0
7517
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

20.02.2015 00:01:00

Впереди была война

Тэги: книги, рецензия, история, ссср, десант, ввс, красная армия, вдв, шаманов, прибалтика, польша


6-15-1.jpg

Котельников В.Р. Красный десант: советские воздушно-десантные войска в предвоенный период 1930–1941. – М.: Русские витязи, 2014. – 200 с.

Военно-политическое руководство Советского Союза самым тщательным образом отслеживало появлявшиеся в других странах новейшие образцы вооружений и военной техники, а также последние разработки в области военной науки. Все, что признавалось необходимым, незамедлительно внедрялось в советские войска. Если надо, за немалые деньги приобретались конкретные образцы вооружений и военной техники, покупались лицензии на выпуск той или иной передовой техники или оборудования военного назначения, а также приглашались на работу в Советском Союзе ведущие зарубежные специалисты, ученые и инженеры.

Немецкие и американские самолеты, немецкие же авиамоторы и химические приборы, британские танки, чехословацкие пушки, а также лучшие образцы других видов вооружения и военной техники – все это должно было повысить боевой потенциал Красной армии. Быстрыми, опережающими другие страны мира темпами развивались в нашей стране авиация, бронетанковая и другая техника и даже создавались новые рода войск.

МИРОВОЙ ПРИОРИТЕТ

Одним из новых родов войск стали Воздушно-десантные войска, созданные в СССР впервые в мире и давшие толчок новой тенденции – созданию воздушно-десантных и парашютно-десантных частей в армиях ведущих стран мира. В то время как за рубежом только раздумывали над необходимостью формирования воздушно-десантных подразделений, Красная армия на военных учениях уже вовсю отрабатывала проведение операций с использованием многочисленных воздушных десантов.

Именно в Советском Союзе впервые в мировой военной истории успешно осуществили первую высадку группы военных парашютистов. Произошло это 12 августа 1930 года у хутора Клочково – по сценарию учения в тыл к противнику при помощи бомбардировщика ФГ-62 «Голиаф» был высажен отряд из 12 парашютистов, командовал которым Леонид Григорьевич Минов. Именно в нашей стране впервые стали высаживать с самолетов в составе воздушных десантов не только личный состав, но также артиллерию, автомобили и даже танки.

Причем на учения, в ходе которых осуществлялись воздушные десанты, советское военное командование активно приглашало зарубежных наблюдателей, неизменно поражавшихся грандиозным достижениям Красной армии и зачастую стоявших у истоков внедрения в свои национальные вооруженные силы советского опыта в той или иной области военной науки и техники.

«Если бы я не видел все это собственными глазами, то никогда бы не поверил, что такое вообще возможно осуществить», – указывал в своем рапорте офицер британской армии Арчибальд Уэйвели. Рапорт же он подготовил после того, как в сентябре 1935 года посетил проводившиеся под Киевом под общим руководством командующего Киевским военным округом командарма 1 ранга Ионы Эммануиловича Якира крупные учения Красной армии, на которых – согласно утвержденному сценарию – была осуществлена просто гигантская по тем временам воздушно-десантная операция: выброшен парашютный десант численностью 1188 человек, а еще 1765 десантников и тяжелое вооружение, включая 29 станковых пулеметов, две артиллерийские батареи, один легкий танк и несколько автомобилей, были высажены посадочным способом всего за 1 час 50 минут.

И хотя десант «синих», высаженный в тыл «красным», был оперативно блокирован и уничтожен (не могли же «красные» проиграть в самом деле), размах проведенной операции был просто потрясающим. Ничего подобного на Западе тогда еще не то что не проводилось, тогда такие операции и проводить-то фактически некому было. Кстати, среди присутствовавших на учениях иностранных специалистов был немецкий полковник Курт Штудент – выпускник Липецкой летной школы, а затем генерал-полковник, создатель и первый командующий воздушно-десантными войсками нацистской Германии.

ПОЛНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

Истории создания и становления советских воздушно-десантных войск посвящен труд известного историка и энтузиаста авиации Владимира Ростиславовича Котельникова «Красный десант: советские воздушно-десантные войска в предвоенный период 1930–1941», изданный недавно фондом «Русские Витязи».

