0
4519
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

06.02.2015 00:01:00

"Художник пишет цвет и свет, рисует тень и тьму"

Тэги: искусство, живопись, выставки, минобороны, шойгу, манеж, союз художников


искусство, живопись, выставки, минобороны, шойгу, манеж, союз художников Вручение представителям РПЦ копии диорамы «Крещение войска князя Владимира в Херсонесе». Фото с сайта www.ukr.rs.gov.ru

К 2020 году военная техника и вооружения в армии и на флоте должны полностью обновиться. И только у художников-баталистов, поскольку еще ни одна попытка модернизировать творчество и автоматизировать талант успехом не увенчалась, боевые средства остаются прежними – кисть и резец. К тому же у искусства вообще и у изобразительного искусства в частности специфические «поражающие факторы» – эмоции и впечатления. Вот под их воздействие и подпал министр обороны Сергей Шойгу, посетивший выставку в московском Манеже, приуроченную к 80-летию Студии военных художников имени М.Б. Грекова. И уже на выходе прозвучали слова: неплохо бы сделать эту экспозицию (около 1000 экспонатов) передвижной и провезти по всей стране – чтобы соотечественники больше узнали о тех, кто защищал Родину в прежние годы и защищает ее сегодня, и чтобы положить конец фальсификациям нашей непростой истории.

Здесь надо уточнить, что Студия военных художников является штатным подразделением Министерства обороны и даже имеет свое Боевое Знамя, поэтому пожелание министра можно рассматривать как приказ. А поскольку многие скульпторы и живописцы носили погоны, даже сомневаться не приходится, что исполнен он будет беспрекословно и в указанные сроки. Впрочем, грековцам не привыкать брать под козырек – с армией они со времен легендарных сабельных походов, прошли в боевом строю по дорогам всех войн, какие выпали на долю нашей страны. А кроме того, Студия имени Грекова – это еще и старейший творческий союз, переживший в первозданном виде все другие союзы и объединения, в том числе и Союз художников СССР.

ОН БЫЛ ПЕРВЫМ

Баталистика началась еще в эпоху наскальной живописи, так что имя первого военного художника вряд ли когда-нибудь станет известно. Но он побудил к батальному творчеству эллинов и римлян, а те – иконописцев, которые проиллюстрировали военными сюжетами летописи и прочие «последние сказанья». В России же первым официальным художником-баталистом почему-то считается Василий Верещагин, погибший в 1904 году вместе с адмиралом Степаном Макаровым на броненосце «Петропавловск». Но это историческая близорукость. На самом деле полотна и скульптурные композиции военного содержания создавали и до него, причем изрядным числом – чтобы не утонуть в перечислении, достаточно вспомнить, например, мозаику Михаила Ломоносова «Полтавская битва». И все равно это будет ничтожно малая толика того, что было создано о войне, воинском подвиге служивых людей за тысячелетие Руси, которая, как хорошо известно, вынуждена была практически постоянно воевать.

А вот появление советской школы баталистики напрямую связано с донским казаком Митрофаном Павловичем Мартыщенко, больше известным под именем Митрофан Борисович Греков. Почему именно Греков?.. Возможно, Феофан Грек здесь совершенно ни при чем, но уж очень заманчивая выстраивается аналогия – легендарный русский иконописец и лучший советский баталист, который очень рано начал рисовать и после окончания 1903 году Одесского художественного училища приехал в Петербург с рекомендацией, дающей право поступления в Академию художеств без экзаменов. Затем была студия Ильи Репина, батальная мастерская Франца Рубо и участие в реставрации панорамы своего учителя «Оборона Севастополя».

Уже с Первой мировой Митрофан Греков привез множество батальных зарисовок. А после Гражданской войны, которую прошел добровольцем под знаменами Семена Михайловича Буденного, появились его самые знаменитые полотна, ставшие классикой жанра, – «Трубачи Первой конной» и «Тачанка».

В 1934 году, уже признанным мастером батальной живописи, Митрофан Греков получил заказ на исполнение панорамы «Перекоп» – о штурме в 1920 году крымских укреплений белой армии войсками Михаила Фрунзе, но в экспедиции заболел и скоропостижно скончался. И буквально через два дня приказом наркома обороны на базе отдельной кавалерийской бригады была создана изомастерская «самодеятельного красноармейского искусства имени М.Б. Грекова», которая вскоре преобразовалась в студию профессиональных живописцев и скульпторов, работающих в батальном жанре. А первыми дипломированными художниками, поступившими на военную службу по основной творческой специальности, стали Анатолий Горпенко, Сергей Годына и Петр Кривоногов, позднее написавший знаменитые полотна «Защитники Брестской крепости» и «Победа». Впрочем, чтобы навсегда остаться в пантеоне отечественного изобразительного искусства, Петру Кривоногову вполне хватило бы и одной картины – «Поединок» («На Курской дуге»).

