Н.А. Черкашин. Последняя
гавань Белого флота. От Севастополя до Бизерты. – М.: Вече, 2015. |
После распада Советского Союза и последующего отказа от однобокой идеологической трактовки истории нашей страны отечественная военно-морская литература обогатилась бесчетным количеством трудов по истории Белого флота России и постигшей его и служивших на нем русских моряков трагедии. Казалось бы, на сегодня уже все изучено в данном вопросе и подробно описано в различных документальных и художественных произведениях. Ознакомившись с книгой Николая Андреевича Черкашина, понимаешь, что это далеко не так. Вот что получается, когда в одной точке сходятся литературный талант, знания известного писателя-мариниста и весьма интригующая для любого исследователя тема.
«Большая часть книги посвящена уникальному морскому походу по местам русского рассеяния после 1920 года. Такого похода в истории России еще не было. Это была экспедиция особого исторического назначения. Мы собирали камни, разбросанные после Гражданской войны по трем континентам. Камни с именами наших соотечественников, рассеянных по Европе, Африке, Азии... А камни мы укладывали на восстановленных кладбищах Бизерты, Лемноса, Галлиполи», – отмечает на своей страничке в Facebook автор книги Николай Черкашин.
Упомянутый поход проходил с 14 по 25 июля 2010 года по маршруту исторической памяти: Венеция – Бизерта – Мальта – Пирей – Лемнос – Гелиболу (Галлиполи) – Стамбул – Севастополь. Дневниковые записи, которые вел в ходе него Николай Черкашин, легли в основу, пожалуй, основной главы его новой книги «Исходъ и поход». По мысли самого Николая Андреевича, этим походом его участники попытались поставить последнюю точку в Гражданской войне, сотрясавшей нашу страну долгие годы и нанесшей России огромный урон. Вполне возможно, что им удалось решить эту непростую задачу.
Поход, как видно, проходил в год 90-летия с того момента, как последний корабль бывшего Российского Императорского флота покинул Севастополь. Это случилось 14 ноября 1920 года. Правда, на этом, как пытаются представить отдельные исследователи, история и традиции флота на земле России отнюдь не пропали. Просто Россия стала Советской Россией, а затем и Советским Союзом, а советский Военно-морской флот, покрыв себя неувядаемой славой в годы Великой Отечественной войны, во второй половине минувшего века вырвался в «высшую лигу» – стал океанским и ракетно-ядерным, способным решать чрезвычайно широкий круг задач, включая обеспечение стратегического ядерного сдерживания.
«Что мы ждали от этого похода? Приобщения к эмигрантским судьбам? Постижения новых истин? Пройти, увидеть и понять… Что-то понять в том кошмарном хаосе, который называется Гражданская война?» – задается вопросами автор книги и пытается здесь же дать ответ: «Наверное, все вместе. Ведь каждый из участников похода вез с собой свою правду, свое понимание и готов был поделиться своими знаниями, опытом, материалами, фотографиями...».
К сожалению, из этой главы читатели узнают о том, что Анастасия Александровна Ширинская, Мадам Русская эскадра, о судьбе которой подробно рассказано в предыдущей главе «Из «Русского Карфагена» с любовью», последний представитель «Русского Карфагена», как назвал Бизерту с эвакуированной туда русской эскадрой писатель Сент-Экзюпери, скончалась незадолго до похода – в декабре 2009 года.
Вызовут интерес у читателя, безусловно, и другие главы книги Н.А. Черкашина.
Глава «По следам «Святого Георгия» представляет собой документальную повесть о тяжелом и опасном переходе подводной лодки «Святой Георгий» под командой старшего лейтенанта, а впоследствии капитана 2 ранга Ивана Ивановича Ризнича из Италии в Архангельск в 1917 году. Причем значительная часть главы отведена судьбе самого командира субмарины – одного из пионеров отечественного подводного флота. Судьбе трагической.
Название следующей главы «Браслет адмирала Щастного» говорит само за себя. Эта часть книги будет интересна всем, кого привлекает как история отечественного Военно-морского флота в целом, так и судьба Алексея Михайловича Щастного, выбранного после революции 1917 года матросами на должность командующего Балтийским флотом. А судьба у него была не менее трагичной, чем у Ивана Ризнича. Скажете, сгущаем краски? Но как еще можно охарактеризовать судьбу человека, который в мае 1918 года привел в Кронштадт большую часть Балтийского флота, всего более 230 боевых кораблей и различных судов, а затем, буквально сразу же после этого, его по приказу Льва Троцкого подвергают аресту и через месяц выносят смертный приговор. Чтобы убрать ненужного конкурента, Троцкий, этот «демон революции», добился не просто смертного приговора Щастному, но, вдумайтесь, первого в Советской России смертного судебного приговора, вынесенного после восстановления в республике смертной казни.
«Осколок империи» – следующая часть книги, рассказ о «русской Бизерте», а точнее, об одном из ее «граждан» – бывшем лейтенанте Российского Императорского флота Сергее Еникееве, записанный с его же слов и в определенной степени открывающий жизнь русских моряков в этом далеком городе в современном Тунисе с другой точки зрения.
В целом книга Николая Черкашина оставляет после себя с одной стороны приятное чувство сопричастности к истории великого флота российского, а с другой – переполняет тебя горечью из-за той трагичной судьбы, которая постигла страну и ее флот в период революций и гражданской войны, а также последующей масштабной русской эмиграции.
«Государственное единство народа России есть величайшая ценность, – говорится в обращении участников Морского похода 2010 года, изложенном в заключительной главе книги Николая Черкашина, озаглавленной «Никогда более!». – Святой долг всех верных ей сынов и дочерей самоотверженным и добросовестным служением сохранять без ущерба эту ценность для будущих поколений».
Каждый настоящий гражданин России, гражданин по духу, а не просто по паспорту, как представляется, должен сделать эти слова своим девизом, смыслом своей жизни и деятельности. Так же как каждый офицер должен помнить хотя бы заключительные слова из знаменитого изречения адмирала Степана Осиповича Макарова: «Помни войну!».