0
7521
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

03.06.2016 00:01:00

Второй день рождения дается только раз в жизни

Военно-транспортной авиации России исполняется 85 лет

Михаил Рябов

Об авторе: Михаил Викторович Рябов – подполковник в отставке, ветеран боевых действий.

Тэги: рассказ, воспоминания, авиация, ввс, ленинград, ил 76, ирак, пво


рассказ, воспоминания, авиация, ввс, ленинград, ил 76, ирак, пво Офицеры ВТА ВВС СССР – старшие бортовые техники капитан Станислав Дашевский, капитан Владимир Гераськин и бортовой переводчик капитан Михаил Рябов (в центре в первом ряду) с группой бортовых техников ВТА ВВС Ирака. Июнь 1978 года. Фото из личного архива автора

1 июня 1931 года в Ленинградском военном округе было завершено формирование Опытного воздухо-десантного отряда в составе тяжелой бомбардировочной эскадрильи (12 самолетов ТБ-1) и корпусного авиаотряда (10 самолетов-разведчиков Р-5). Эта дата и отмечается как День создания военно-транспортной авиации (ВТА). Таким образом, в этом году военно-транспортная авиация отмечает юбилей – 85 лет со дня создания.

МОЙ ВТОРОЙ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ…

Как известно, у всякого человека есть день, когда он появился на свет. День его рождения. Но по жизни бывает и так, что таких дней у человека целых два. Как, например, у меня…

В 1978–1979 годах я в качестве бортового переводчика летал в составе одного из двух экипажей 610-го Центра боевого применения и переучивания летного состава военно-транспортной авиации, которым была поручена переподготовка летных экипажей ВВС ряда арабских стран на наши военно-транспортные самолеты Ил-76.

И ВОТ ОДНАЖДЫ…

Прекрасный солнечный день 7 июня 1978 года. У нас день полетов. На него запланированы «полет в зону», «полет по маршруту» и полеты «по коробочке», в просторечии называемые «круги». После того как мы успешно выполнили «полет в зону», в кресло командира воздушного судна сел иракский летчик-стажер, подполковник N. На его долю выпал «полет по маршруту», упражнение, предназначенное более всего для проверки функционирования систем самолета.

Получив разрешение на взлет, мы «разбежались» по полосе и начали постепенно набирать высоту. Как вдруг я почувствовал сильный рывок, и борт очень резко пошел в набор, как будто бы пытаясь встать «на попа»… Еще через мгновение командир нашего экипажа, майор Николай Петрович Никаноров буквально бросился на «рога», то бишь штурвал, и я почувствовал, как мы начали возвращаться в естественное положение.

После завершения перевода борта «в горизонт» мы несколько минут летели в абсолютной тишине. Наконец я услышал в наушниках голос еле-еле сдерживающего себя командира: «Михаил! Спроси N. У него дети есть?!» Спрашиваю и получаю радостный ответ: «Да, четверо!» Транслирую: «Командир! У него целых четверо. Не как у нас с вами (у Николая Петровича – сын и дочь, а моему сыну на тот момент исполнился всего 1 год и 2 месяца)». Выслушав меня, Никаноров рванул ставший в одно мгновение ненавистным «ларинг» и, повернувшись к N, рявкнул: «… твою мать! Если своих детей не жалко, хоть наших детей пожалей!!!» Я, естественно, перевел только про детей… Первая часть уже была хорошо известна нашим стажерам и без перевода. Тем паче, что в арабском языке есть аналогичное выражение. Реакция N была следующей: он буквально вдавил себя в кресло и затих. Однако спустя несколько минут в моих наушниках опять раздался его голос: «Михаил! Узнай у командира, мы на «маршрут» пойдем?» Теперь уже я, осознав, что произошло, передаю: «Командир! Этот «чудак» на известную букву еще хочет идти на «маршрут». Николай Петрович взрывается по-новой: «Какой на… маршрут?! Садись!!!»

После того как мы благополучно приземлились и спустились с борта на бетонку, Николай Петрович подозвал нас с N к себе и спросил его, почему он так действовал на взлете. Прозвучавший ответ был просто убийственным: «Вы понимаете, я большую часть своей службы в ВВС Ирака прослужил в истребительной авиации. Но потом меня по причинам, связанным со здоровьем, но дабы не списывать совсем с летной работы, перевели в военно-транспортную авиацию. И сегодня я просто хотел сравнить возможности Ил-76 по набору высоты на взлете с возможностями истребителя...» Услышав это, Никаноров несколько раз перевел свой взгляд с N на меня и потом опять на него. Было такое впечатление, что он силится понять, кто из нас то ли так «круто» шутит, то ли просто издевается над ним. Но тут подъехал штабной «уазик», и наш командир, махнув рукой, убыл докладывать о предпосылке к летному происшествию.

Данный инцидент закончился тем, что N был отстранен от полетов на две недели. Это много, учитывая, что их группе на полеты отводилось всего два месяца. Однако, сев в кресло командира после вынужденного простоя, он долетался до того, что на взлете сработал СОСС – сигнализатор опасной скорости сближения с землей. А еще через полтора года я встретился с ним уже в Багдаде, в штабе ВВС и ПВО Ирака, где он, став «паркетным полковником», носил бумажки с этажа на этаж и из кабинета в кабинет и был несказанно рад своему новому положению.

…В октябре 1979 года я уезжал в Москву, чтобы оттуда отправиться к новому месту службы – в Ирак. Как водится, «накрыл поляну», дабы проститься с экипажем. И по ходу дела понял, что не могу не задать нашему командиру мучивший меня все это время вопрос. И я его задал: «Петрович! Как вы считаете, почему мы тогда не скользнули вниз и не сели «ниже земли»?!» Никаноров внимательно посмотрел сначала на меня, потом обвел глазами весь экипаж: «Ребята! У меня нет ответа на этот вопрос. Наверное, это просто судьба…» После этих слов все молча переглянулись и так же молча, как по команде, выпили. Думая о том, что, наверное, действительно есть в нашей жизни такая штука, как судьба. Та самая судьба, которая в солнечный июньский день была настолько щедра, что подарила каждому из нас второй день рождения…

Осталось только добавить, что этот второй день рождения я отмечаю именно 1 июня. В день рождения Военно-транспортной авиации.

С праздником, авиаторы ВТА!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


НАТО не будет оборонять Финляндию, но может удержать потенциальных противников от агрессии

НАТО не будет оборонять Финляндию, но может удержать потенциальных противников от агрессии

Владимир Иванов

0
342
Японские консерваторы выступили против изменения Конституции, поминая о «северных территориях»

Японские консерваторы выступили против изменения Конституции, поминая о «северных территориях»

Владимир Иванов

0
302
Пентагон перебросил в Саудовскую Аравию войска, боевые самолеты и четыре батареи ПРО

Пентагон перебросил в Саудовскую Аравию войска, боевые самолеты и четыре батареи ПРО

Александр Шарковский

0
319
Moody’s прогнозирует падение продаж автомобилей в России в 2020 году на 4%

Moody’s прогнозирует падение продаж автомобилей в России в 2020 году на 4%

0
299

Другие новости

Загрузка...
24smi.org