Но чтобы создавать такие полотна, войну надо было знать изнутри. И действительно, многие грековцы надели шинели уже в 1941 году. Например, художник Геннадий Прокопинский начал писать портреты бойцов и командиров непосредственно в окопах Сталинграда, прошли по дорогам побед и поражений и другие его коллеги. Одновременно в студии был налажен выпуск фронтовых плакатов, самыми известными из которых стали работы графика Николая Жукова «Бей насмерть!», «Отстоим Москву!» (совместно с Виктором Климашиным) и плакаты Леонида Голованова – «Дойдем до Берлина!» и «Дошли!». Ну а завершил свою победную серию Николай Жуков, который потом долгие годы возглавлял студию военных художников, рисунками с заседаний Нюрнбергского процесса – 200 графических листов, «прозвучавших» как реквием по фашизму.

Тема Великой Отечественной продолжала жить в творчестве грековцев и после Победы. Достаточно назвать монумент воину-освободителю Евгения Вучетича в Трептов-парке, его грандиозные работы на Мамаевом кургане – «Родина-мать зовет!», «Скорбь матери» и «Стоять насмерть!», полотна Якова Бута, посвященные защитникам Аджимушкайских каменоломен, и многие другие, а в их числе в общем-то лирическую картину Аркадия Интезарова «Снайперы» и первую советскую панораму «Сталинградская битва», вышедшую из-под кисти Марата Самсонова, одна из работ которого – диорама «Сталинградская битва. Соединение фронтов» – сегодня украшает Центральный музей Великой Отечественной войны на Поклонной горе.

Только для Поклонной горы грековцы выполнили целых шесть диорам. Всего же на счету у художников-баталистов Студии им. Грекова около 80 диорам и панорам. И уже на выставке в Манеже живописцы Павел Рыженко и Александр Самсонов представили на суд зрителей очередную диораму – «Крещение войска князя Владимира в Херсонесе».

Впечатляющая работа. Как, впрочем, и вся историческая баталистика грековцев, начиная с «Героического похода Таманской армии в 1918 году» Анатолия Кокорина, серии исторических портретов Николая Овечкина и кончая работами о делах и сражениях давно минувших дней того же Павла Рыженко и Сергея Присекина, чья дипломная работа «Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет» сегодня украшает Георгиевский зал Большого Кремлевского дворца.

	Митрофан Греков. Тачанка (Выезд на позицию). 1933 г. ГТГ
Митрофан Греков. Тачанка (Выезд на позицию). 1933 г. ГТГ

ДРУГИЕ ВОЙНЫ И АРМЕЙСКИЕ БУДНИ

Но мир, к сожалению, так и не научился жить без войн, поэтому продолжение, безусловно, последовало. Так, в 60-е годы прошлого века на войне во Вьетнаме побывали художники Марат Самсонов и Владимир Переяславец. По афганским дорогам и караванным тропам прошли с карандашом и блокнотом и Николай Бут, Геннадий Севостьянов и Николай Соломин. А две чеченские войны нашли отражение в работах побывавших на Северном Кавказе Александра Сытова, Андрея Сибирского и Сергея Присекина. Андрей Сибирский в августе 2008 года поработал еще и в зоне грузино-абхазского конфликта. В общем, как и положено военным художникам, грековцы нового поколения тоже сполна хлебнули фронтовой жизни.

Но, кроме войн и вооруженных конфликтов, были и обыкновенные армейские и флотские будни. Грековцы ходили в дальние походы на кораблях и подводных лодках, освещали боевые учения, бывали в отдаленных гарнизонах и на горных заставах, в аудиториях военных академий и училищ, на Байконуре и в Плесецке. Именно военные художники первыми начали создавать галерею покорителей космоса, портретные галереи отечественных военачальников и кавалеров Золотой Звезды – героев Советского Союза и героев России. Поэтому художники Студии имени Грекова в армии и на флоте, что называется, свои люди, а такие работы, как, например, графическая серия Сергея Антонова «Ракетчики» или живописная сага о военных летчиках кисти Владимира Переяславца можно с полным на то основанием назвать иллюстрированной летописью наших Вооруженных сил, которая пополняется новыми работами каждый день и сегодня.

