достаточно полноводной, течение заметно на глаз. День подошел к концу. Отойдя по кромке воды подальше от места водопоя, Петр расположился на ночлег. Наломал веток и соорудил подобие гнезда.
Голода не было. Воды напился столько, что при каждом движении в желудке хлюпало и булькало. Это не помешало быстро заснуть. И так же быстро проснуться. И больше половины ночи в полудреме ворочаться на жестком ложе.
РАФТИНГ НА БРЕВНЕ
Утро началось с передачи «В мире животных». За полчаса до рассвета река и джунгли стали просыпаться. С восходом солнца все вокруг заверещало, заскворчало и зафыркало. Птицы, гады и насекомые суетливо заторопились куда-то по своим делам.
Засобирался в дорогу и Петр. На его удачу невдалеке валялся здоровый кусок ствола высохшего дерева. По своим размерам он вполне подходил человеку среднего веса в качестве плавсредства. Спуск на воду прошел без торжеств. Петр оседлал бревно и, используя сломанную ветку как весло, приступил к рафтингу.
Ход бревну давало течение, ветка применялась лишь для коррекции курса. Большую часть времени «путешественник» обозревал окрестности. Важно было не пропустить признаков возможного присутствия людей. Но прибрежные заросли тянулись глухим забором.
Солнце палило нещадно. Пригодился носовой платок. Завязав по углам узелки, он получил нехитрую панамку. Когда становилось совсем невмоготу, Петр погружался в воду и плыл за бревном, восстанавливая тепловой баланс. Массу неприятных ощущений стало доставлять чувство голода. Сколько ни заливай воду в пустой желудок, чувство сытости не наступит.
Приближавшийся вечер заставил задуматься о ночлеге. Пришвартовав «линкор» к песчаной косе, Петр выбрался на берег. Наломал веток, устроил лежбище. Сон не шел. Мысли о змеях и крокодилах не пугали его ни днем, ни ночью.  Но брезгливое чувство вызывало опасение, что какая-нибудь мерзкая пиявка может заползти в штанину.
Подъем после второй бездомной ночи был хмурым. Голод, недосып, саднящие ссадины и царапины, разбухшая от постоянного пребывания в воде кожа на ладонях и ступнях. Но главное – упадок духа. Военный летчик, ставший по случаю речником, был близок к отчаянию. Ведь сегодня среда, в 14.55 прибывает самолет из Москвы, на котором должна прилететь его жена. Он не видел ее 10 месяцев. Сообщили ли ей, что он пропал? Если нет, то каким ударом для нее будет узнать об этом после прилета.
С этими невеселыми рассуждениями он оседлал ставшее уже родным «плавающее кресло» и продолжил поиски признаков цивилизации.
Вскоре река сделала крутой изгиб, и бревно течением прибило к песчаной отмели. Но главное – рядом оказался длинный плес, свободный от джунглевой растительности, а за ним виднелся холм с темно- и светло-зелеными полосками на склоне. Так ровненько могут расти только овощи или фрукты, посаженные человеком.
Димов сошел на берег. Откуда только силы взялись – он побежал к холму. При ближайшем рассмотрении грядки оказались плантацией ананасов. Две женщины, на которых из одежды были только небольшие повязки на бедрах, занимались сельхозработами в «огороде». Обрадованный Петр поздоровался с ними. Женщины, сосредоточенные на своей работе, не заметили подошедшего и испуганно вскрикнули, услышав незнакомый мужской голос. Однако быстро успокоившись, ответили на приветствие. Живая речь настолько подействовала на нашего героя, что силы оставили его, и он рухнул между грядок с ананасами.
Деревня располагалась рядом. Если бы у кого-нибудь из жителей имелся фотоаппарат, то получившийся кадр стал бы украшением любой коллекции: две обнаженные африканки несут на плечах небритого, осунувшегося белого мужчину в изодранном костюме.
Нежданного пришельца принесли в хижину старосты деревни. Напоили кокосовым молоком, дали лепешку из маниоки. Староста расспросил его о том, кто он и откуда, и, сев на единственный в деревне велосипед, отправился в ближайший город, до которого было около 20 километров.
А мы на некоторое время оставим почти сытого и радостного найденыша, чтобы уделить внимание встревоженным поисковикам.
HAPPY END
Пропажа военного самолета с пилотом – событие, прямо скажем, экстраординарное. Вполне естественно, что для его поиска сразу же были задействованы все, хотя и очень скудные, силы и средства. Президент страны выделил единственный имеющийся в наличии вертолет. Началось прочесывание территории вдоль традиционного маршрута полета «МиГа», то есть в направлении на юго-запад от Браззавиля. Но мы-то знаем, что наш «падальщик с небес» приземлился совсем в другой стороне, а они не знали.
Кроме президентского вертолета планировалось задействовать маленький самолет-спасатель с американской авиабазы в Аккре (Гана). Услышав о ЧП, постигшем ВВС Конго, американское командование направило к нам для оказания посильной помощи этот самолетик в комплекте со своим летчиком. Но и его, бедолагу, подстерегло несчастье. Во время промежуточной посадки в Либревиле (Габон) под проливным дождем произошла авария, в результате которой пилоту переломало ноги, а самолету – шасси.
Других возможностей для организации поиска не имелось. Поисковики загрустили, но тут раздался телефонный звонок из городка Джамбала, оповестивший о том, что пилот нашелся, и джип мэра уже выехал в ту деревню, чтобы доставить его в город. Президентский вертолет был немедленно направлен в Джамбалу.
В аэропорт Браззавиля наш герой прибыл за полчаса до посадки самолета из Москвы. Времени на то, чтобы добраться до дома, переодеться, а потом вернуться встречать жену не хватало. Пришлось бы предстать перед ней в своем затрапезном виде. Но тут проявил свои лучшие качества начальник аэропорта: он предоставил Димову возможность привести себя в порядок в его служебном кабинете. Умытый, наскоро выбритый, слегка причесанный и в парадном мундире начальника аэропорта русский летчик вышел встречать супругу к трапу авиалайнера.
Наше посольство в тот день гуляло весь вечер и всю ночь.   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Лукашенко научит Россию регулированию цен

Лукашенко научит Россию регулированию цен

Михаил Сергеев

Евразийский банк развития обещает Белоруссии новое инфляционное давление

0
719
Пенсионеры спасут белорусскую промышленность

Пенсионеры спасут белорусскую промышленность

Дмитрий Тараторин

Лукашенко осознал дефицит рабочих рук и велел принять действенные меры

0
853
Вклады россиян в банках не живут даже несколько лет

Вклады россиян в банках не живут даже несколько лет

Анастасия Башкатова

Центробанк и Минфин заочно поспорили – из чего формировать источники длинных денег для экономики

0
1142
Иностранцев будут активнее учить российским традициям

Иностранцев будут активнее учить российским традициям

Екатерина Трифонова

Работа по интеграции и адаптации мигрантов пока остается на региональном уровне

0
775

Другие новости