Автору удалось собрать и в сжатой форме изложить на страницах книги значительный объем материалов, касающихся вопросов проектирования, создания, испытаний и практического применения специальной техники, вооружения, оснащения и оборудования, предназначенных для советских десантников. Парашюты, обмундирование и снаряжение, десантные подвесные кабины, короба, мешки и клети (в том числе так называемые «людские клети»), средства связи, десантные планеры, а также оружие десанта и различное тяжелое вооружение. Обо всем этом можно прочитать в книге Владимира Котельникова.

В частности, многие, вероятно, впервые смогут получить подробную информацию о «гробах Гроховского» – оригинальном средстве высадки парашютистов с тяжелых бомбардировщиков. «Гробы», а точнее десантные люльки, в которых размещались полностью обмундированные парашютисты, подвешивались снаружи на нижней части фюзеляжа и под крылом самолета. Парашютист укладывался в люльку и находился там до самого момента десантирования, парашют укладывался у него в голове. Над точкой сброса один из членов экипажа самолета-носителя приводил в действие механизм, переворачивавший люльку, парашютист просто вываливался из нее, а прикрепленный к люльке фал выдергивал парашют Г-5. Официально данное устройство именовалось «автоматический выбрасыватель красноармейцев» и обеспечивал перевозку на бомбардировщике значительного количества десантников и одновременную их выброску над целью. На момент разработки «гробов» в распоряжении отечественных ВВС еще не было достаточного количества вместительных транспортных самолетов для высадки воздушных десантов, так что пришлось советским потомкам Левши создавать такие вот оригинальные образцы. Правда, на снабжение «гроб Гроховского» все же не пошел.

Очень подробно в книге описаны все варианты самолетов, в то или иное время использовавшихся в качестве средства доставки личного состава, вооружения и грузов десанта. Также автор собрал и проанализировал взгляды военных теоретиков того времени на применение воздушных десантов для решения тех или иных задач, а также дал оценку влияния нового рода войск на общее развитие военно-воздушных сил и вооруженных сил передовых стран мира в межвоенный период. В частности, интерес представляет информация о том, что советскими военными теоретиками уже к весне 1932 года были проработаны задачи и тактика действий «воздушной пехоты».

Десанты подразделялись на стратегические – с дальностью высадки более 200 км от линии фронта, оперативные – до 100 км от линии фронта и тактические – с дальностью высадки менее 80 км от линии фронта. По способу высадки десанты делились на парашютные, посадочные и смешанные, а после создания авиабусов – так назывались специальные средства оригинальной конструкции для сброса десантников, боевой техники и грузов – были разработаны еще и «бреющие» десанты, в ходе которых высадка личного состава осуществлялась с малых высот и без парашютов. Это позволяло доставлять имевшимися на то время самолетами больше личного состава и грузов.

В первую очередь на десанты, указывает автор рассматриваемой книги, возлагались диверсионные действия за линией фронта – «создание хаоса в тылу врага». Также большое внимание уделялось действиям против аэродромов, включая их захваты для угона самолетов. На воздушные десанты также возлагалась задача по организации восстаний в тылу противника и поддержка действий армии и флота. Была разработана и концепция рейдового (мобильного) десанта – большего по численности и огневой мощи, чем диверсионный.

«Оригинально выглядела идея «контрдесанта», – указывает Владимир Котельников. – Противник высаживает воздушный десант в местности, где советских войск нет или их очень мало. В ответ Красная армия выбрасывает поблизости свой десант, который должен покончить с вражеским».

В книге подробно описаны структуры частей и подразделений отечественных воздушно-десантных войск в период 1930–1941 годов, предъявлявшиеся к личному составу нового рода войск требования, программы боевой подготовки десантников на разных этапах их обучения и службы и т.п. Прекрасным дополнением к изложенной в книге информации служат многочисленные фотографии, схемы и рисунки из государственных и частных архивов, многие из которых вводятся в широкий оборот впервые.