НАШЕСТВИЕ ДИЛЕТАНТОВ

И еще раз о войне. Уже на юбилейной выставке в Манеже, можно сказать, непосредственно за спиной у Сергея Шойгу, прозвучал упрек, будто экспозиция получилась чрезмерно парадной и патетической, что здесь не хватает «правды войны» – такой, как, например, у немецкого художника Отто Дикса, картины которого о Первой мировой войне стали шокирующим откровением. На этом основании был сделан вывод: дескать, наши художники-баталисты в своем творчестве еще не достигли вершин откровения, что это творчество во многом прилизанное и даже паркетное…

Ну что тут скажешь? Упрек явно несправедливый. Зарисовок, набросков о войне, от которых стынет в жилах кровь, почти у каждого грековца, побывавшего в боевой обстановке, в госпиталях, поверьте на слово, хватает. Другой вопрос – все ли увиденное на войне надо обязательно выставлять на всеобщее обозрение?

Например, американцы после высадки в Нормандии в 1944 году допустили на поле боя фотографов и журналистов только после того, как телам погибших были приданы, скажем так… героические позы. Ну а что по случайности пропустили, с газетных и журнальных полос убрала военная цензура. В общем, в США тогда не сочли целесообразным заниматься мазохизмом, тем более что и так известно: война без смертей и крови не бывает. Не слишком откровенничают они и сейчас – обычно американское воинство преподносится преимущественно в бравурной тональности, и исключений просто не бывает. 

И вот тут самое время вспомнить о «Левиафане» Андрея Звягинцева, который уже увенчан кинематографическими лаврами и скорее всего получит еще и «Оскар». Фильм талантливый и правдивый, хотя сюжет и позаимствован из американской действительности, о чем сами американцы, вероятно, даже не догадываются. Но когда они видят на своих экранах нашу изнанку и только изнанку, причем собственного, российского же, изготовления, вряд ли за океаном это порождает к нам добрые чувства. Собственно, отсюда и речи о том, что, дескать, Россия с ее «низкой культурой» и «ужасным населением» не имеет права на существование.

Так чего ради самим же подбрасывать в этот огонь неприязни горючий материал? Или мы уже насколько ополоумели в угаре саморазоблачений, что уже не замечаем, как наша судьба идет за нами же, будто сумасшедший с бритвою в руке?..

Впрочем, сколько картин, столько и мнений – это понятно, и по-другому никогда не бывает. Одним не нравится, что в работах грековцев много пафоса и парадности, другие, наоборот, убеждены, будто картины Студии военных художников выдержаны в слишком сдержанных тонах: в сером – поскольку это цвет солдатской шинели, и в черном – поскольку это цвет ваксы. Существует и третья «генеральная» претензия: дескать, грековцы работают в архаичной творческой манере – в реализме.

На ваксе и шинелях даже останавливаться не стоит – достаточно побывать на юбилейной выставке в Манеже, чтобы убедиться, что палитра у грековцев достаточно яркая, и больше не обращать внимания на подобного рода упреки. А вот теперь о творческом методе.

Дело в том, что так называемое актуальное искусство дошло до такой стадии, когда потерялся смысл не только в художественном образе, но и в самом художнике как мастере, как профессионале, владеющем определенными способностями и навыками. А так называемые концепты может сотворить практически любой, при этом умение держать в руке карандаш или что-нибудь другое из принадлежностей художника не требуется. Например, достаточно принести со свалки старый утюг, привязать к нему кусок веревки – и ты уже художник-концептуалист.

В свое время и авангард считали устаревшим, а одного из лидеров авангарда Павла Филонова подозревали в неумении рисовать. И тогда Филонов написал портрет сестры в классической манере. Все разговоры сразу же прекратились. Но вот что примечательно: у ведущего художника Студии имени М.Б. Грекова Сергея Присекина есть похожая работа – портрет святой мученицы Елизаветы Федоровны. Изображать бархат так, как это умел Павел Филонов и как это умеет Сергей Присекин – тест на профессионализм. А грековцы все большие мастера. Поэтому различные «измы» проходят, а Студия военных художников вот уже 80 лет остается в боевом строю.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
954
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
1118
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1558
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1258

Другие новости