Особое внимание автор уделяет описанию и анализу наиболее важных учений, проводившихся с участием воздушно-десантных войск в рассматриваемый период. К примеру, если об упомянутом выше крупном воздушном десанте, высаженном на учениях Киевского военного округа, известно довольно много, а часть из отснятых тогда кадров можно видеть и сегодня, то о другом десанте – осуществленном летом того же года на учениях Ленинградского военного округа – знают немногие специалисты. А ведь тогда с неба в учебный бой пошло подразделение 3-й бригады особого назначения, высадка личного состава которого осуществлялась парашютным способом и полностью экипированными в костюмы химзащиты и противогазы – ведь кроме того, что будущая война станет войной моторов, считалось, что в ходе нее противником будет активно применяться и химическое оружие.

«Уникальность книги «Красный десант» заключается в том, что в ней использованы архивные документы и воспоминания очевидцев событий давно минувших лет, воссоздана историческая картина образования и становления советских воздушно-десантных войск в предвоенный период (30–40-е годы ХХ столетия), – указывает во вступительном слове к книге командующий Воздушно-десантными войсками России Герой Российской Федерации генерал-полковник Владимир Шаманов, – а своевременность и актуальность ее ценна тем, что в различных субъектах нашей необъятной Родины проходят памятные мероприятия, посвященные Дням воинской славы России – 70-летию освобождения советских территорий от немецко-фашистских захватчиков, приближая нас к знаменательной дате – 70-летию Великой Победы».

БОЕВОЕ КРЕЩЕНИЕ

Отдельно хотелось бы упомянуть о том, что Владимир Котельников в своем труде уделил достаточно много внимания и боевому применению советских воздушно-десантных войск в период до Великой Отечественной войны.

В частности, в боях на Халхин-Голе принимала участие 212-я воздушно-десантная бригада (правда, десантов не предусматривалось – бригада воевала фактически как пехотная), а в ходе сентябрьской 1939 года операции Красной армии в Польше боевое крещение получили 201-я, 204-я и 214-я воздушно-десантные бригады. Правда, также – без высадки десантов, в тыл противника высаживались лишь несколько разведгрупп парашютистов.

Важную роль в победе над противником сыграли бойцы и командиры тех же 201-й, 204-й и 214-й воздушно-десантных бригад, которые, однако, вновь использовались в качестве высокопрофессионально подготовленной пехоты – десантные операции не проводились (запланированный воздушный десант – посадочным способом – сорвался из-за ухудшения погодных условий).

Десантники принимали участие и в ходе операций Красной армии в Прибалтике летом 1940 года и в Бессарабии – в июне того же года. В последнем случае были высажены два воздушных десанта: 29 июня – в 10 км к северу от Болграда (парашютным способом с ТБ-3 было высажено около полутора тысяч человек из 204-й бригады), 30 июня – в Измаиле (240 военнослужащих 201-й бригады высажены с ТБ-3 посадочным способом и еще 540 – парашютным).

Впрочем, намного чаще советскому военному командованию приходилось использовать в ходе боевых действий не собственно сами воздушные десанты, а те средства и способы доставки грузов (боеприпасов, продовольствия, топлива и пр.), которые были разработаны в интересах воздушно-десантных войск. Так, например, в ходе операции в Польше для конно-механизированной группы им. Дзержинского, шедшей на Гродно, самолетами 3-го тяжелобомбардировочного полка за четыре дня сбросили на парашютах и доставили посадочным способом 100 т горючего, а в ходе войны с Финляндией транспортные самолеты ГВФ и бомбардировщики ВВС обеспечили снабжение всем необходимым оказавшихся отсеченными от основных сил 44-й и 54-й стрелковых дивизий.

12 июня 1941 года в стране было создано Управление воздушно-десантных войск – фактически, как указывает автор, с этого момента можно говорить о том, что десант стал полноценным родом войск. А через несколько дней началась война, в которой советские десантники проявили высокое профессиональное мастерство и массовый героизм.

«Книга «Красный десант» – свидетельство беспримерного героизма нашего народа, неразрывной связи поколений, благодарности русскому солдату – воину-освободителю, признания и уважения самоотверженного служения Родине», – отмечает генерал-полковник Владимир Шаманов. Лучшей рекомендации книге и не дашь – ее должен иметь на своей полке каждый, кто интересуется не только историей отечественных воздушно-десантных войск, но и историей советских и российских Вооруженных сил в целом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
1058
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1699
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1543
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2907

Другие новости